Использование музыкальных средств для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровой социализации.

Автор: Сабирзянова Ляля Камильевна

преподаватель МБУДО “Детская школа искусств Приволжского района” г. Казани

Использование музыкальных средств для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровой социализации.

Сабирзянова Ляля Камильевна

                        преподаватель МБОУДО ДШИ Приволжского района г. Казани

Sabirlyalya@gmail.com

«Использование музыкальных средств для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровой социализации». 

         В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их становлении и развитии. Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Основное кредо в моей работе: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

   Уже сейчас мы живем в ином мире, который на наших глазах превращается из вертикального в горизонтальный, из закрытого в практически прозрачный, из линейного в сетевой, из регламентированного в неопределенный, из однозадачного в многозадачный, из стабильного в текучий. В условиях все ускоряющегося темпа изменений человечеству приходится форсировано адаптироваться к этому новому миру. И впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение. Дети по активности освоения интернета существенно опережают взрослых [5]. Учитывая высокую интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн-среде, нельзя недооценивать их влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка.

    В классических и современных работах отечественных психологов показано, что особенности социальной ситуации развития — сущностной характеристики возрастного этапа развития, введенной Л.С. Выготским [6], — решающим образом определяют направление, содержание и характер возрастного развития ребенка, ожидания и требования, предъявляемые к нему, его место в системе социальных отношений [4; 7]. Решение специфических задач, которые ставит ребенку вовлекающая его информационно-коммуникационная среда, оказывает влияние на содержание его психического развития — формы и пути развития, виды деятельности, приобретаемые ребенком новые психические свойства и качества. В результате когнитивное и личностное развитие ребенка может происходить в какой-то другой форме, подчиняться иной логике, давать на выходе другой, по сути, результат, например, в сравнении с тем, к чему стремится традиционное обучение. Современных подростков можно обозначить как переходное (транзитное) поколение, которое вместе со взрослыми находится в сложных и противоречивых условиях слома старой социальной ситуации развития подростка, формирования новых отношений и способов деятельности ребенка с социальной средой в целом.

       В этом контексте вполне обоснованным представляется расширение известной концепции экологических систем У. Бронфенбреннера, в которой он развивал тезисы Л.С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций и социальной ситуации развития. В его сложную динамическую систему, состоящую из пяти взаимосвязанных и как бы вложенных друг в друга подсистем — от диады «мать—дитя» до совокупности социоэкономических факторов, рассматриваемых во временной перспективе (микросистемы, мезосистемы, экосистемы, макросистемы и хроносистемы), — Ж. Джонсон и П. Паплампу предложили включить еще один экологический уровень — техносистему. Она, по мнению авторов, должна потеснить микросистему и, соответственно, все остальные системы и занять первый уровень в этой модели. Техносистема включает в себя взаимодействие ребенка как с живыми (например, сверстники), так и с неживыми (электронные устройства, программы, приложения, собственно интернет, искусственный интеллект) ее элементами. Без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества, которое требует изучения нового цифрового поколения, что является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем как в современной науке, так и в публичном пространстве. 

          Синтезатор-(англ.Synthesirer)-электронный музыкальный инструмент, создающий(синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счет изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Управление современного профессионального синтезатора представляет собой сложный процесс, связанный с контролем нескольких сотен, а то и тысяч разнообразных параметров, отвечающих за те или иные аспекты звучания. Некоторые параметры могут управляться в реальном времени при помощи вращающихся регуляторов, колес, педалей, кнопок, другие параметры служат для заранее запрограммированного изменения во времени тех или иных характеристик. В связи с этим тембры цифровых синтезаторов так же часто называют программами.

       Работая преподавателем музыкальной школы на базе Реабилитационного центра «Солнечный» для детей и подростков с ограниченными возможностями, мне пришлось вести уроки на синтезаторе, так как этот инструмент  вызывал интерес у учеников и давал возможность вносить коррекцию и разрабатывать моторику и чувство ритма, а, контингент моих учеников, в основном, дети с разной степенью заболевания центральной нервной системы (детский церебральный паралич), проявляющегося в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

           Опираясь на учение Л.С. Выготского   о том, что дети с проблемами развития развиваются по тем же законам, что и дети с нормальным психическим развитием, для снятия мышечного напряжения наряду с ритмопластикой и релаксацией, считаю необходимым использовать музыку. Хочу поделиться опытом работы с мальчиком, у которого вела общее фортепиано и синтезатор. У Аркадия (грубые физические ограничения в ногах, страдает крупная моторика левой руки и мелкая – в правой). Мальчик передвигался на ходунках. Когда я стала с ним заниматься, в левой руке рабочим был только второй палец, а в правой второй и третий. Основной задачей в работе с Аркадием было развитие мелкой моторики. Это достигалось через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы, построенные на различного вида секвенциях или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения. Двумя руками Аркадию играть было сложно, для него делала облегченные переложения фортепианных пьес, используя народный, классический и современный репертуар. На уроках фортепиано, применяя цифровые технологии (работа с синтезатором), помогала ученику справиться с проблемами обучения игре на инструменте, окунуться в мир несложных аранжировок, при умелом применении полученных знаний музыкальной грамоты. Например, изучив цифровые обозначения аккордов C D E F G A H, нажатием одной или двумя клавишами в левой руке, при включении соответственно автоаккомпанемента, шло воспроизведение целого оркестра с набором уже подобранных инструментов в зависимости от выбранного стиля. Процесс обучения и освоения цифровыми музыкальными технологиями вызывал у ученика неподдельный интерес, он снова стремился к дальнейшему обучению. А помимо знаний и навыков, игра на синтезаторе способствовала развитию мелкой моторики, что благотворно сказывалось на укреплении двигательного аппарата. В результате появилась некоторая подвижность пальцев у мальчика. Вместе с тем, игра в ансамбле с учителем на синтезаторе, способствовала развитию чувства ритма, умению слушать и слышать.

         Участвуя на I Открытом Республиканском фестивале-конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья-учащимися ДМШ и ДШИ «Слушая Сердцем», Аркадий получил диплом (номинация «SOUND-MASTER») и был приглашен для участия в Гала концерте Республиканского фестиваля в БКЗ им. С. Сайдашева, который состоялся 20 мая 2018 года. Благодаря обучению игре на современном синтезаторе, Аркадий довольно умело ориентируется в компьютерных технологиях. Закончив музыкальную школу и девятый класс, Аркадий обучается в КИУ им. Тимирясова, осваивая профессию будущего юриста. Моя задача, как педагога, обучающего музыке через современные цифровые технологии, считаю, выполнена. Мальчик достойно продолжает обучение и успешно ориентируется в социуме, не смотря на ограничения в здоровье.

                                              Список литературы.

  1. Синтезатор// Большая российская энциклопедия. Т 30 М.,2015, с246.
  2. Шилов В. Л., Дмитрюкова Ю. Г. Синтезатор// Музыкальные инструменты. Энциклопедия М., 2008, с. 510-512.
  3. Сабирзянова Л. К.  Новые тенденции в системе общего и специального музыкального образования. //статья из Сборника «Современное музыкальное образование 2016,//Материалы XV международной научно- практической конференции., С.- П. 2017,с.255.
  4.  Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): Дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2002. 379 с.
  5.  Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  6.  Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т.
  7.  Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] 

// Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759// jmfp.2016050201

Использование музыкальных средств для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровой социализации.
Пролистать наверх