Автор: Сорокина Светлана Вячеславовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ “Дневной пансион-84″
Урок русского языка в 3 классе ” Приставки. Правописание приставок с гласной О”
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ПРИСТАВКИ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК С ГЛАСНОЙ О»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ «Дневной пансион-84», г. Самара
Сорокина С.В.
Цель: познакомить с правописанием приставок с гласной О.
Предметные задачи:
– расширить знания учащихся о приставке и роли приставки в словах русского языка;
-развивать умение правильного написания приставок с гласной О.
Метапредметные задачи:
– развивать умения анализировать, делать выводы, обобщения, наблюдать;
– развивать коммуникативные умения-работать в группе;
– развивать навыки работы с информацией – получать информацию из разных источников; отбирать главное и существенное;
– воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Оборудование и обеспечение: учебник Русский язык. 3 класс».Ч.1. (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 2018г.), «Школьный фразеологический словарь»; карточки для групповой работы (для составления словосочетаний); компьютер, мультимедиа, презентация.
ХОД УРОКА:
- Актуализация знаний. Введение в тему.
На доске: забег приморский улетел
1.Формулировка темы урока.
Учитель: Прочитайте слова на доске. Определите, что общего между этими словами.
Дети: У всех слов есть приставки.
– Слова забег, приморский, улетел образованы с помощью приставок.
Учитель: Запишите в тетрадь и докажите.
(Дети записывают в тетрадь слова, обозначают приставку и доказывают образование слов приставочным способом.)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Тема урока «Приставки»
На доске (прикрепляется карточка):
приставка
- Работа с высказыванием.
Слайд1. В разнообразии приставок разнообразие смысла» (К.И. Чуковский).
Учитель: Прочитайте высказывание К.И. Чуковского. К какому выводу вы пришли?
Дети: От приставки зависит смысл слова.
– В нашем языке много разных приставок, – значит, много разных значений слов.
– Можно с помощью приставки изменить смысл слова.
– С помощью приставок можно образовать много разных слов с разными смыслами.
Учитель: Дополните тему урока, опираясь на высказывание.
Дети: Важно знать о разнообразие приставок и о том, какое лексическое значение приобретает слово.
На доске (прикрепляется карточка):
значения приставок и их разнообразие
- Постановка цели работы.
Учитель: Какую цель вы поставите перед собой, зная тему урока?
Дети: Познакомиться с новыми приставками. Научиться правильно писать приставки.
Учитель: Значит, очень важно сегодня говорить о правописании приставок.
На доске:
правописание приставок
Учитель: Какие знания нужны, чтобы добиться своей цели?
Дети: Нужны знания о том, что такое приставка.
Учитель: Расскажите о приставках друг другу. Если нужно, дополните, поправьте ответ.
(Дети работают в парах, рассказывают друг другу все, что знают о приставке.)
Слайд 2
Приставка- это…
- Сочетание букв в словах.
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов с новым лексическим значением.
- Часть слова, которая пишется так, как слышится.
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов с новым лексическим значением.
Учитель: Какое правило вы услышали?
Дети: Четвертое.
Учитель: Молодцы!
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Постановка проблемы и пути ее решений.
Учитель: Приставка загадала вам загадку-шутку. Отгадайте ее.
Слайд 3. Как – то утром по дорожке
… ходили чьи-то ножки,
… ходили, … ходили,
… ходили, … ходили,
… ходили, … ходили,
… ходили, любовались
… ходили, восхищались,
… ходили с сожаленьем,
Но с огромным впечатленьем.
Учитель: Кто отгадал?
(Дети затрудняются)
Учитель: В чем трудность?
Дети: В словах нет приставок, трудно понять смысл.
Учитель: Что может вам помочь?
Дети: Знания о том, какие могут встречаться приставки в словах.
Учитель: Слова какой части речи представленны?
Дети: Глаголы.
Слайд 4.
промчался
сошёл
дополз
отступил
побрёл
облетел
поскакал
подбежал
Учитель: Прочитайте. Что заметили интересного? Обсудите в парах.
