Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Дружная семья»

автор: Скрипка Наталья Ивановна

воспитатель МБДОУ “Колокольчик”, г. Ноябрьск

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Дружная семья»

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Дружная семья»

 

Цель: Формировать у детей представления о составе семье, родственных связях.

Задачи:

Продолжать учить детей называть имя и отчество своих родителей, домашний адрес.

Развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Словарная работа: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, родной, близкий, добрый, ласковый, заботиться, любить, помогать.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, беседа по их содержанию, оформление фотовыставки «Моя семья», индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, заучивание имени и отчества родителей, домашнего адреса, чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Оборудование: магнитная доска, кукольный домик, куклы мамы, папы, бабушки, дедушки, дочери, сына.

Демонстрационный материал: карточки, на которых дети помогают родителям, и на которых устраивают беспорядок в доме, поднос, картонные сердечки, шкатулка.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности:

– Ребята, а у вас есть семья? А где вы живёте со своей семьёй? (В квартире, в доме)

– Назовите свой домашний адрес. (Ответы детей)

– Свой домашний адрес обязательно нужно знать всем вам!

– А сейчас я вам предлагаю пойти в гости к одной семье и посмотреть, кто там живёт.

На столе стоит кукольный дом с игрушечными членами семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын).

Игра «Кто в домике живёт?»

– Кто в вашей семье самый главный? (Папа)

Воспитатель показывает куклу папы.

– Не терпит папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

То папа всегда поработать не прочь.

– А как зовут ваших пап? Что папы делают дома? (Забивают гвозди, водит машину, делают ремонт, ходит в магазин, выбрасывает мусор, пылесосит).

– Какие у вас папы? (Сильные, умные, смелые…)

 

— А кто еще есть в вашей семье? (Мама)

Воспитатель показывает куклу мамы.

– Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна – всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я – это мамочка моя!

– Скажите, как зовут ваших мам? 

– Ребята, а вы любите своих мам?

– Несмотря на то, что мамы ходят на работу, они ещё справляются с множеством домашних дел.

– А что же мамы делают дома? (Готовят еду, пекут, стирают, гладят, убирают, шьют, вяжут)

– Видите, как много дел у мам, какие они трудолюбивые! Как вы думаете, им трудно со всем этим справляться? (Да)

– Чем и как можно им помочь? (Вымыть посуду, пол. Пропылесосить в квартире. Вытереть пыль. Ухаживать за животными. Выгулять собаку. Полить цветы. Убрать свои вещи, игрушки, книжки. Сходить за хлебом. Вынести мусор.)

– Да, правильно!

Физкультурная минутка «Помощники»

Дружно помогаем маме –

Мы белье полощем сами 

Наклоны.
Раз, два, три, четыре,  Движения в стороны.
Потянулись,  Повесили белье.
Остановились

Хорошо мы потрудились!

Рукой гладим себя по голове.

 

– Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли сумка у неё в руках. И, если сумка тяжелая, помогут её нести. И тогда она будет уверена, что в её семье растёт добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.

 

Игра «Назови маму ласковыми словами»

– Давайте подберем для мамы самые нежные, самые ласковые слова, а я вам в этом помогу.

-Когда мама смеется, какая она? (Веселая)

– Когда мама вас обнимает, гладит по голове, целует, какая она (ласковая)

– Когда мама нарядилась, какая она? (красивая)

– Когда мама не сердится на вас, если вы шалите, какая она? (Добрая)

 

– Вы молодцы, сколько чудесных слов вы подарили своим мамам.

– Ребята, у вас есть мама и папа. Они для вас родители. И у ваших мам и пап есть родители. Это бабушки и дедушки.

 

Воспитатель показывает фигурки дедушки и бабушки.

-У кого есть бабушки и дедушки? Как их зовут?

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша… (Бабушка)

– Ребята, а что бабушка делает дома? (Бабушка готовит пироги, оладьи; вяжет носки, шарфы; читает книги; рассказывает сказки; варит варенье, делает уборку.)

 

– Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки.

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (Дед)

– Ребята, а что любит делать дедушка? (Читать газеты, ремонтировать, ходить в гараж, играть в футбол)

– Правильно, дедушка и бабушка тоже много делают по дому, и помогают воспитывать своих внуков.

 

– А братья и сестры у вас есть? 

Воспитатель показывает фигурки мальчика и девочки.

– Как их зовут?

– Посмотрите на это дом. Здесь живёт большая дружная семья. Давайте назовём всех, кто в ней живет, а наши пальчики нам в этом помогут.

 

Пальчиковая игра

1,2,3,4-кто живет у нас в квартире?

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я, дружная семья!

 

– Я надеюсь, что ваша семья тоже дружная, как наши пальчики.

– А ещё, в каждой семье есть свои традиции, например – все вместе отмечать праздники. Какие праздники вы отмечаете в своей семье? (Дни рождения, Новый год, 8 марта, 9 мая…)

– Кто в выходные дни выходит вместе на прогулку?

– Кто вместе занимается спортом?

– Кто все вместе накрывают стол для завтрака, обеда или ужина?

– Что еще вы делаете вместе в своей семье?

 

– В семье друг другу помогают и заботятся о каждом члене семьи. А для своих родных – вы главные помощники. Найдите изображения, на которых ребёнок помогает родителям, и закрепите их на доске.

На столе разложены карточки, на которых дети помогают родителям, и на которых устраивают беспорядок в доме.

Дети группы выполняют задание, поясняют свой выбор.

Далее рассматриваются карточки, оставшиеся на столе, и делается вывод почему.

– Молодцы, я вижу, что вы стараетесь не огорчать своих родных, и помогаете им во всём.

Итог:

– К кому мы сегодня ходили в гости?

Рефлексия: «Шкатулка»

– Ребята, у каждого из вас есть семьи и они все разные, не похожие на друг на друга. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы положим сердечко и скажем несколько слов о своей семье.

Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона.

– У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить сердечко и сказать о своей семье: «Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге».

Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, и говорят о своей семье.

Моя семья большая, потому что у меня есть…

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе.

 

– Молодцы, ребята! Вот сколько добрых слов можно сказать о своей семье!

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Дружная семья»
Пролистать наверх