автор: Сидорченко Анастасия Демьяновна
Учитель-логопед ГУ ЛНР “Ясли-сад №3 “Семицветик”, ЛНР г. Луганск г. Александровск
Конспект занятия “Формирование представления о звуках”
Формирование представления о звуках
Ход занятия
Организационной момент
- Артикуляционная гимнастика
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. Упражнение для губ и языка.
А ещё необходимо правильно научиться дышать
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
- Сообщение темы.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки. (Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком).
А сейчас отгадайте эти предмет по звучанию. (Действия прячется, а дети называют, что слышали).
Вы слушали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что нужно делать, чтобы наш слух сохранился и не причинять ему вред? (Ответ детей).
- Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»:
Где-то собака рычала – Р-р-р
В стойле коровы мычали – Мммууу!
В комнате мухи жужжали – Жжжж!
Мимо машины бежали – Тррр!
Гудели от ветра все провода – Динь!
Перекликались в ночи поезда – Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели – Тссс!
Змеи в лесу шипели – Шшшш!
А комары всё пели – Ззз!
Непоседа мячик днём и ночью
Успокоиться не хочет – Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днём мороженое ели! – Кхх! Кххх
( Э. Нийт перевод с эстонского Е. Ракеева).
Как перекликается поезда? Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить. Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
- Физкультурная минутка
«Прогулка в лес»
Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. Прыжки на двух ногах. Посмотрите какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!
Прислушаемся к шучу листьев. Вдруг подул ветерок.
Лёгкий выдох с округлёнными губами. Имитация сильного ветра и ветра во время бури. Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли.
- Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ёжик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ёжик: э-э-э. Как пели звери?
(Дети надевают маски. Повторение детьми песенок животных).
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д, п-п-п, т-т-т, ж-ж-ж, ш-ш-ш.
- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки. (Н.Б. Новотворцева)
В каждом домике есть дверь и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите б-б-б. Этот звук тоже произносится … Произнесите звук Л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощёлкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К. Вы услышите голос? А теперь произносите звук Г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? Как надо заботиться о нашем домике?
- Гимнастика
Детям показать рисунок-символ, условные изображения лиц с разными мимическими выражениями. Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорчённый, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорчённого Ивана-царевича. Можно взять зеркало, которое поможет детям.
- Итог занятия.
Что мы слушали? Чем мы слушали? Чем произносим звуки?