«Картина мира в Новое время контексте духовно-нравственной культуры»

Автор: Семенова Инесса Евгеньевна

МБОУ “СОШ № 78”

«Картина мира в Новое время контексте духовно-нравственной культуры»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №78″

                                                                                                     Утверждаю

                                                                                            __ сентября 2021 года

                                                                             Директор МБОУ «СОШ №78»

                                                                          ______________ О.В. Королева

                                                                                                         Согласовано

                                                                                            __ сентября 2021 года

                                                                           Заместитель директора по ВР

                                                                             ______________  Тимофеева С.В.

Программа  «Картина мира в Новое время контексте  духовно-нравственной культуры» деятельности  объединения дополнительного образования (для обучающихся  12-13 лет, срок реализации 1 год)

Руководитель группы

Семенова И.Е.

Северск

2021-2022

Пояснительная записка

Стратегия воспитания актуализирует воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» программа по внеурочному курсу  «Картина мира в Новое время в контексте духовно-нравственной культуры» является формой реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

В этих условиях усилия школы как центра управления программами дополнительного образования должны быть нацелены на развитие метапредметных и личностных компетенций (коммуникативные компетенции, эмоциональный интеллект, системное и творческое мышление).  Отбор практико-ориентированной тематики и проблематики общения на дополнительных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории и обществознания (внутрипредметная связь), литературы (межпредметная связь) и ориентирован на деятельностный характер обучения в целом.

Инструментами для достижения данных целей являются специализированная цифровая платформа для выстраивания образовательных траекторий Lecta.rosuchebnik.ru, а также данная программа дополнительного образования как одна из точек входа детей в сферу основ духовно-нравственной культуры народов России и мира через проектирование индивидуальных образовательных треков.

Актуальность программы обусловлена общественной необходимостью  формирования у молодого поколения ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

Целью программы является вовлечение обучающихся в творческую и проектную деятельность в  контексте изучения средневековой картины мира.

Задачи:

Образовательная:

– Формирование представлений о периоде новой истории;

Развивающая:

– Содействие в формировании умения анализировать в различных источниках информацию о событиях прошлого, их взаимосвязи с настоящим;

Воспитательная:

– Побуждение к осознанному принятию представителей разных культур, конфессий, толерантному общению с людьми в современном полиэтничном обществе.

Реализация цели и задач программы достигается через использование различных педагогических технологий:

  • Игровые технологии.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Технологии индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов — в полной мере при использовании цифровой платформы).
  • Элементы технологии исследовательского (проблемного) обучения.

При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы обучающихся.

 

В программе предусмотрены разные формы организации занятий

  • Практические занятия с использованием мультимедиа, направленные на знакомство с современными профессиональными направлениями и образовательными треками.
  • Игры (настольные, ролевые, проблемно-ориентированные проекториумы, поисковые). В играх учащиеся получают уникальный опыт, сталкиваясь со сложной проблемой, преодолевая вызовы и проживая ситуацию на практике, обнаруживая пробелы в своих знаниях. Игры обеспечены карточками.
  • Внеклассные мероприятия (образовательные экспедиции) — кейсы для организации посещения обучающимися экспозиций, выставок, музейных практик. Образовательные экспедиции дают возможность своими глазами увидеть, пощупать, попробовать, задать интересующие вопросы непосредственно сотрудникам компании. 
  • Резервные часы прежде всего направлены на выбор и развитие командных и индивидуальных проектов, получение консультационной и экспертной поддержки инициатив и проектной деятельности учащихся (наставничество). На этих занятиях может проводиться точечная индивидуальная работа по построению индивидуальной образовательной траектории с участием педагога.

Результаты освоения курса

Воспитательный результат деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности, в данном случае – в сфере профориентации и самоопределения. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы курса дополнительного образования «Картина мира в Новое время контексте духовно-нравственной культуры»

Предметные

В результате освоения данной программы обучающиеся овладеют базовыми историческими знаниями, а так же мифологемами как формами общественного сознания,  приобретут опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений средневекового прошлого.

Диагностический материал: тест.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной, учебной и профессиональной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Познавательные УУД:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач.

Диагностический материал: траектория профессионального развития (в рабочей тетради обучающегося).

Личностные

  • способность к профессиональному самоопределению;
  • мотивация к продолжению самостоятельной познавательной деятельности, к самостоятельному выбору интересующих треков-реконструкций, тем проектов и мероприятий, поиску, систематизации и оформлению информации на цифровой платформе.
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Критериями эффективности занятий при этом выступают снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплочённости; позитивная динамика эмоционального развития ребёнка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.  

