“Уроки по ФГОС (практика применения деятельностного подхода)

автор:

Рачева Оксана Николаевна

Учитель-дефектолог МБДОУ компенсирующего вида, Детский сад №249 г. Красноярск

Стеценко Светлана Анатольевна

Учитель-дефектолог МБДОУ компенсирующего вида, Детский сад №249 г. Красноярск

“Уроки по ФГОС (практика применения деятельностного подхода)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 249 компенсирующего вида»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

с детьми подготовительной групп МБДОУ №249.

«Путешествие по сказкам»

Составители:

                       Учитель-дефектолог: Рачева Оксана Николаевна

                       Учитель-дефектолог: Стеценко Светлана Анатольевна

Актуальность.

         Книга была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Современные дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. А это значит, что развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».    Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети отличаются от своих нормативно развивающихся сверстников особенностями речевого развития. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевым недоразвитием, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.   Речь идет о специально организованном процессе взаимодействия специалиста и ребенка, в котором особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций на основе адекватных для каждого ребенка игровых видов деятельности. Мы в своей работе используем разнообразные формы и методы обучения, чтобы привить любовь к книгам. Одна из форм-это работа со сказками.

      Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. Читая сказки, у ребенка развивается воображение, фантазия, повышаются творческие способности. Дети, которым постоянно читали сказки, учатся быстрее говорить и формулировать свои мысли. Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

   Используя сказки, мы разработали цикл занятий, через которые не только прививаем любовь к чтению, но и решаем коррекционные и образовательные задачи:

*формирование элементарных навыков ученой деятельности;

*коррекция, развитие познавательных процессов;

*формирование и уточнение сенсорных представлений;

*активизация представлений об окружающем мире и развитие речи; *формирование элементарных математических представлений.

      Ниже мы представляем один из конспектов непосредственной образовательной деятельности.

 

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия

с детьми подготовительной групп МБДОУ №249.

Учитель-дефектолог: Рачева Оксана Николаевна

Учитель-дефектолог: Стеценко Светлана Анатольевна

  • Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)
1. Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие, математические представления
2. Вид деятельности Игровая, коммуникативная
  • Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Итоговое занятие по закреплению пройденного материала за I полугодие
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Практические методы;

Наглядные и игровые приемы.

3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
4. Возрастная группа 6-7 лет
5. Цель Создание условий для закрепления, обобщения и систематизация знаний детей
6. Задачи Образовательные:

1.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; считать от заданного числа; называть числа-соседи.

2.Совершенствовать умение решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание.

3.Совершенствовать ориентировку в схеме тела, на бумаге, в пространстве.

4.Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; закреплять умение дифференцировать их по разным признакам.

5.Закреплять последовательность временных понятий.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать мыслительные операции, внимание, мышление.

2.Развивать мелкую моторику.

3.Развивать речевую активность.

4.Работа со схемами.

Воспитательные:

1.Развивать у детей любознательность, усидчивость, умение слушать педагога.

2.Формировать навыки самооценки, умение работать в парах.

3.Учить детей взаимопомощи.

7. Планируемые результаты У детей сформированы математические представления. Самостоятельно ориентируются в пространстве, в схеме тела. Умеют обобщать, классифицировать и анализировать. Грамматически правильно выстраивают предложения. Умеют работать в парах и оказывать взаимопомощь.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Карточки с цифрами; раздаточный математический материал;

геометрические фигуры (Блоки Дьенеша); карточки-схемы; демонстрационные картинки;   лабиринты и карандаши, клубок.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Формирование математических представлений. Обогащение знаний об окружающем. Развитие психических процессов. Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I.Вводная часть:
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Ведущий:

-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся. (Приветствие друг друга и гостям).

Ребята, вы любите, когда вам читают книги? Может быть, кто-то из вас сам уже может читать? А зачем нам нужны книжки? Почему вы любите слушать? Книги-это наши друзья, они учат детей и взрослых хорошему.

Включить музыку (в гостях у сказки)

-А сказки вы любите? А что значит русские народные сказки? Какие сказки вы знаете? У меня тоже есть для вас книга сказок, давайте посмотрим какие сказки в ней живут?

