Конструкт НОД с использованием ИКТ.

Автор: Степанова Гузель Гумеровна

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО

Конструкт НОД с использованием ИКТ.

Конструкт НОД с использованием ИКТ по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

(с учетом требований ФГОС)

 

Тема: Звуки [т] [т], буква Т.

СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО, 

Степанова Гузель Гумеровна 

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Средства наглядные: ТСО

Картинки: аист, автобус, ананас, иголка, индюк, игрушки, облако, овощи, обувь, утка, удочка, ухо, утюг; тапочки, тарелка, туфли, торт, топор, телефон, телевизор, тигр, тигренок, теленок. Мост, зонт, пакет, хвост, букет, бинт, аист.

Магнитная доска. Разрезная азбука. Памятка. Буквы, кружочки синего и зелёного цвета (для обозначения твердого и мягкого звука), звуковые дорожки по количеству детей; буква «Т».

На рабочих местах у детей: счетные палочки, индивидуальные зеркала,  звуковые дорожки, фишки синего и зеленого цвета.


Цель: закрепить правильное произношение звуков [т] [ть] в процессе речевого общения в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать закреплять понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», «твёрдый-мягкий», знания о звуках, об артикуляции и характеристике звуков [т]  и [т’] и букве Т. 
  • Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «Т» из элементов. Автоматизировать звук [т]  в слогах, словах, связной речи. 

Коррекционно – развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове, различение в твёрдости-мягкости.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
  • Воспитывать интерес к обучению грамоте.

 

Конструкт непрерывной образовательной деятельности

Этапы, содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Методические указания
1. Организационный момент Приветствие детей Дети здороваются с педагогом, настроены на НОД
1.1. Включение детей на совместную деятельность – Сядет тот, назовёт первый звук в слове по картинке (слова начинаются на гласные звуки) Внимание детей привлекается картинками на столах. Ответы детей. Перед каждым ребенком лежит перевернутая картинка, ребенок переворачивает, называет, садиться 
1.2. Закрепление  – Назовите звуки, на которые начинались слова по картинкам.

– Ребята, а теперь «покажите» губами эти звуки, но не называйте их 

– Какие это звуки?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? 

– Найдите среди букв на доске соответствующие гласным звукам буквы.

– Дети называют звуки: А, У, И, О, У.

– Дети «показывают» артикуляцию гласных звуков. 

– Гласные

Характеристика

гласных звуков детьми

 Дети находят соответствующие буквы

Схемы артикуляции гласных звуков 

На доске ряд из букв: А, К, Н, О, М, И, Т, Х, У, П. 

2. Введение в тему – Посмотрите на слайд  Дети вовлекаются в совместную деятельность,  смотрят презентацию. На экране появляется слайд – картинка с предметами 
3. Сообщение темы и цели НОД – Ребята, а с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомимся, вы догадаетесь сами. 

– Проговорите слова по картине: 

– Какой первый звук во всех этих словах?

Слушают логопеда

Называют слова: телефон, тюльпаны, тигр, тыква, тумба и т.д.. 

– Звуки [т] и [т’]. 

Первый слайд презентации 
4. Изолированное произнесение звуков [Т] и [Ть]. – Вместе весело пойдем, к зеркалам мы подойдем, сядем дружно и произнесем звук [Т]. 

Дети сидят за столами, произносят звук [Т] и [Ть] перед индивидуальными зеркалами, наблюдают за артикуляцией звука.  Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука, затем только предлагает произнести звук детям 
5. Характеристика звуков При произношении звука [Т] зубки разомкнуты, язычок стучит за верхними зубками, воздух выходит через рот, горлышко «молчит». 

Звук [Т] – согласный (язычок и верхние зубки создают преграду воздуху), твёрдый (носит синий костюмчик), глухой (горлышко «молчит»).

Звук [Ть] – согласный (язычок и верхние зубки создают преграду воздуху), мягкий (носит зелёный костюмчик), глухой (горлышко «молчит»)

Слушают логопеда Во время характеристики звука, логопед выставляет карточки-символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
6. Различение звуков на слух и в произношении по твердости и мягкости. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. 

Игра «Хлопни – топни» 

– Я вам назову разные звуки, как только услышите звук [Т] – хлопните в ладоши. А если услышите мягкий звук [Ть] –  топните. 

