Проектная деятельность как способ коммуникации с родителями воспитанников

автор: Сердакова Светлана Николаевна

Педагог дополнительного образования МБУ ДО “Центр внешкольной работы “Парус” г.о. Самара

Проектная деятельность как способ коммуникации с родителями воспитанников

Проектная деятельность как способ коммуникации с родителями воспитанников

Подготовили:

Методист: Пахомова Л. В.

ПДО: Сердакова С. Н.

ПДО по музыке: Емельянова Т. М.

 

Вопрос взаимодействия педагогов с родителями воспитанников всегда был и остаётся актуальным для всех детских учреждений. И, конечно же, и для нашего учреждения дополнительного образования, где мы работаем с детьми дошкольного возраста. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, которое в равной степени необходимо и педагогам, и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только в процессе сотрудничества педагоги и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. 

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения. Вовлеченность в проект позволяет родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. А эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

Наш опыт и возможности  коммуникации с родителями воспитанников мы можем рассмотреть на примере  нескольких проектов,  которые были реализованы в наших объединениях.

Одним из них был проект «Наш город», в который активно включились родители вместе с детьми. Это был двухнедельный проект. Но за это время была проведена очень большая работа. Кроме общих знаний о родном крае, о нашем городе, его истории, его жизни, с которыми дети познакомились на занятиях по ознакомлению с окружающим, родителям вместе с детьми было предложено провести небольшую поисково-исследовательскую работу по изучению истории достопримечательностей нашего города. Итоговым мероприятием нашей деятельности стало открытое занятие, на котором выступали дети вместе с родителями и презентовали  свои работы. Это были очень интересные выступления, Они сопровождались красочными иллюстрациями и интересными фактами, которые,  по отзывам родителей, и для них самих были неожиданными и любопытными открытиями. Кроме того, для родителей важна была  и возможность попробовать себя в роли педагога, рассказчика и доступно донести до детей важную информацию.  Это тоже родители оценили как интересный опыт.  Событие получилось ярким и запоминающимся, По итогам мы оформили альбом «Достопримечательности нашего города», который предполагалось в дальнейшем дополнять фотоиллюстрациями новых знакомств со значимыми местами нашего края.

Воспитанники наших объединений вместе с родителями  с удовольствием присоединились к участию в проекте «Кормушка для пичужки», который был инициирован педагогом Глуховой С.В. и реализован при сотрудничестве команды педагогов. Актуальность проекта была в том, что несколько лет назад в России появился экологический праздник — Синичкин день. Он появился по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.

Целью проекта было  формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Кроме задач расширения кругозора детей о зимующих птицах, развития творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, в решении вопроса экологического воспитания, важно было привлечь детей  и их родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Для этого на занятиях с воспитанниками проводились  беседы о птицах зимой, дети рисовали птиц на занятиях по изодеятельности, учили песни и игры на музыкальных занятиях. Педагог знакомил с видами кормушек, а так же проводилась беседа о том, чем правильно кормить птиц зимой. Далее воспитанникам с родителями предлагалось сделать дома кормушки, которые после выставки в фойе были развешены на деревьях в нашем парке.

Важно было, чтобы и дети, и родители поняли, что на этом проект не заканчивается, что они тоже теперь в ответе за птиц и не должны забывать добавлять корм в кормушки. Таким образом,  в процессе реализации проекта решались вопросы воспитания милосердия, готовности помогать,  была создана  атмосфера общности интересов детей и родителей.

Показательной  в плане взаимодействия с родителями воспитанников была также реализация педагогами нашего ЦВР социально-значимого проекта «День добра». Идейная составляющая проекта и его содержательная часть были направлены на воспитание чувства сострадания и отзывчивости, формирование осознанного желания оказать помощь нуждающемуся через привлечение внимания детей к роли домашних животных в жизни человека и проблеме бездомных животных.

Поэтому главной мыслью проекта стали слова Антуана де Сент – Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

В реализации проекта были задействованы два коллектива учреждения – студия раннего развития «Солнышко» и Клуб по месту жительства «Твои друзья». В рамках проекта были предусмотрены тематические беседы, мероприятия художественно-эстетического направления: организация фотовыставки «Наши питомцы», выставки рисунков «Им нужен дом». 

Финальным мероприятием стало проведение праздничного события «День добра», которое обобщило всю предварительную работу, наполнив его тематическим музыкальным сопровождением, рассказами детей о своих питомцах, непосредственно контактным общением детей с домашними животными из клуба «Твои друзья», что  добавило позитивных эмоций участвующим в празднике детям и взрослым.

Конечно же, особая роль в мероприятиях проекта была отведена родителям, которые не только помогали детям в подготовке творческих работ, но и провели с ними тематические беседы в домашних условиях, организовали сбор благотворительной помощи приюту для животных, действующему на базе клуба (корм, предметы ухода).

Проект имел ярко выраженную воспитательную и социально значимую направленность; позволил активизировать плодотворное взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Очень важной в плане сотрудничества с родителями была реализация социально значимого воспитательного проекта «С благодарностью к ветеранам». Этот проект был реализован совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (УФПС Самарской области). Важно, что инициатором этого проекта стали родители воспитанников. Они помогали в разработке идеи, договаривались о сотрудничестве с представителями «Почта России» и активно участвовали во всех этапах проекта.

Проект включал в себя ряд подготовительных мероприятий: беседа педагогов с детьми о Великой Отечественной войне, слушание песен военных лет, разучивание стихов, посвящённых Дню победы, рассказ сотрудников Самарского почтамта о работе почты в период войны и особенностях складывания конверта-треугольника, его истории и значимости.

В семьях обучающихся студии по рекомендациям педагогов были проведены беседы о вкладе их прадедов и прабабушек в дело победы.

На основании полученных знаний дети нарисовали рисунки для ветеранов.

Финальным  событием проекта стала передача конвертов-рисунков ветеранам через представителей «Почта России», которое было проведено в торжественной обстановке и вызвало яркий эмоциональный отклик как у дошкольников, так и их родителей.

Идея этого проекта нашла продолжение в подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект «Салют, Победа!», который был подготовлен командой наших педагогов не мог быть реализован без активной поддержки и сотрудничества с родителями воспитанников. Тематические беседы, просмотры видеофильмов по рекомендациям педагогов, разучивание стихов и песен, изготовление праздничных открыток и, конечно же, очень важная совместная работа родителей и детей по поиску и подготовке информации о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны для нашей Книги Памяти. Совместная работа была очень объёмной и плодотворной, а итоговое мероприятие стало большим общим праздником. Атмосфера мероприятия получилась очень тёплой и была пронизана уважением к тем далёким, но таким важным событиям. Было очень значимо, когда в заключение праздничного мероприятия мы все вместе: и педагоги, и родители, и дети пели песни военных и послевоенных лет. Это был, действительно, праздник со слезами на глазах и очень важный момент нравственно-патриотического воспитания детей через отношение к этому событию взрослых.

Это, конечно же, не весь наш опыт по работе над проектами, но он показал значимость проектной деятельности для плодотворной коммуникации с родителями воспитанников.

 

Проектная деятельность как способ коммуникации с родителями воспитанников
Пролистать наверх