Достижение заявленных результатов определяется в процессе мониторинга.

Мониторинг реализации программы

В программе заложено две формы мониторинга: текущий (экспертиза результатов деятельности, практические упражнения) и итоговый (презентация проекта).

Система оценки качества реализации программы:

Качественные показатели Критерии Методы мониторинга
Опыт работы над проектом с наличием продукта Имеет опыт работы над индивидуальным или командным проектом по одному из направлений программы Реализация и защита индивидуального или командного проекта (проектов), в конце учебного года
Эмоциональная включённость в занятие  Эмоционально включён, проявляет активность / равнодушен к происходящему Карта наблюдения педагога
Общая удовлетворённость от занятия и своей работы на нём Полностью удовлетворён / совсем не удовлетворён Карта наблюдения педагога
Наличие интеллектуальной инициативы — продолжение познавательной деятельности по собственному желанию, работа на цифровой платформе Степень самостоятельности выполнения действия: действие выполняет самостоятельно или с небольшой помощью педагога (наставника), требуется непосредственная поддержка педагога (наставника), действие не выполняется даже после непосредственной поддержки педагога (наставника) Карта наблюдения педагога. В зачёт также принимается участие в конкурсах, научно-практических конференциях и иных профильных мероприятиях

 

Мониторинг результатов обучения, осуществляемый в текущем режиме, позволяет отслеживать движение и активность каждого обучающегося и оказывать своевременную индивидуальную консультационную поддержку. 

Содержание курса дополнительного образования с указанием форм организации и видов деятельности

 Новая история: структуры повседневности-3 час.

         Введение. Что такое Новое время? Влияние личности на историю. Загадки новой истории (1500-1700гг.).  Синкретичность КМ нового времени как формы общественного сознания.  Структура логосов. Народные верования. Теологическая и космогоническая системы: представления о мире, пространстве, времени, о других народах. 

Ренессанс3 час. 

        Деятели эпохи Высокого Возрождения (Изобразительное искусство и литература). Деятели эпохи Высокого Возрождения (Наука).

Новые мировые державы3 час.

        Великие географические открытия. Мореплаватели и первооткрыватели эпохи Великих географических открытий.  Легенды о них.

Христианский мир– 3 час.

        Институт священства. Единство и различия христианств: католичества и православия. Церковная иерархия. Папство. Реформация католичества, появление протестантизма. Единство и различие догматов, особенности иерархий, литургий, ритуальных церемоний, иконописи, архитектуры. Ереси и преследование еретиков. Дух перемен. Т. Лютер. Ж. Кальвин. Контрреформация.

Великие исторические личности-5 час. 

        Елизавета I Английская. Французские монархи. Кардинал Ришелье. Король Карл I Стюарт. Оливер Кромвель.

Исторические деятели России XVI в. -3 час.

        Иван Грозный: детство, отрочество – формирование личности. Избранная Рада. Соратники Ивана Грозного.Опричники и жертвы. Занятие – суд «Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?». Ермак Тимофеевич.

Россия периода Смуты-3 час.

       Правители эпохи. Феномен самозванства на Руси. Патриоты.

Исторические деятели России XVII в. -10 час.

Государь Михаил Фёдорович. Алексей Михайлович –Тишайший ли? А.Л. Ордин – Нащокин. Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. Степан Разин. Кондратий Булавин. С. Дежнев. В. Поярков. Царь Федор Алексеевич. Русские царицы XVII в.

Заключение.-1 час.

       Викторина «Исторические деятели России XVI – XVII вв.».

Тематическое планирование

(34 часа)

п/п Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся часы
Раздел 1.

Новая история: структуры повседневности.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа-ресурсов. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой «Загадки НИ»). 3
1 Введение. Что такое Новое время? Влияние личности на историю.         Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник», миф, медиевистика.

        Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю, мифологию. Что такое средние века?

1
2 Загадки новой истории (1500-1700гг.). Комментировать и формулировать понятия: КМ, космология, космогония, теология, антропология, эсхатология. Анализировать структуру логосов. 

Устно описывать суть синкретичности КМ как формы общественного сознания.

1
3 Теологическая и космогоническая системы: представления о мире, пространстве, времени, о других народах. Характеризовать ПВ (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия), теологическую и космогоническую системы: представления о мире, пространстве, времени, о других народах, отражение их в СКМ.

Изображать в рисунке собственное представление о средневековом человеке и его образе жизни.

1
Раздел 2.

