Автор: Солтыс Инна Валентиновна
учитель – логопед МБДОУ № 17
Взаимодействие участников коррекционного процесса.
Все дети, прошедшие ПМПК получают статус дети с ОВЗ.
- ОВЗ – что это такое?
Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
Специалисты делят ребят на несколько групп с:
- нарушениями слуха;
- отклонениями в умственном развитии;
- дисфункциями речи;
- нарушением зрения;
- расстройствами в поведении;
- патологиями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- различными сочетаниями нарушений.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Для реализации основных прав ребенка на образование педагог – психолог в дошкольные учреждения разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития определенного содержания. Этот маршрут содержит рекомендации для всех специалистов, работающих с данной категорией детей.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога – дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организуетспециальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Педагог – дефектолог:
- Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития;
- Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие;
- Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование)по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
У детей с ОВЗ как правило наблюдается:
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
- нарушения мелкой и крупной моторики.
Для преодоления этих трудностей педагоги ищут различные способы и приемы. Одним из самых эффективных по праву является развитие мелкой моторики.
Ведь еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 4-6 лет
- Контроль со стороны взрослого правильно держать ребенком карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок.
- Закрашивать контуры, не выходя за линию.
- Штриховать в одном направлении — сверху вниз или слева направо.
- Проводить прямые, волнистые, зигзагообразные линии карандашом на листе бумаги.
- Рисовать красками, пальчиковыми красками простых фигур.
- Конструирование из кубиков построек.
- Регулярные занятия с пластилином или глиной.
- Отщипывание – это такой способ развития пальцев руки, когда ребенок от листа бумаги кончиками пальцев отщипывает клочки и создает аппликацию.
- Собирание мозаики, кручение маленькой юлы, пирамидок, кольцеброса.
- Самостоятельное одевание и раздевание, застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков.
- Пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук.