Автор: Рябченко Елена Александровна
педагог – психолог ГБОУ Школа № 2200
Конспект коррекционно – развивающего занятия в подготовительной к школе группе.
Сценарий
Коррекционно – развивающего занятия с детьми подготовительной группы
Цель: стимулирование развития познавательных процессов и эмоционально – волевых качеств детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Задачи:
– продолжать обучать детей навыкам взаимодействия и умению работать в парах, формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников; повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе, создание положительного эмоционального настроения);
– активация знаний, умений и навыков детей; развитие когнитивных функций, графических навыков, умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным;
– содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умению работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности;
– создать условия для развития слуховой и зрительной памяти и внимания через систему игровых упражнений;
– выявить социометрический статус ребенка в группе.
Материалы и оборудование: коробочка, мяч, три обруча (зеленый, желтый, красный), корзиночки на каждого ребенка с: карточками смайликами веселый и грустный (для работы в паре), листочки, простой карандаш, счетные палочки, образцы – схемы для выкладывания изображения из счетных палочек, ноутбук, флешка с презентацией и музыкальным сопровождением.
Игра «Волшебные очки» (музыкальное сопровождение)
Цель: снятие барьеров, отгораживающих ребенка от других, настроить на работу.
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
Игра «Бывает – не бывает
Цель: развитие представлений ребенка об окружающем мире, логических связей между объектами, когнитивных процессов детей, координацию движений.
Взрослый называет какую – нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и произносит предложение в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч возвращается к ведущему обратно без словесного сопровождения.
Ситуации:
– папа ушел на работу | – зимой идет снег |
– кошка хочет есть | – рыба поет песни |
– почтальон принес письмо | – корова жует траву |
– яблоко соленое | – строитель строит дом |
– туфли стеклянные | – поезд летит по небу |
– кошка гуляет по крыше | – человек вьет гнездо |
– лодка плывет по небу | – зайчик пошел в школу |
– домик рисует девочку | – бегемот залез на дерево |
– дом пошел гулять | – девочка рисует домик |
– собака гуляет по крыше | – ночью светит солнце |
– петух играет на скрипке | – писатель пишет книгу |
Вариант усложнения. При возврате мяча давать правильный ответ на ситуацию.
Новизна. Игра «Я дружу с …»
Цель: выявление социометрического статуса ребенка в группе, воспитание доброжелательное отношение друг к другу.
Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …»произносит имя одного из детей. Ребенок, чье имя произнесли, подходит к водящему, они берутся за руки и говорят друг другу «здравствуй!» и парой идут за столы. Дальше оставшиеся дети ищут себе пару.
Упражнения: «Школьные правила», «Разминка с вопросами»
Цель. Продолжать отрабатывать поведенческие и школьно – необходимые навыки детей для развития и закрепления позитивных форм поведения в школе.
«Школьные правила»
– У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
(Дети слушают и выполняют действия)
– Учитель входит, надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не спеши,
А только руку подними.
Упражнение «Разминка с вопросами»
Дети хором отвечают на вопросы:
– В детском саду – воспитатель, а в школе кто?
– В детском саду вас называют детьми, а в школе?
– В детском саду – столы, а в школе?
– В детском саду – группы, а в школе?
– В детском саду – занятия, а в школе?
– В детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?
– Утром вы завтракаете, идете в детский сад, а вечером?
Упражнение «Загадки – обманки»
Суть: дать ответ в рифму стишка и правильный ответ.
Цель: развитие сообразительности, воображения, любознательности, памяти, внимания, умения выслушать ответ товарища и помочь в случае неправильного ответа.
– Мимо улья проходил косолапый … (медведь);
– Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно …(четыре);
– В чаще, голову задрав, воет с голоду …(волк);
– Ты на птичку посмотри — ног у птицы ровно …(две);
– Ква-ква-ква — какая песня! Что быть может интересней,
Что быть может веселей? А поет вам …(лягушка);
– Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей …(лев)
Упражнение «Отгадай предмет по описанию» (презентация).
Описание: взрослый называет признаки предмета, дети отгадывают и проверяют правильность ответа на экране.
Цель: развитие активного и пассивного словаря, речевой активности, тренировка собранности и внимательности.
– Вы постарайтесь догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет.
– Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)
– Цифры, стрелки (часы)
– Буквы, картинки, листы (книга)
– Ствол, ветки, листья (дерево)
– Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)
– Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор)
– Лапы, хвост, ошейник (собака)
– Лапы, хвост, хобот (слон)
Практическое упражнение «Дорисуй домик» (спокойное музыкальное сопровождение)
Цель: продолжать развивать: графические умения детей, пространственное восприятие, внимание, учить воспроизводить симметричные предметы, воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе.
Взрослый предлагает детям подписать свои листочки с обратной стороны, а потом помочь художнику дорисовать домик.
Упражнение «Работа в паре»
Цель: развитие коммуникативных умений и нравственных качеств, умения взаимодействовать друг с другом.
Суть: взрослый предлагает обменяться листочками, проверить и оценить смайликом правильность выполнения задания соседа.
Игра «Я положу в свой портфель».
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе и внутренней позиции школьника, помощь детям в осознании новых требований.
Инструкция: если вы согласны, что это надо положить в школьный портфель, то надо хлопнуть в ладоши. А если нет, то хлопать не будем, а будем тихонько сидеть.
– Я положу в портфель…
Ручку | Топор | Краски |
Рогатку | Клей | Лопату |
Тетрадь | Карандаш | Линейку |
Ластик | Кисточку | Дневник |
Кирпич | Ласты | Подушку |
Фломастеры | Альбом | Фотоаппарат |
Ведро | Пенал | Книгу |
Игра «Скажи наоборот»
Цель: расширять и активизировать словарный запас, учить четко, произносить слова при подборе антонимов, развивать умение анализировать, строить логические выводы.
– Я вам предлагаю подобрать к слову, слова, противоположные по смыслу, например, холодный – горячий.
Варианты:
чистый | твердый | светлый |
зима | забыл | мокрый |
день | уронил | утро |
больной | найти | высокий |
Физкультминутка «Буратино потянулся…»
Упражнение на релаксацию «Путешествие художника»
Цель: снятие психоэмоционального возбуждения и мышечного напряжения,
-Ребята давайте немного отдохнем и отправимся в путешествие, закройте глазки. Представьте, как на улице светит солнышко, солнышко Вам улыбается! А теперь представьте, как Вы садитесь на ковер самолет и отправляетесь в путь, по небу плывут белые пушистые облака, и Вы приземляетесь на берег моря и видите вдалеке корабль – парусник! Он белого цвета. А теперь мы с вами превратимся в художников и перекрасим его в необыкновенный золотой цвет! Перекрасили.… – Садимся на ковер – самолет и возвращаемся обратно! Кто вернулся, открывайте глазки!
Практическое упражнение «Выложи из счетных палочек» (спокойное музыкальное сопровождение)
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев, умение выкладывать и соотносить объекты с образцом, совершенствовать конструктивные навыки, воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе.
Упражнение «Прямой и обратный счет в пределах 10»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете, продолжать учить детей заканчивать выполнять упражнение по окончании счета, развитие произвольности, умения действовать по инструкции.
Упражнение «Работа в паре»
Цель (см. выше)
Рефлексия
Взрослый показывает три обруча разных цветов и объясняет: «Я разложу обручи на ковре. Вам надо войти в тот обруч, который подходит к вашему настроению. Кому понравилось занятие и все получилось, тот встанет в зеленый обруч. В желтый – если было интересно, но кое-что не понятно или не получилось. В красный – многое осталось не понятным, было не интересно».
Все вы славно потрудились
И чему-то научились.
Рада я за вас всегда,
Ну а вы? Ответьте – да!