Автор: Струкова Анастасия Евгеньевна
Учитель начальных классов МБОУ “Новоусманская СОШ №3*
Рабочая программа по родному русскому языку.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
на заседании ШМО Руководитель ШМО _______Е.С. Лукашенко Пр. № ___от «___» ____2020 г. |
«Согласовано»
Зам. директора по УВР __________М.В. Боброва «___» ______ 2020 г. |
Утверждаю
директор _______Т.В. Кумченко «____» ________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования по русскому родному языку для обучающихся 4 –ых классов на 2019 — 2020 учебный год.
Разработали: учителя начальных классов Воронина В.В. Щеглова Л.В. Слепокурова Е.О. Клещева А.Н. Подгаецкая И.А. Сухарукова Е.В. |
2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский родной язык» в 4-ых классах разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. N 1576);
- федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального закона от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576);
- примерной рабочей программы. 1–4 классы под ред. О. М. Александровой. М. : Просвещение, 2019 г;
- Положения о Рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоусманская СОШ №3».
Учебный предмет «Русский родной язык» входит в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». На изучение предмета «Русский родной язык» по учебному плану МБОУ «Новоусманская СОШ № 3» в 4 –ых классах отводится 18 ч (1 ч в неделю со второго полугодия). Для обучающихся используется учебное пособие «Русский родной язык» для 4-го класса (авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А.Рябинина, О. В.Соколова) М.: Просвещение, 2019г.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-голица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п |
Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее. | 8 ч | Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Знать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Выполнение проектных заданий. Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. |
2. | Язык в действии. | 3 ч | Правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
3. | Секреты речи и текста. | 5 ч | Знать правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения. Уметь составлять план текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). |
4. | Резерв учебного времени | 2 ч | |
ИТОГО | 18 ч |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(17 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во
часов |
Дата | |
по плану | фактически | |||
1. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Слова, связанные с чувствами и качествами людей. Слова, связанные с обучением.) | 1 | 17.01 | |
2. | Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения. Пишем письма. | 1 | 24.01 | |
3-4. | Красна сказка складом, а песня – ладом. | 2 | 31.01
07.02 |
|
5-6. | Красное словцо не ложь. | 2 | 14.02
21.02 |
|
7. | Язык языку весть подаёт. | 1 | 28.02 | |
8. | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. | 1 | 06.03 | |
9. | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 13.03 | |
10. | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | 20.03 | |
11. | Как и когда появились знаки препинания? Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | 03.04 | |
12. | Задаём вопросы в диалоге. | 1 | 10.04 | |
13. | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | 1 | 17.04 | |
14. | Учимся составлять план текста. | 1 | 24.04 | |
15. | Учимся пересказывать текст. | 1 | 08.05 | |
16. | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | 15.05 | |
17. | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». | 1 | 22.05 | |
18. | Резерв | 1 | 29.05 |