Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

автор: Рахматуллина Елена Станиславовна

Учитель начальных классов МАОУ “Гимназия №1 г. Орска”

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

 

Учитель  Рахматуллина Е.С.
Класс 1 «В».
УМК «Школа России».
Дата 15.10.2019.
Тема Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Тип урока Изучение нового материала.
Цель Познакомить учащихся с новыми буквами Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’]. Формировать навыки правильного слогового, выразительного и осознанного чтения.
Методы 1. Словесный.

2.Наглядный.

3.Проблемный.

4. Частично – поисковый.

Планируемые результаты (предметные). Овладевают навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные умения (УУД), которые формируются входе урока. Личностные УУД:

-развивать положительное отношение к учению;

-проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

-бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях;

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.

Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя; делают выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Формы работы на уроке. Фронтальная , парная, индивидуальная.
Средства обучения. -Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. Учебник в 2ч.2017-Ч.-1

-ТСО (настенный телевизор, компьютер. колонки).

-Презентация.

-Пособие для чтения (слияние звуков), образцы печатных букв

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I этап.   Организация начала урока. Приветствие учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Личностные:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

Коммуникативные: 

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

II этап.

 Речевая разминка. Фонетическая зарядка.

Подготовка речевого аппарата.

– Ребята, наш урок мы начнем с речевой разминки, чтобы говорить, читать четко и правильно.

Читает скороговорку с постепенным ускорением темпа чтения.

-Ребята, перед вами скороговорка. Сначала я проговорю ее медленно. Внимательно слушаем, следим глазками.

Ехал Грека через реку. 

Видит Грека – в реке рак. 

Сунул в реку руку Грека. 

Рак за руку Греку – цап.

-Какую картину вы себе представили.

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

– Почему Грека сунул в реку руку?

– А какое качество характера при этом проявил Грека? 

– Скажите, а в каких случаях быть любопытным полезно, а в каких – опасно?

Читает скороговорку с постепенным ускорением темпа чтения.

 

-Ребята, вы можете найти эту скороговорку самостоятельно и научиться читать ее правильно и в быстром темпе.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

-Мы представили, что Грека ехал через реку, сунул руку в воду. Рак схватил Грека за руку.

Высказывают свое мнение.

-Грека сунул руку в реку, потому что ему было интересно.

– Он проявил любопытство.

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Повторяют скороговорку за учителем.

Чтение скороговорки самостоятельно.

Коммуникативные:

умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Личностные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

III. Постановка учебной задачи. -Какая буква в этой скороговорке повторяется часто?

-Изучали ли мы эту букву?

-Как вы думаете, почему я выбрала именно эту скороговорку?

-Чтобы бы вам хотелось узнать об этой букве? Какие секреты вы хотели бы узнать?

– В этой скороговорке часто повторяется буква Р. 

-Нет, букву Р мы не изучали.

-Мы сегодня будем знакомится с буквой Р.

-Нам хотелось бы узнать какие это звуки гласные или согласные? Читать слоги и слова с новой буквой.

Личностные:

– самостоятельное формулирование темы, целей урока;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

IV этап. Физкультминутка. Выполняют движения под музыку. Регулятивные:

-принятие и удержание учебной задачи;

-преобразование практической задачи в познавательную;

Личностные:

– установка на здоровый образ жизни.

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

 Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’]

-Ребята, Незнайка баловался со словами, и они рассыпались. Давайте соберем их. 

– Составьте схему слова «река».

Организует поисковую работу по алгоритму.

 

-Сколько слогов в слове? 

– Назовите первый слог, второй. 

-Поставим знак ударения.

– Назовите первый звук в первом слоге.

–  Какой он: гласный или согласный? 

 -Докажите! 

– Звонкий или глухой? 

– Твердый или мягкий? 

 

– Составьте в схему слова «рука» на доске.

Организует поисковую работу по алгоритму.

– Сколько слогов в слове? 

-Назовите первый слог, второй. 

Поставим знак ударения.

-Назовите первый звук в первом слоге.

–  Какой он: гласный или согласный?  

-Докажите! 

– Звонкий или глухой? 

– Твердый или мягкий? 

-Что вы можете сказать об этих звуках?

 

 

-Достаточно ли нам этих знаний?

-Чему мы должны научиться.

