Автор: Степанова Гузель Гумеровна
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО
Конструкт НОД с использованием ИКТ.
Конструкт НОД с использованием ИКТ по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
(с учетом требований ФГОС)
Тема: Звуки [т] [т ′], буква Т.
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО,
Степанова Гузель Гумеровна
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Форма НОД: занятие
Форма организации: групповая
Средства наглядные: ТСО
Картинки: аист, автобус, ананас, иголка, индюк, игрушки, облако, овощи, обувь, утка, удочка, ухо, утюг; тапочки, тарелка, туфли, торт, топор, телефон, телевизор, тигр, тигренок, теленок. Мост, зонт, пакет, хвост, букет, бинт, аист.
Магнитная доска. Разрезная азбука. Памятка. Буквы, кружочки синего и зелёного цвета (для обозначения твердого и мягкого звука), звуковые дорожки по количеству детей; буква «Т».
На рабочих местах у детей: счетные палочки, индивидуальные зеркала, звуковые дорожки, фишки синего и зеленого цвета.
Цель: закрепить правильное произношение звуков [т] [ть] в процессе речевого общения в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать закреплять понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», «твёрдый-мягкий», знания о звуках, об артикуляции и характеристике звуков [т] и [т’] и букве Т.
- Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «Т» из элементов. Автоматизировать звук [т] в слогах, словах, связной речи.
Коррекционно – развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
- Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове, различение в твёрдости-мягкости.
- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
- Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
- Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Конструкт непрерывной образовательной деятельности
Этапы, содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методические указания |
1. Организационный момент | Приветствие детей | Дети здороваются с педагогом, настроены на НОД | |
1.1. Включение детей на совместную деятельность | – Сядет тот, назовёт первый звук в слове по картинке (слова начинаются на гласные звуки) | Внимание детей привлекается картинками на столах. Ответы детей. | Перед каждым ребенком лежит перевернутая картинка, ребенок переворачивает, называет, садиться |
1.2. Закрепление | – Назовите звуки, на которые начинались слова по картинкам.
– Ребята, а теперь «покажите» губами эти звуки, но не называйте их – Какие это звуки? – Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? – Найдите среди букв на доске соответствующие гласным звукам буквы. |
– Дети называют звуки: А, У, И, О, У.
– Дети «показывают» артикуляцию гласных звуков. – Гласные – Характеристика гласных звуков детьми Дети находят соответствующие буквы |
Схемы артикуляции гласных звуков
На доске ряд из букв: А, К, Н, О, М, И, Т, Х, У, П. |
2. Введение в тему | – Посмотрите на слайд | Дети вовлекаются в совместную деятельность, смотрят презентацию. | На экране появляется слайд – картинка с предметами |
3. Сообщение темы и цели НОД | – Ребята, а с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомимся, вы догадаетесь сами.
– Проговорите слова по картине: – Какой первый звук во всех этих словах? |
Слушают логопеда
Называют слова: телефон, тюльпаны, тигр, тыква, тумба и т.д.. – Звуки [т] и [т’]. |
Первый слайд презентации |
4. Изолированное произнесение звуков [Т] и [Ть]. | – Вместе весело пойдем, к зеркалам мы подойдем, сядем дружно и произнесем звук [Т].
|
Дети сидят за столами, произносят звук [Т] и [Ть] перед индивидуальными зеркалами, наблюдают за артикуляцией звука. | Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука, затем только предлагает произнести звук детям |
5. Характеристика звуков | При произношении звука [Т] зубки разомкнуты, язычок стучит за верхними зубками, воздух выходит через рот, горлышко «молчит».
