Взаимодействие участников коррекционного процесса.

Автор: Солтыс Инна Валентиновна

учитель – логопед МБДОУ № 17

Взаимодействие участников коррекционного процесса.

Все дети, прошедшие ПМПК получают статус дети с ОВЗ.

  • ОВЗ – что это такое? 

Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

 

Специалисты делят ребят на несколько групп с:

  • нарушениями слуха;
  • отклонениями в умственном развитии;
  • дисфункциями речи;
  • нарушением зрения;
  • расстройствами в поведении;
  • патологиями опорно-двигательного аппарата;
  • задержкой психического развития;
  • различными сочетаниями нарушений.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

 

Для реализации основных прав ребенка на образование педагог – психолог в дошкольные учреждения разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития определенного содержания. Этот маршрут содержит рекомендации для всех специалистов, работающих с данной категорией детей.

 

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога – дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организуетспециальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Педагог – дефектолог:

  • Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития;
  • Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие;
  • Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

 

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование)по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

У детей с ОВЗ как правило наблюдается:

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
  • нарушения мелкой и крупной моторики.

Для преодоления этих трудностей педагоги ищут различные способы и приемы. Одним из самых эффективных по праву является развитие мелкой моторики.

Ведь еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

  Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 4-6 лет

  1. Контроль со стороны взрослого правильно держать ребенком карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.
  2. Закрашивать контуры, не выходя за линию.
  3. Штриховать в одном направлении — сверху вниз или слева направо.
  4. Проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии карандашом на листе бумаги.
  5. Рисовать красками, пальчиковыми красками простых фигур.
  6. Конструирование из кубиков построек.
  7. Регулярные занятия с пластилином или глиной.
  8. Отщипывание – это такой способ развития пальцев руки, когда ребенок от листа бумаги кончиками пальцев отщипывает клочки и создает аппликацию.
  9. Собирание мозаики, кручение маленькой юлы, пирамидок, кольцеброса.
  10. Самостоятельное одевание и раздевание, застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков.
  11. Пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.

 

 

 

Взаимодействие участников коррекционного процесса.
Пролистать наверх