Дефектолог:

-Ой, посмотрите, книга то пустая. Сказки все потерялись. Что же нам делать? (Будем искать сказки). Предлагаю совершить путешествие по сказкам и найти их. У нас волшебный клубок, он поможет найти путь.

Мотивация деятельности детей Детям хочется помочь отыскать сказки для книги.
Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Во время путешествия необходимо отгадать загадки или выполнить задание, чтобы попасть в ту или иную сказку.
II.Основная часть
Актуализация ранее приобретенных знаний (совместная деятельность педагога и детей) Все вместе кидаем клубок.

Дефектолог:

Если отгадаете загадку, то узнаете в какую сказку мы попали:

«В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом».

А вот и теремок.

-Сколько этажей в теремке?

-Покажи верхний этаж, нижний этаж.

-Сколько всего окон в теремке?

Посели медведя в правый нижний угол.

-Посели зайца в левый верхний угол.

-Посели комара под зайцем.

-Посели муху справа от зайца.

-Посели лягушку в нижний ряд по середине. И т.д.

Посели петуха в правый верхний угол.

-Посели лису в левый нижний угол.

-Посели волка по середине.

Молодцы, а вот и наша сказка.

Дефектолог:

Ищем дорогу в следующую сказку (кидаем клубок).

Подходим к столам.

Чтобы найти следующую сказку, надо разделиться на три команды. Сначала опустите руку в мешок, возьмите и назовите какую фигуру вы нашли. (Дети берут и называют фигуры). А теперь посмотрите на столы и догадайтесь как надо разделиться на команды (дети делятся на три команды)

-А вот и задания. Соберите разрезные картинки (печка, яблоня, речка)

-Как вы думаете в какой сказке есть эти предметы?

1.У вас есть карточки, потерялись цифры, вставьте их.

2.Посчитайте обратно.

3.Назовите числа-соседи.

-Переверните карточку: раскрасьте второй по счету квадрат, зачеркните пятый по счету квадрат, подчеркните седьмой по счету квадрат, заштрихуйте сверху вниз девятый по счету квадрат.

-Эта сказка приготовила еще одно задание:

Составление и решение задач.

-Молодцы! Справились, вот и сказка нашлась.

Физ. минутка:

В гости к сказке мы пришли (шагаем на месте)

За клубочком мы пошли (руки разводим в стороны.

Справа потянули (наклон в право)

Слева потянули (наклон влево)

И присели и привстали. (сели, встали)

За клубочком поскакали (прыжки на месте)

Дефектолог:

-Идем к следующей сказке, кидаем клубок.

Подходим к доске.

Какая же здесь сказка? Послушайте, какие слова есть в этой сказке

«Как выпрыгну, как выскочу-пойдут клочки по закоулочкам». Правильно, это сказка «Заячья избушка».

-А почему у лисы начала таять избушка? (наступила весна)

-Давайте вспомним, что еще бывает весной и нарисуем весенний лес у нас на доске. (Дети вспоминают признаки весны и составляют коллаж на доске)

-А что происходит в лесу с животными? (Просыпается медведь с медвежатами, ежики, прилетают перелетные птицы)

-Как называются эти животные одним словом?

-Ребята, мне кажется, что здесь есть что-то лишнее. (Дети находят картинку

осеннего листика, мальчика на лыжах, ребенок загорает).

-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и нашли сказку.

Дефектолог:

-Вот и вернулись наши сказки на свои места. Теперь наша книжка в порядке. Давайте оставим ее в кабинете, вы будете приходить, и читать ее.

Вам понравилось путешествие по сказкам?

Что было сложным, что было легким?

III.Заключительная часть:
Анализ и самоанализ деятельности детей Подведение итогов: дети рады, что смогли отгадать загадки и побывать в сказках. Где были? Чем занимались? Какие задания были сложные, а какие нет? Оценивание своей деятельности-если было легко, то возьмите звездочку, если было сложно, то возьмите флажок.

 

“Уроки по ФГОС (практика применения деятельностного подхода)
Пролистать наверх