Звук [Т] – согласный (язычок и верхние зубки создают преграду воздуху), твёрдый (носит синий костюмчик), глухой (горлышко «молчит»). Звук [Ть] – согласный (язычок и верхние зубки создают преграду воздуху), мягкий (носит зелёный костюмчик), глухой (горлышко «молчит») |
Слушают логопеда | Во время характеристики звука, логопед выставляет карточки-символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки. |
6. Различение звуков на слух и в произношении по твердости и мягкости. | – Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Игра «Хлопни – топни» – Я вам назову разные звуки, как только услышите звук [Т] – хлопните в ладоши. А если услышите мягкий звук [Ть] – топните. |
Дети выходят на ковер, хлопают в ладоши при звуке [Т], топают когда услышат звук [Ть]. | Логопед называет согласные, твердые и мягкие звуки. |
«Речевая зарядка» | Логопед просит повторять за ним слоговые ряды, обращает внимание детей на то, что, если слог с твердым звуком [Т] – слог произносим грубым голосом, а если слог с мягким звуком [Ть] – слог произносим нежным голосом. | Дети стоят в круге, повторяют за логопедом слоговые ряды с той же интонацией, что и логопед. | Слоговые ряды: та – тя, то – тё, ту – тю, ты – ти. Та – та – та – тя – тя – тя. |
7. Звукобуквенный анализ, определение позиции звуков [Т] и [Ть]. Различение звуков по твердости и мягкости. | Игра «Путаница» – логопед обращает внимание детей на следующий слайд, на котором припутались картинки со звуками [т] и [ть] и необходимо разложить картинки с твердым звуком в одну сторону, с мягким звуком в другую.
Предлагает детям назвать слово, назвать какой первый звук в слове. |
Дети смотрят презентацию.
По очереди называют предметы на слайде. Называют первый звук в слове, определяют какой звук – твердый или мягкий. |
На экране – слайд с кружочками синего и зеленого цвета.
Если в слове первый звук твердый – картинку «убегает» к синему кружочку, если первый звук в слове мягкий – картинка убегает к зеленому кружочку. |
Различение звуков по твердости и мягкости. | Игра «Четвертый лишний» – среди четырех картинок нужно найти «лишнюю» и объяснить почему. | Дети смотрят презентацию.
Называют 4 предмета на слайде. Называют первый звук в слове, определяют какой звук – твердый или мягкий, называют лишнюю картинку. |
На экране слайд с 4 картинками. |
8. Координация речи с движением.
|
Игра «Тук – тук – тук».
Тук – тук – тук. Строим дом. Дом высокий. Дом с окном. С острой крышей и трубой. В доме я живу с тобой. |
Дети ударяют кулачком о кулачок.
Поднимают руки вверх, разводят в стороны. Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх. Показывают на себя и на соседа. |
Дети проговаривают и выполняют движения |
9. Определение позиции звука в словах. | Логопед просит назвать слова и подумать: – А есть ли в этих словах звук [т]?
– Звук может быть не только в начале слова, но и в конце слова. – Прошу проговорить свои слова-картинки и определить где находится звук, будьте внимательны при обозначении твердого и мягкого звуков. |
Ответы детей.
У детей на столах по одной картинке (тапочки, тарелка, туфли, торт, топор, телефон, телевизор, тигр, тигренок, теленок. Мост, зонт, пакет, хвост, букет, бинт, аист). |
Работа с
индивидуальными звуковыми дорожками и фишками, предметными картинками). |
10. Соотнесение звука [т] с буквой «Т»
|
– А теперь давайте познакомимся с новой буквой.
Рассматривание демонстрационной карточки. – На что похожа буква Т? (слайд 7) Т в антенну превратилась И на крыше очутилась. Молоток стучит тук-тук Букве Т я старый друг |
Дети находят букву Т в разрезной азбуке.
Называют предметы на слайде. |
На экране появляется слайд – буква Т. |
– Букву мы видим и пишем, а звук произносим и слышим!
– Из каких элементов состоит буква Т? – Сколько палочек в букве Т? – Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Т». «Давайте нарисуем букву «Т» на левой ладошке указательным пальцем правой руки». |
Дети смотрят на памятку.
Ответы детей – из палочек. Дети работают в парах, «рисуют» букву на левой ладошке указательным пальцем правой руки |
На доске памятка. | |
11. Индивидуальная работа | – Ребята, а давайте сами смастерим нашу новую букву из палочек. | Дети работают со счетными палочками, выкладывают букву. | Слайд – из чего можно сделать букву. |
12. Итог | – С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?
– Дома поиграйте в игру «Угадай, чьи это тени?». – Назовите, чьи это тени. Найди предметы, начинающиеся на звуки [т], [ть] и назовите их. |
Ответы детей. | Раздаются листы с игрой. |
Использованная литература:
– Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008
– Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:Творческий Центр «Сфера», 2007
– Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.
– Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007
– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.
– Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство – Пресс», 2005
– Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
– Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007
– Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997