Дети выходят на ковер,  хлопают в ладоши при звуке [Т],  топают когда услышат звук [Ть]. Логопед называет согласные, твердые и мягкие звуки.
«Речевая зарядка» Логопед просит повторять за ним слоговые ряды, обращает внимание детей на то, что, если слог с твердым звуком [Т] – слог произносим грубым голосом, а если слог с мягким звуком [Ть] – слог произносим нежным голосом. Дети стоят в круге, повторяют за логопедом слоговые ряды с той же интонацией, что и логопед. Слоговые ряды: та – тя, то – тё, ту – тю, ты – ти. Та – та – та – тя – тя – тя.
7. Звукобуквенный анализ, определение позиции звуков [Т] и [Ть].  Различение звуков по твердости и мягкости. Игра «Путаница» – логопед обращает внимание детей на следующий слайд, на котором припутались картинки со звуками [т] и [ть] и необходимо разложить картинки с твердым звуком в одну сторону, с мягким звуком в другую. 

Предлагает детям назвать слово, назвать какой первый звук в слове. 

Дети смотрят презентацию. 

По очереди называют предметы на слайде. Называют первый звук в слове, определяют какой звук – твердый или мягкий.

На экране – слайд с кружочками синего и зеленого цвета.

Если в слове первый звук твердый – картинку «убегает» к синему кружочку, если первый звук в слове мягкий – картинка убегает к зеленому кружочку. 

Различение звуков по твердости и мягкости. Игра «Четвертый лишний» – среди четырех картинок нужно найти «лишнюю» и объяснить почему. Дети смотрят презентацию. 

Называют 4 предмета на слайде. Называют первый звук в слове, определяют какой звук – твердый или мягкий, называют лишнюю картинку.

На экране слайд с 4 картинками.
8. Координация речи с движением. 

 

Игра «Тук – тук – тук». 

Тук – тук – тук. Строим дом. Дом высокий. 

Дом с окном.

С острой крышей и трубой. 

В доме я живу с тобой.

Дети ударяют кулачком о кулачок.

Поднимают руки вверх, разводят в стороны.

Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.

Показывают на себя и на соседа.

Дети проговаривают и выполняют движения
9. Определение позиции звука в словах. Логопед просит назвать слова и подумать: – А есть ли в этих словах звук [т]? 

 – Звук может быть не только в начале слова, но и в конце слова.

– Прошу проговорить свои слова-картинки и определить где находится звук, будьте внимательны при обозначении твердого и мягкого звуков. 

Ответы детей.

У детей на столах по одной картинке (тапочки, тарелка, туфли, торт, топор, телефон, телевизор, тигр, тигренок, теленок. Мост, зонт, пакет, хвост, букет, бинт, аист).

Работа с

индивидуальными звуковыми дорожками и фишками,

 предметными картинками).

10. Соотнесение звука [т] с буквой «Т»

 

А теперь давайте познакомимся с новой буквой. 

Рассматривание демонстрационной карточки.  

На что похожа буква Т? (слайд 7)

Т в антенну превратилась 

И на крыше очутилась.

Молоток стучит тук-тук

Букве Т я старый друг

Дети находят букву Т в разрезной азбуке.

Называют предметы на слайде.

На экране появляется слайд – буква Т.
  – Букву мы видим и пишем, а звук произносим и слышим!

– Из каких элементов состоит буква Т? 

– Сколько палочек в букве Т?

– Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Т». 

«Давайте нарисуем букву «Т» на левой ладошке указательным пальцем правой руки».

Дети смотрят на памятку.

Ответы детей – из палочек. 

Дети работают в парах, «рисуют» букву на левой ладошке указательным пальцем правой руки

На доске памятка.
11. Индивидуальная работа – Ребята, а давайте сами смастерим нашу новую букву из палочек.  Дети работают со счетными палочками, выкладывают букву. Слайд – из чего можно сделать букву.
12. Итог  – С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать? 

– Дома поиграйте в игру «Угадай, чьи это тени?».

– Назовите, чьи это тени. Найди предметы, начинающиеся на звуки [т], [ть] и назовите их.

Ответы детей. Раздаются листы с игрой.

 

Использованная литература:

– Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008

– Курдвановская  Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:Творческий Центр «Сфера», 2007

– Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

– Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007

– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

– Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство – Пресс», 2005

– Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001

– Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007

– Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997

 

Конструкт НОД с использованием ИКТ.
Пролистать наверх