Составляют слова: рука, река.

Выполняют звукобуквенный анализ слов с изучаемыми звукам

-В слове река два слога.

-Первый слог-ре, второй-ка.

-Ударный слог ка.

-Первый звук [р’].

– Звук [р’]-согласный

-Он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду.

–  Звук [р’]-звонкий.

–  Звук [р’]-мягкий.

Составляют схему слова рука на доске.

Рука   

   

-В слове рука два слога.

-Первый слог-ру, второй-ка.

-Ударный слог ка.

-Первый звук [р].

– Звук [р]-согласный

-Он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду.

– Звук [р]-звонкий.

– Звук [р]-твёрдый.

 – Звук [р’], [р]-согласные, звонкие, могут быть твердыми, могут быть мягкими.

 – Нет.

-Мы должны научиться читать слоги, составлять слова, предложения.

Познавательные:

-умение сравнивать предметы, объекты (находить общее и различие);

-группировка предметов и объектов на основе существенных признаков.

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

умение общаться, прислушиваться к высказываниям других.

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

VI этап. Первичное закрепление

 1. Чтение слогов, слов

1.Организует чтение слогов с изученной буквой.

Игра «Снежный ком».

РА, РО, РЫ, РУ, РИ.

Работа в паре.

Игра «Дополни до целого слова».

Составьте слова, соединив слоги с со слогами или буквой 2 столбика.

Ра          за

Ро          на

Ры         ка

Ру          с

Ри          ба

 Организует проверку.

Читают слоги 

РА; РО; РА-РО, РЫ РА-РО-РЫ, РУ, РА-РО-РЫ-РУ, РИ, РА-РЫ-РУ-РИ.

Работают в паре.

Ра          за

Ро          на

Ры         ка

Ру          с

Ри          ба

Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

VII этап. Физкультминутка. Руки за спину, головки назад. 

Глазки пускай в потолок поглядят. 

Головки опустим – на парту гляди. 

И снова наверх – где там муха летит? – смотрят в потолок

Глазами повертим, поищем ее. 

И снова читаем. Немного еще.

–  поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки;

– открывают глаза, смотрят в потолок;

– опускают голову и смотрят в пол;

– водят глазами из стороны в сторону.

Личностные:

– установка на здоровый образ жизни.

2. Развитие связной речи. 

 Работа с текстом. «Азбука» с.65

Чтение слов с изученной буквой.

Игра «Пропавшая буква».

-На доске записан текст. Но вот только, некоторые буквы пропали из слов. Вам нужно догадаться какая буква пропала и прочитать текст.

 У И..ы  ..астут кактусы. И..а   т..онула кактус. Она уколола  ..уку. У И..ы ..анка.

 

 

 

 

-Какая буква пропала?

-Какое заглавие можно придумать для этого текста?

-Ребята, а теперь проверим правильно и мы выполнили задание.  «Азбука» с.65.

-Что вы знаете о кактусах? 

 Читают текст «про себя». 

Проверяют: один ученик читает у доски.

У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Иры ранка.

Оценивают чтение.

-Пропала буква Р.

Предлагают варианта заглавия.

 

Открывают учебник «Азбука» с.65

Читают текст.

Примерный ответ.

Кактусы – это комнатные растения. У них толстый стебель и нет листьев. Листья превратились в колючки. 

Летом нужно постоянно поливать, а зимой поливать нужно редко. Кактусы любят свет, особенно зимой. Любоваться кактусами очень приятно, но руками их трогать нельзя!

Познавательные :

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

организация учебной деятельности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

Развитие мотива- желание сберечь своё здоровье на основе опыта собственной жизни.

VI. Рефлексивно-оценочный С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

– Что вы узнали об этой букве?

Оцените свою работу на уроке.

– Я доволен своей работой на уроке.

– На уроке я работал мало.

–  Я недоволен своей работой на уроке.

– Спасибо за урок

-Мы познакомились с буквой Р.

-Мы узнали, что буква Р обозначает два звука. 

Звук [р’]-согласный, звонкий, мягкий.

 Звук [р]-согласный, звонкий, твёрдый.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

рефлексия деятельности.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном обсуждении.

Личностные УУД:

делают выводы, оценивают свои достижения.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Пролистать наверх