Автор: Соленикова Лариса Викторовна
Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №56»
«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционной направленности
Тема: Автоматизация звука “Ш”: изолированно, в слогах и в словах.
Составила:
учитель-логопед Соленикова Л.В.
МДОУ «Детский сад №56»
г.Ярославль
Цель: автоматизация звука “Ш”: изолированное, в слогах и в словах
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
* автоматизировать звука “Ш” изолированно, в слогах, в словах
* развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа
* развивать слуховое восприятие и внимание
* формировать зрительный гнозис и зрительную память
* развивать мелкую моторику пальцев рук
* упражнять в согласовании существительного с числительными
Воспитательные:
* воспитывать умение слушать логопеда
* воспитывать самоконтроль за собственной речью
* воспитывать умение анализировать свою деятельность
Оборудование:
Картинки цирковых артистов, схема артикуляции и характеристики звука “Ш”, схема артикуляционных упражнений для звука “Ш”, игры-ходики, камушки марлбс, шары с картинками, аудиозапись логопедической распевки “Конфетки” Е. Железновой, рабочий лист “картинки перепутались”, лабиринт с ромашками.
Вводная часть.
Цель: настрой на занятие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в цирк. Но не в качестве зрителей, а помощниками артистов!
Основная часть.
1. Цель: уточнение артикуляции и характеристики звука “Ш”
-Первым на нашем представлении выступает заклинатель змей-факир, у него есть дрессированная змея, она умеет шипеть. Давайте пошипим, как она: “Ш-Ш-Ш”. Молодцы! Именно этот звук “Ш” будет помогать вам быть настоящими артистами. Но сначала давайте расскажем все, что мы знаем об этом звуке (схема артикуляции и характеристики звука).
-Молодцы, а сейчас давайте покажем по картинкам, какие артикуляционные упражнения мы с вами учили(схема).
2. Цель: автоматизация изолированного звука “Ш”
-Факир предлагает вам исполнить замечательный номер: я буду произносить часть слова, а вы-последний звук “Ш”, но долго и протяжно, как шипит змея:
Ду-…Ш
Мы-…Шь
Малы-…Ш
Камы-…Ш
Ландыш-…Ш
Карандаш-…Ш
Шала-…Ш
3. Цель: автоматизация звука “Ш” в слогах
-А сейчас перед публикой выступает попугай Кеша, он любит повторять за всеми их слова. Кеша предлагает вам исполнить его любимый номер: я буду произносить слоги, а вы повторяйте их по очереди, как Кеша и выкладывайте камушки на дорожке(картинки-ходики с камушками марлбс).
4. Цель: развитие звукового анализа и фонематического восприятия
-Представление продолжается и на арену цирка выходит фокусник. Он очень любит разные превращения и предлагает вам превращать одни слова в другие: я буду называть слова, а вы по очереди будете заменять первый звук на звук “Ш” и называть новое слово:
Мыло-…Шило
Мах-…Шах
Губы-…Шубы
Дар-…Шар
Бык-…Шик
Порох-…Шорох
Бум-…Шум
5. Цель: автоматизация звука “Ш” в словах
-А сейчас к публике выходит самый веселый артист цирка. Вы узнали его? Правильно, это клоун. Он хочет поиграть с вами в мячики: я буду давать вам мячики с разными картинками, а вы по очереди называете только картинки со звуком “Ш” и катите мяч клоуну.
6. Цель: развитие слухового восприятия и внимания
– И в завершении представления выступают необыкновенные артисты-это дрессированные мыши! Они выполняют свои номера под песенки-шуршалочки. Давайте подпоём этим песенкам(звучит аудиозапись).
7. Цель: формирование зрительного гнозиса и зрительной памяти, мелкой моторики
-И последнее задание: ты-Лиза, на листке, где перепутались картинки, синим маркером обведёшь только те, в названии которых звук “Ш” находится в начале слова. А ты-Сеня, красным маркером обведёшь только те картинки, в названии которых звук “Ш” находится в середине слова.
8.Итог: Вот и закончилось наше представление: интересно вам было? С каким артистом вам больше всего понравилось выступать? Почему? А с каким артистом было трудно выступать? Почему?
9. Цель: упражнять в согласовании существительного с числительными
-Вы хорошо сегодня позанимались и здесь вас ждёт награда: пройдите по лабиринту пальчиком и соберите себе букет из ромашек(лист с изображением лабиринта с пятью ромашками.