Ренессанс.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, комментировать иллюстрации. 3
4 Периодизация эпохи Возрождения. Называть и охарактеризовать периоды Р., выявлять сходства и отличия их. 1
5 Изобразительное искусство и литература. Характеризовать деятельность титанов Р. Составлять описание произведений искусства. 1
6 Наука. Анализировать достижения деятелей науки. Составлять таблицу по культуре. 1
Раздел 3.

Новые мировые державы.

Работать с контурной картой. 3
7 Великие географические открытия. Работать с контурной картой. Составлять таблицу 1
8

9

Мореплаватели и первооткрыватели Знать и читать легенды о них. Исследовать географию открытий на исторической карте. 2
Раздел 4.

Христианский мир

Разрабатывать планы проектов. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. 3
10

11

Реформация католичества. Решать исторические задачи и проблемные ситуации. Осмыслить тезисы лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, англиканства. 2
12 Контрреформация. Выявлять отличия власти короля от власти вождя, работать с контурной картой. 1
Раздел 5.

Великие исторические личности.

Выделять критерии цивилизации. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. 5
13 Елизавета I Английская. Понимать роль личности в новой зарубежной истории. 1
14 Французские монархи.  Понимать роль личности в новой зарубежной истории. 1
15 Кардинал Ришелье. Понимать роль личности в новой зарубежной истории.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования.

1
16 Король Карл I Стюарт. Понимать роль личности в новой зарубежной истории. 1
17 Оливер Кромвель.          Использовать иллюстрации при описании исторической личности. 1
Раздел 6.

Исторические деятели России XVI в. 

Составлять кроссворды. 

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов.

3
18

19

Иван Грозный. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему. Находить, группировать информацию по данной теме из текстов, дополнительных источников, электронных изданий. Суд: «Иван IV- безумный тиран или последовательный реформатор?» 2
20 Ермак Тимофеевич.           Учиться работать в малой группе над общим заданием. Представлять доклады, презентации.  1
Раздел 7.

Россия периода Смуты.

Устанавливать причинно-следственные связи. Составлять кроссворды. 3
21

22

23

Россия периода Смуты. Характеризовать правителей эпохи. Понимать суть феномеан самозванства на Руси. Пдготовить материал, используя интернет-ресурсы о патриотах-ополченцах. Составлять кроссворды.

 

3
Раздел 8.

Исторические деятели России XVII в. 

Характеризовать правителей эпохи. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. 10
24 Государь Михаил Фёдорович. Русские царицы XVII в.  Выделять основные понятия, раскрывающие суть темы. Составлять кроссворд по теме. Характеризовать эпические произведения.

Раскрывать кратко историч. личности.

2
25 Алексей Михайлович –Тишайший ли? Раскрывать кратко историч. личности. 1
26 Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. Раскрывать кратко историч. личности. Составлять кроссворды. 1
27 Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. Раскрывать кратко историч. личности. Составлять кроссворды. 1
28 Степан Разин. Кондратий Булавин. Раскрывать кратко характер, ход крестьянских войн. 1
29 Дежнев. В. Поярков. Комментировать отрывки видеофильма с пометками на полях: понятно, известно, непонятно. Знать роль русских путешественников. 1
30 Царь Федор Алексеевич. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. 1
31

32

Русские царицы XVII в. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к занятию.  2
33

34

Пвторение-обобщение:  Исторические деятели России XVI – XVII вв. Решать развивающие и проблемные задачи викторины с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов, давать самостоятельную оценку историческим событиям, оценивать деятельность исторических личностей. 

 

2

Ресурсы для реализации программы

Информационное обеспечение:

Исторические сайты, Lecta.rosuchebnik.ru 

Образовательные диски

  1. Энциклопедия классической музыки.
  2. Эрмитаж. Искусство Западной Европы.
  3. Мировая художественная культура.

Кадровые ресурсы:

  • преподаватель курса (педагог дополнительного образования / классный руководитель;

Оборудование:

  • компьютер педагога, подключённый к сети Интернет;
  • монитор с разрешением не менее 1280×720;
  • проектор или интерактивная доска с разрешением экрана не менее 1280×720 (подключается к компьютеру учителя).

Установка программного обеспечения не требуется. Необходим доступ к сети интернет.

Литература

  1. Фортунатов В.В. Всемирная история в лицах. Спб.: Питер, 2013. – 507 с.
  2. Фортунатов В.В. Российская история в лицах. СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
  3. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира»).

 

«Картина мира в Новое время контексте духовно-нравственной культуры»
Пролистать наверх