автор: Рахматуллина Елена Станиславовна
Учитель начальных классов МАОУ “Гимназия №1 г. Орска”
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Учитель | Рахматуллина Е.С. |
Класс | 1 «В». |
УМК | «Школа России». |
Дата | 15.10.2019. |
Тема | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Цель | Познакомить учащихся с новыми буквами Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’]. Формировать навыки правильного слогового, выразительного и осознанного чтения. |
Методы | 1. Словесный.
2.Наглядный. 3.Проблемный. 4. Частично – поисковый. |
Планируемые результаты (предметные). | Овладевают навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
Метапредметные умения (УУД), которые формируются входе урока. | Личностные УУД:
-развивать положительное отношение к учению; -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; -бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях; Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя; делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). |
Формы работы на уроке. | Фронтальная , парная, индивидуальная. |
Средства обучения. | -Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. Учебник в 2ч.2017-Ч.-1
-ТСО (настенный телевизор, компьютер. колонки). -Презентация. -Пособие для чтения (слияние звуков), образцы печатных букв |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап. Организация начала урока. | Приветствие учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные:
сформированность познавательных мотивов – интерес к новому. Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим. |
II этап.
Речевая разминка. Фонетическая зарядка. |
Подготовка речевого аппарата.
– Ребята, наш урок мы начнем с речевой разминки, чтобы говорить, читать четко и правильно. Читает скороговорку с постепенным ускорением темпа чтения. -Ребята, перед вами скороговорка. Сначала я проговорю ее медленно. Внимательно слушаем, следим глазками. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку – цап. -Какую картину вы себе представили.
Побуждает к высказыванию своего мнения. – Почему Грека сунул в реку руку? – А какое качество характера при этом проявил Грека? – Скажите, а в каких случаях быть любопытным полезно, а в каких – опасно? Читает скороговорку с постепенным ускорением темпа чтения.
-Ребята, вы можете найти эту скороговорку самостоятельно и научиться читать ее правильно и в быстром темпе. |
Слушают учителя.
-Мы представили, что Грека ехал через реку, сунул руку в воду. Рак схватил Грека за руку. Высказывают свое мнение. -Грека сунул руку в реку, потому что ему было интересно. – Он проявил любопытство.
Высказывают свое мнение. Повторяют скороговорку за учителем. Чтение скороговорки самостоятельно. |
Коммуникативные:
умение общаться, прислушиваться к высказываниям других. Личностные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
III. Постановка учебной задачи. | -Какая буква в этой скороговорке повторяется часто?
-Изучали ли мы эту букву? -Как вы думаете, почему я выбрала именно эту скороговорку? -Чтобы бы вам хотелось узнать об этой букве? Какие секреты вы хотели бы узнать? |
– В этой скороговорке часто повторяется буква Р.
-Нет, букву Р мы не изучали. -Мы сегодня будем знакомится с буквой Р. -Нам хотелось бы узнать какие это звуки гласные или согласные? Читать слоги и слова с новой буквой. |
Личностные:
– самостоятельное формулирование темы, целей урока; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
IV этап. Физкультминутка. | Выполняют движения под музыку. | Регулятивные:
-принятие и удержание учебной задачи; -преобразование практической задачи в познавательную; Личностные: – установка на здоровый образ жизни. |
|
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] |
-Ребята, Незнайка баловался со словами, и они рассыпались. Давайте соберем их.
– Составьте схему слова «река». Организует поисковую работу по алгоритму.
-Сколько слогов в слове? – Назовите первый слог, второй. -Поставим знак ударения. – Назовите первый звук в первом слоге. – Какой он: гласный или согласный? -Докажите! – Звонкий или глухой? – Твердый или мягкий?
– Составьте в схему слова «рука» на доске. Организует поисковую работу по алгоритму. – Сколько слогов в слове? -Назовите первый слог, второй. Поставим знак ударения. -Назовите первый звук в первом слоге. – Какой он: гласный или согласный? -Докажите! – Звонкий или глухой? – Твердый или мягкий? -Что вы можете сказать об этих звуках?
