Письма нас согревают теплом.

Автор: Савран Светлана Петровна

Учитель русского языка и литературы МБОУ “CОШ №88 имени А. Кочина и А. Бородина”, ЗАТО Северск

Письма нас согревают теплом.

Письма нас согревают теплом

Савран С. П., учитель русского языка

МБОУ “CОШ №88 имени А. Кочина и А. Бородина”, ЗАТО Северск

Какое в них (письмах) богатство

Чувств и мыслей

Ю. Бондарев

       Цели: формирование навыков написания письма, культуры общения, развитие письменной речи учащихся, нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

       Задачи: a) психологическая: создать необходимую психологическую предпосылку для дальнейшего духовного сближения учителя со своим воспитанником;

б) воспитательная: продолжить работу по воспитанию у учащихся желания размышлять о собственной жизни, о совершённых поступках;

в) дидактическая: продолжить работу по развитию письменной речи учащихся, учить более глубокому осмыслению воспринятых ранее знаний;

г) литературно – творческая: помочь ученику осознать сущность творческого процесса, насладиться красотой и выразительностью русского языка.

       ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  1. На столе учащихся тетради для словарной работы, конверты.
  2. У каждого ученика толковый словарь для работы на уроке.
  3. Стенд “Память прикасается к тебе…” (конверты разных времён, образец 

оформления конверта, фотография фронтовиков, их письма близким).

  1. Выставка любимых книг с отмеченными цитатами, крылатыми выражениями.
  2. Выставка фоторепродукции картин: А.И. Лактионова “Письмо с фронта”, Н.Я. Бута

“Письмо”, Б.М. Неменского “О далёких и близких”.

  1. Стенд “Основные функции сочинения – письма” (для подведения итогов).

 

ХОД УРОКА

  1.   Учитель читает одно из писем поэта Пушкина друзьям, с которыми он учился в 

Лицее.

Вопрос: Что это прочитано? Учащиеся должны вспомнить, что это письмо. Учитель продолжает рассказывать, что на уроках литературы мы уже читали письмо Владимира Мономаха, пришедшее к нам из X века, письма Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти и другие письма, с которыми мы сегодня познакомимся, помогут нам сегодня продолжить работу по формированию навыков написания письма, развитию письменной речи.

– Это одна из главных целей нашего урока.

  1.   Учитель задаёт вопрос к классу, чтобы вызвать их на разговор: для истории ли 

писались эти письма? Возможные ответы учащихся: конечно; нет; их авторы высказывали свои мысли и чувства; своё отношение к людям, к которым они обращались.

  1.   Работа с художественными произведениями, которые принесли учащиеся. 

Они подобрали цитаты из полюбившихся стихотворений, крылатые выражения из произведений писателей о полюбившихся героях. Проводится параллель и аналогия с поступками любимых героев. (это было домашним заданием).

– Можно ли написать письмо писателю или литературному герою, высказав ему свои чувства? 

(Делается вывод вместе с учащимися: да, можно. Сочинения – письма могут быть написаны и от лица самого ученика, и от лица персонажа художественного произведения, и от лица вымышленного героя. Адресатами послания могут стать и друзья – сверстники, и родители, и учитель, и писатель, и литературный герой. Если испытать свои литературно – творческие способности, то лучше станешь понимать суть творческого процесса литературного таланта, быстрее выработаешь художественный вкус).

  1.   Практическая работа: вопрос к классу, диалог:
  2. a) есть ли какие-то особенности оформления письма? Прослушайте отрывок из письма, ответьте на вопрос.

Прочитывается обращение – письмо С. С. Гейченко “Завет внуку”.

          “Мой юный друг! Каждый кто из вас живёт в доме, и этот дом своим теплом,

          уютом своим душевным и духовным настроем составляет суть нашей жизни.

          А дом художника, поэта населён особыми приметами, тем более деревенский.

          Потом как не только дом, но и само пространство на всём зримом

          окружении несёт в себе дух поэта, его мысли, переживания. Дом Пушкина

          в Михайловском живёт и по сей день и именно так. Он наполнен пушкинской

          любовью; не случайно в этой книге я решил рассказать о его деревенском

          скромном доме”.

   б) возможные ответы учащихся:

          – есть приветствие;

          – слова подобраны, продуманы; 

          – автор по-доброму беседует и рассказывает.

Учитель обобщает: любое письмо характеризуется рамочной структурой: имеет начало (приветствие, обращение к адресату может быть многократное) и окончание (прощание, подпись адресата, дату), дата очень важна, по дате можно многое представить себе.

Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть разные роли. Вы дату поставили, но вдруг вспомнили: забыли что – то сообщить. Смело продолжайте! Для такого продолжения есть особое обозначение – PS (постскриптум – с лат. “после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму”, речевой тип особого диалогического монолога, повествование в 1-ом лице с преобладанием прямой речи, конечно, наличие местоимения 2-го лица и логичное аргументированное изложение. А вот внутренняя композиция в письмах свободная: автор может что – то неожиданно вспомнить, отвлечься, перебить сам себя, нарушить хронологическую последовательность описываемых событий;

   в) беседа с классом, вопросы к учащимся: встретились ли слова во время нашей беседы, значение которых хотели бы уточнить или сами объяснить?

(Это могут быть такие слова: адресат, конверт, марка, письмо, письмовник, постскриптум, эпистолярный жанр). Значения слов записываются в тетрадях, идёт работа со словарём.

   (Дополнения учителя: надо всегда думать о там, какое настроение создаст ваше письмо у адресата, в старину издавались письмовники, учившие составлению писем.

     Жанр письма принято называть эпистолярным. В наше время не издаются никакие рекомендации, правила, образцы для письменного общения с близкими. Но одно несомненно: сначала пишут о главном, обязательном, а далее о том, что кажется автору второстепенным. Часто приходится слышать от многих родителей, что их дети, окончившие школы, институты, совсем не пишут близким. Отчего это: от лени, от равнодушия? Хорошо, если позвонят иногда. А как вы думаете: можно ли заменить письмо телефонным разговором?

–   Думаю, что ученики ответят, что разговор по телефону требует краткости, а в письме можно многое сказать, что неуместно или неудобно сказать по телефону. В письме слова нужно обдумывать, подбирать.

– Давайте подумаем, в каком стиле мы могли бы написать письмо своей семье?

– Учащиеся: если письмо – общение, беседа, значит, должен использоваться разговорный стиль. Но а если я хочу написать стихами, то там может быть и юмор, и метафора, и эпитеты. Значит, письма могут быть написаны и в художественном стиле.

  1. Отработка умений по написанию письма:

Учитель объясняет задание, формулирует задачи: в 6ом классе вы учились заполнять конверт. Сегодня мы ещё раз повторим эту работу. Образец перед вами, но каждый указывает свой адрес. Вы скоро покинете своих родителей, кто – то уедет учиться, кто – то работать. Не забудьте, что первым признаком вашего внимания к ним станут письма. Поэтому я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и рекомендации и написать его, если бы оказались вдалеке от них. (Задание на дом).

     Учитель высказывает мнение, что всегда надо думать о том, как написать, как обратиться к тому человеку, которому вы пишете письмо. В письме родителям не надо стыдиться нежных чувств, в нём не должно быть места пренебрежительности – (привет, предки!), неуважения к близким. Даже просьбы и не очень приятные сообщения требуют особых, деликатных слов, чтобы не унизить близких людей, не заставить их переживать.

Особое место в нашем разговоре сегодня займут письма с фронта. Что бы об этом хотели сказать?

  1. Проверка самостоятельной исследовательской работы учащихся: ребята провели большую поисковую работу: читали письма фронтовиков. Они зачитывают отрывки, рассказывают о впечатлениях, которые произвели на них иллюстрации картин на военную тему.

     Вот некоторые их них:

          Настя Слицина со слов своего дедушки Николая Захаровича:

          “Мой прадед воевал под Сталинградом, он редко писал, но одно письмо сохранилось, он пишет, что ходил в разведку, был ранен, коня под ним убило, попали в засаду, помогли друзья, отправили в санбат”.

          Саширина Аля о своей бабушке:

          “Она была врачом, часто писала домой, в семье с любовью хранятся её вещи, письма, вот некоторые строчки: работают на поезде, возим раненых, получила звание младшего лейтенанта, очень много раненых, увозим их в тыл, лечим, затем увозим назад воевать”.

          Десяткин Роман о своём прадеде:

          “Мой прадед не написал ни одного письма, все думали, что погиб, но он вернулся, рассказывает, что был ранен в самом начале войны, долго лежал в госпитале, потом снова война и передовая”.

  1. Подведение итогов, работа со стендом,                                                                                                  
  2. a) эпистолярный стиль – самостоятельный стиль языка;

          б) у сочинения – письма есть особенные характеристики;

          в) повествование в 1ом лице с преобладанием прямой речи.

 

  

   

     

Письма нас согревают теплом.
Пролистать наверх