Рабочая программа по родному русскому языку. Саутова Светлана Борисовна

автор: Саутова Светлана Борисовна

учитель русского языка и литературы МОУ Бряндинская СШ

Рабочая программа по родному русскому языку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку (русскому)

5 класс (базовый уровень) 

 

     Срок реализации программы:  1 год

     Число часов в год: 17,5  ч

     Часов в неделю: 0,5 ч

 

 

Программа: 

Русский родной язык. Примерные рабочие программы.  5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020.

Учебник: Русский родной язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных    организаций. (О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая, О.В. Загоровская) — М.: Просвещение, 2019.

 

 

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной; 
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; 
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
  •  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Предметные результаты:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального   межличностного и межкультурного общения;
  •  понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
  •  использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  •  расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова
  • (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
  • морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  •  обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
  • объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  •  формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
  •  понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём; 
  •  приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 
  •  совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

Тема 1. Язык и культура.

Выпускник  научится: 

– осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; 

– осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества, национальное своеобразие, богатства, выразительности русского родного языка; 

– понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; 

– характеризовать лексику с точки зрения происхождения;

– понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; 

– понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом, современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; 

– определять различия между литературным языком и диалектами;  

– осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; 

– соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; 

– использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи.

Выпускник получит возможность научиться:

– понимать и толковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; 

– понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; 

– понимать и толковать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; 

Тема 2. Культура речи.

Выпускник научится: 

– осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; 

– анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; 

– соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; 

– формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; 

– постановке ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах; 

– употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; 

– правильности выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормам употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употреблять слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употреблять термины в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; 

– различать стилистические варианты лексической нормы, типичные речевые ошибки; 

– употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы и омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы; 

– употреблять заимствованные несклоняемые имена существительные;

– определять типичные грамматические ошибки в речи; 

– этикетным формам и формулам обращения; этикетным формам обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современным формулам обращения к незнакомому человеку; употреблению формы «он»; 

– использовать при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; 

– соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; 

– использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; 

– использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. 

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; 

– различать произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи и стилями речи; 

– различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; 

– редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; 

– выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; 

– различать варианты грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений; 

– соблюдению этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета; 

– соблюдению русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; 

– использовать в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; 

– использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; 

Тема 3. Речь.  Речевая деятельность. Текст.

Выпускник научится: 

– соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; 

– проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур; 

– уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения;

– участвовать в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого поведения в споре; 

– строить устные учебно-научные сообщения, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; 

– создавать устные и письменные тексты описательного, аргументативного типа  с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента; 

– создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; 

– создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма; 

– оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; 

– редактировать собственный текст с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.

Выпускник получит возможность научиться:

– различным видам слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи и видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; 

– умениям информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; 

– дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; 

– правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; 

– читать, анализировать и создавать тексты публицистических, художественных жанров и фольклора.

 

Содержание учебного предмета 

 

Раздел 1. Язык и культура (6ч)

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определѐнных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи (4ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж’]ѐм и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь

– микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имѐн существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имѐн существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей – квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имѐн существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы

(литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь.Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). 

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи.

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Название

раздела

Тема урока Кол-во часов Дата
Язык и культура.

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.  1
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. 1
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта. 1
Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. 1
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. 1
О чем могут рассказать имена людей и названия городов
Культура речи.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения  1
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы 1
Речь правильная. Основные грамматические нормы 1
Речевой этикет: нормы и традиции 1
Речь. Речевая деятельность. Текст  

Язык и речь. Средства выразительной  устной речи. Формы речи: монолог и диалог. 1
Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения  1
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение 1
Официально-деловой стиль. Объявление 1
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста 1
Публицистический стиль. Устное выступление. 1
Язык художественной  литературы. Литературная сказка. Рассказ. 1

 

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

урока

Тема урока Дата

проведения урока

Фактическая дата проведения урока Причина перенесения урока Примечания

 

Описание учебно-методического, материально-технического и информационного 

обеспечения образовательного процесса

 

    1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL:http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
    2. Русский родной язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных    организаций. (О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая, О.В. Загоровская) — М.: Просвещение, 2019
  • Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com

 

Интернет-ресурсы

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny 
  2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop 
  3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm 
  4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova 
  5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru 
  6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types 
  7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru 
  8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 
  9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru 
  10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs 
  11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru 
  12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html 
  13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru 
  14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru 
  15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki 
  16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru 
  17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ 
  18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
  19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash 
  20. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru 
  21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me 
  22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru 
  23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru 
  24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su 
  25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru 
  26. Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya 
  27. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru 
  28. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm 
  29. Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru

 

Дополнительная литература для учителя

  1. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку / Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – М.: «Русское слово», 2013. – 288 с.
  2. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку: сборник ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2012. – 343 с. 
  3. Программа курса «Русский язык». 5–9 классы / авт.-сост. Л.В. Киберева. – 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2015. –80 с. 6. Русский язык: программа: 5–9 классы общеобразовательных учреждений / Л.О. Савчук; под.ред. Е.Я. Шмелевой. –М.: Вентана-Граф, 2013. – 168 с.
  4. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 / авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. – 46 с.
  5. Синицын, В. Мастерская выразительного чтения. 5–6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015. 10. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык»/ под ред. М.В. Панова. 5–9 классы; В.В. Луховицкий. – М.: «Русское слово», 2012. – 136 с. 
  6. Школьная риторика: 5класс: учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред.Т.А. Ладыженской.–М.: Ювента; Балласс, 2013.–160с.

 

Рабочая программа по родному русскому языку. Саутова Светлана Борисовна
Пролистать наверх