-Достаточно ли нам этих знаний? -Чему мы должны научиться. |
Составляют слова: рука, река.
Выполняют звукобуквенный анализ слов с изучаемыми звукам -В слове река два слога. -Первый слог-ре, второй-ка. -Ударный слог ка. -Первый звук [р’]. – Звук [р’]-согласный -Он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду. – Звук [р’]-звонкий. – Звук [р’]-мягкий. Составляют схему слова рука на доске. Рука
-В слове рука два слога. -Первый слог-ру, второй-ка. -Ударный слог ка. -Первый звук [р]. – Звук [р]-согласный -Он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду. – Звук [р]-звонкий. – Звук [р]-твёрдый. – Звук [р’], [р]-согласные, звонкие, могут быть твердыми, могут быть мягкими. – Нет. -Мы должны научиться читать слоги, составлять слова, предложения. |
Познавательные:
-умение сравнивать предметы, объекты (находить общее и различие); -группировка предметов и объектов на основе существенных признаков. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение общаться, прислушиваться к высказываниям других. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей. |
VI этап. Первичное закрепление
1. Чтение слогов, слов |
1.Организует чтение слогов с изученной буквой.
Игра «Снежный ком». РА, РО, РЫ, РУ, РИ. Работа в паре. Игра «Дополни до целого слова». Составьте слова, соединив слоги с со слогами или буквой 2 столбика. Ра за Ро на Ры ка Ру с Ри ба Организует проверку. |
Читают слоги РА; РО; РА-РО, РЫ РА-РО-РЫ, РУ, РА-РО-РЫ-РУ, РИ, РА-РЫ-РУ-РИ. Работают в паре. Ра за Ро на Ры ка Ру с Ри ба |
Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. |
VII этап. Физкультминутка. | Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим – на парту гляди. И снова наверх – где там муха летит? – смотрят в потолок Глазами повертим, поищем ее. И снова читаем. Немного еще. |
– поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки;
– открывают глаза, смотрят в потолок; – опускают голову и смотрят в пол; – водят глазами из стороны в сторону. |
Личностные:
– установка на здоровый образ жизни. |
2. Развитие связной речи.
Работа с текстом. «Азбука» с.65 |
Чтение слов с изученной буквой.
Игра «Пропавшая буква». -На доске записан текст. Но вот только, некоторые буквы пропали из слов. Вам нужно догадаться какая буква пропала и прочитать текст. У И..ы ..астут кактусы. И..а т..онула кактус. Она уколола ..уку. У И..ы ..анка.
-Какая буква пропала? -Какое заглавие можно придумать для этого текста? -Ребята, а теперь проверим правильно и мы выполнили задание. «Азбука» с.65. -Что вы знаете о кактусах? |
Читают текст «про себя». Проверяют: один ученик читает у доски. У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Иры ранка. Оценивают чтение. -Пропала буква Р. Предлагают варианта заглавия.
Открывают учебник «Азбука» с.65 Читают текст. Примерный ответ. Кактусы – это комнатные растения. У них толстый стебель и нет листьев. Листья превратились в колючки. Летом нужно постоянно поливать, а зимой поливать нужно редко. Кактусы любят свет, особенно зимой. Любоваться кактусами очень приятно, но руками их трогать нельзя! |
Познавательные :
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: организация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: Развитие мотива- желание сберечь своё здоровье на основе опыта собственной жизни. |
VI. Рефлексивно-оценочный | С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы узнали об этой букве? Оцените свою работу на уроке. – Я доволен своей работой на уроке. – На уроке я работал мало. – Я недоволен своей работой на уроке. – Спасибо за урок |
-Мы познакомились с буквой Р.
-Мы узнали, что буква Р обозначает два звука. Звук [р’]-согласный, звонкий, мягкий. Звук [р]-согласный, звонкий, твёрдый. Оценивают свою работу на уроке. |
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД: рефлексия деятельности. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении. Личностные УУД: делают выводы, оценивают свои достижения. |