Дети: Это все глаголы с приставками.
– В приставках пишется гласная О.
Учитель: Назовите приставки.
Дети: ПОДбежал – приставка ПОД-, можно подобрать однокоренные слова «убежал», «бежал», «забежал» и т.д.
– Подобным образом выделяются приставки из других слов.
Слайд5.
под от
про по
со об
до по
Учитель: Можем ли мы использовать данные приставки для образования других частей речи?
Дети: Да. Конечно.
– А может быть, нельзя?
Учитель: Проведем исследование.
Открытие новых знаний. Работа с учебником. (Ч.1, стр.52)
Упражнение 84(2). Образуйте однокоренные слова с приставками ОТ-, ОБ-, ПО- от слов: въезд-…, поехать-…
Запишите. В каких словах не нужно писать разделительный Ъ?
Учитель: Прочитайте задание. Какие знания необходимо применить?
Дети: Приставка пишется перед корнем.
-Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Я, Ю после приставок, оканчивающихся на согласную букву.
Учитель: Я предлагаю записать слова в столбик.
(Ученик выполняет задание в тетради.)
Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение задания друг друга. Сравните результат.
Работа с учебником.
В приставках ОТ-, О-, ОБ- всегда пишется буква О. Буква О
в этих приставках – орфограмма.
Работа по карточкам.
Карточка1. Прочитайте. Найдите корни в однокоренных словах.
Выделите ту часть слова, при помощи которой образованы однокоренные слова.
«Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул в яму с водой. Ежу пришлось раскрыться , поплыл он к берегу. А Лис тут как тут.»
(По В. Бианки)
Учитель: Прочитайте задание. Кому нужна помощь?
Назовите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными.
Каким способом образованны однокоренные слова?
Дети: С помощью приставок.
Учитель: Найдите глаголы с одинаковыми приставками.
Дети: Покатил-поплыл.
Учитель: Запишите их в тетрадь. Сравните произношение и обозначение гласного в приставке ПО- в этих глаголах.
Сделайте вывод.
Дети: Приставка ПО- пишется с гласной О.
– Это орфограмма.
Учитель: Составьте предложение с глаголом поплыл.
(Дети предлагают варианты предложений, одно предложение записываем в тетрадь и разбираем по членам и частям речи: Осенний листик поплыл по воде.)
Работа с учебником.
Правило: «В приставках ПРО-, ПО-, ПОД- всегда пишется буква О. Буква О в этих приставках – орфограмма.
III. Подведение итогов исследования.
Учитель: Обратимся к алгоритму: ЧТО Я УЗНАЛ.
Дети: Я узнала, что есть приставки с гласной О-.
– Гласная О в приставках – это орфограмма.
Учитель: Возвращаемся к слайду 3. Используйте полученные знания, приставки можно брать из таблицы.
(По окончании работы читаем получившиеся варианты.)
Слайд6. Как-то утром по дорожке
Проходили чьи-то ножки,
Походили, переходили,
Заходили, выходили,
Доходили, обходили,
Подходили, любовались,
Находили, восхищались,
Уходили с сожаленьем,
Но с огромным впечатленьем.
Учитель: Отличная дружная работа была вами проделана. О ком же эта загадка?
Дети: Наверное, это мы.
- Рефлексия.
Учитель: Чему удивились? Восхитились? Что смогли найти?
Дети: Как много мы сегодня узнали о приставках.
– Мы вместе смогли разгадать загадку.
– Я узнала, что есть приставки с гласной О.
– Приставки с гласной О пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
– Это орфограмма.
Учитель: Что помогло добиться цели?
Дети: Наша дружная работа, учебник, знания о приставках.
- Домашнее задание.
Учитель: Выучить правило о приставках с гласной буквой О.
– Образовать слова разных частей речи с помощью приставок с гласной О.
Я желаю вам успехов в выполнении домашнего задания.
ЛИТЕРАТУРА
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя.
Примерные программы по учебным предметам. – Просвещение, 2018.