Конспект урока музыки в 8 классе “Классика в нашей жизни”

автор: Родионова Регина Олеговна

учитель музыки Средняя школа № 82

Конспект урока музыки в 8 классе “Классика в нашей жизни”

 

 

Тема урока:  «Классика в нашей жизни».

Цель урока:

  • актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
  • проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с понятиями классика, аранжировка;
  • актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
  • выражение личностного отношения к музыке,
  • систематизация знаний о  музыке.

 

Развивающие:

  • развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
  • развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
  • развивать зрительное и слуховое восприятия.
  • развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
  • воспитывать умение работать в коллективе.
  • воспитывать художественный вкус учащихся.

Тип урока: вводный.

Методы урока:  Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 8 класс

 

Конспект урока

Учитель:- Здравствуйте, ребята! Я думаю, каждый из вас встречал слово «Классика». Что можно назвать классическим?

Ученики: – Классическим называют стиль в одежде, музыку, хореографию…

Учитель: – Верно! Classicus в переводе с латинского языка – образцовый, совершенный. Значит, классическая хореография – это образец совершенства в танце, классический стиль в одежде – образец правильного сочетания цвета и формы, ну а классическая музыка – это образец гармоничного сочетания музыкальных звуков. 

Поговорим о музыке. Для того, чтобы произведение обрело статус «классика», оно должно соответствовать трем важным пунктам. Давайте поразмышляем, какие это могут быть пункты.

Ученики: – Возможно, это произведение должно нравиться большинству.

Учитель: – Да, это так. Произведение должно получить общественное признание, т.е. должно найти отклик в сердцах людей.

Ученики: – Мы слушаем музыку Баха и Моцарта, композиторов, которые жили несколько веков назад. Значит, можно предположить, что произведение должно сохранить свою актуальность на протяжении долгого времени.

Учитель: – Да, проверка временем – неоспоримый факт. Произведение должно находить своих слушателей не только при жизни создателя, но и после. 

Два пункта вы успешно открыли, давайте справимся с третьим! Чем должно обладать произведение, чтобы оно сохранилось на многие года?

Ученики: – Чтобы произведение сохранилось на многие года и десятилетия, оно должно обладать художественной ценностью, т.е. нести в себе что-то новое и актуальное.

Учитель: Верно! Да, ценность на национальном и мировом уровне – это важный пункт признания произведения классическим. Помните: «классикус» – образцовый, поэтому классическое музыкальное произведение должно быть ценным образцом совершенства музыкальных звуков.

Итак, подведем итог:

КЛАССИКА – это такие произведения искусства, которые, несмотря на время, в которое были созданы, имеют общественное признание и национальную и мировую ценность.

Сегодня мы встретимся с классической музыкой, но звучать она будет немного необычно – в современной обработке. Бурный 20 век не обошел стороной музыкальную индустрию. С приходом электричества в музыку появились новые музыкальные инструменты, как вы думаете, какие?

Ученики: – Электрогитара, синтезатор…

Учитель: Да! Барабаны перекочевали из оркестра в ударную установку, гитара действительно перестала быть только акустической. Музыкантам интересно было работать с новыми инструментами, с новым звучанием. Композиторы второй половины 20 века преуспели в овладении электронными инструментами. Сочинялись новые произведения, но некоторым музыкантам было интересно сыграть уже знакомые композиции на новых инструментах, было интересно, как звучит музыка 18 века на инструментах 20 века. Сегодня мы знакомимся с термином «Аранжировка».

АРАНЖИРОВКА — (от фр. arranger — «приводить в порядок, устраивать»переложение музыкального произведения, написанного для одного состава инструментов или голосов, для исполнения другим составом инструментов или голосов.

Музыкант может в аранжировке менять многие выразительные средства, но самое главное всегда остается неприкосновенным. Что это, как вы думаете?

Ученики: – Мы можем изменить темп, ритм, состав инструментов и произведение поменяет окраску. Но если мы изменим мелодию, то это будет уже совсем другое произведение. 

Учитель: – Да, мелодия – главное выразительное средство в музыке, всегда остается нетронутой. Она может быть окрашена тембрами других инструментов, может быть с другим темпом, но сама структура мелодии должна оставаться неизменной.

С музыкой Людвига Бетховена мы частично уже знакомы. Предлагаю послушать одно из самых известных его произведений – Сонату №14, которая имеет название…

Ученики: – «Лунная»

Учитель: Верно! Слушаем.

(Прослушивание I части сонаты № 14 Л.Бетховена)

Учитель: – Скажите, для какого инструмента написано это произведение?

Ученики: – Оно написано для фортепиано.

Учитель: – Укажите темп.

Ученики: – Темп спокойный, умеренный.

Учитель: –  Проанализируйте мелодию.

Ученики: – Мелодия мягкая, нежная, немного драматичная.

Учитель: – Молодцы, все верно. Теперь мы послушаем это же произведение, но в современной обработке, которую написал наш с вами современник Виктор Иванович Зинчук.

(Прослушивание сонаты в аранжировке В.Зинчука)

Учитель: – Ребята, назовите изменения.

Ученики: – Изменился состав инструментов. Теперь главная мелодия принадлежит не только фортепиано, но и электрогитаре. Также присутствует ударная установка.

Учитель: – Что приобрело произведение благодаря такой обработке?

Ученики: – Произведение стало более драматичным, эффектным, ярким.

Учитель: Виктор Зинчук поменял полностью инструментальный состав, характер произведения. Но как мы узнали, что это соната Л. Бетховена?

Ученики: – Мелодия в аранжировке остается нетронутой.

Учитель: – Верно! Итак, подведем итог. Какое произведение мы можем назвать классическим?

Ученики: – Произведение, которое имеет общественное признание и художественную ценность, независимо от того, когда оно было создано.

Учитель: – С каким новым понятием мы познакомились на уроке и из какого языка оно пришло?

Ученики: – С понятием «Аранжировка». Оно пришло к нам из французского языка.

Учитель: – Что способствовало появлению аранжировок?

Ученики: – Появление новых музыкальных инструментов. Музыкантам было интересно услышать старинные произведения с новым звучанием.

Учитель: –  Верно! Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас, вы отлично сегодня поработали!

Конспект урока музыки в 8 классе “Классика в нашей жизни”
Пролистать наверх