Рабочая программа по родному русскому языку.

Автор: Струкова Анастасия Евгеньевна

Учитель начальных классов МБОУ “Новоусманская СОШ №3*

Рабочая программа по родному русскому языку.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области

 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО 

       _______Е.С. Лукашенко 

Пр. № ___от «___» ____2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР 

__________М.В. Боброва

«___» ______ 2020 г.                                      

Утверждаю

директор  

_______Т.В. Кумченко

«____» ________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования по русскому родному языку для обучающихся 4 –ых классов на 2019 — 2020 учебный год.

Разработали: учителя начальных классов 

Воронина В.В.

Щеглова Л.В.

Слепокурова Е.О.

Клещева А.Н.

Подгаецкая И.А.

Сухарукова Е.В.

2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский родной язык» в 4-ых классах разработана на основе требований:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. N 1576);
  • федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федерального закона от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576);
  • примерной рабочей программы. 1–4 классы под ред. О. М. Александровой. М. : Просвещение, 2019 г;
  • Положения о Рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоусманская СОШ №3».

 

Учебный предмет «Русский родной язык» входит в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». На изучение предмета «Русский родной язык» по учебному плану МБОУ «Новоусманская СОШ № 3» в 4 –ых классах отводится 18 ч (1 ч в неделю со второго полугодия). Для обучающихся используется учебное пособие «Русский родной язык» для 4-го класса (авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А.Рябинина, О. В.Соколова) М.: Просвещение, 2019г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; 

с качествами и чувствами людей;

родственными отношениями); 

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; 

осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); 

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-голица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; 

с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; 

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные   отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование раздела и тем Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1. Русский язык: прошлое и настоящее. 8 ч Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Знать пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. 

Уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. 

Выполнение проектных заданий. 

Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. 

Русские слова в языках других народов.

2. Язык в действии.  3 ч Правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). 

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

3. Секреты речи и текста. 5 ч Знать правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Уметь составлять план текста, не разделённого на абзацы. 

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и   выразительного словоупотребления. 

Редактирование предложенных и собственных текстов   с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. 

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

4. Резерв учебного времени 2 ч
ИТОГО 18 ч

 

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

(17 часов)

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во

часов

Дата
по плану фактически
1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Слова, связанные с чувствами и качествами людей. Слова, связанные с обучением.) 1 17.01  
2. Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения. Пишем письма. 1 24.01  
3-4. Красна сказка складом, а песня – ладом. 2 31.01

07.02

 
5-6. Красное словцо не ложь. 2 14.02

21.02

 
7. Язык языку весть подаёт. 1 28.02  
8. Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. 1 06.03  
9. Трудно ли образовывать формы глагола? 1 13.03  
10. Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 1 20.03  
11. Как и когда появились знаки препинания? Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 1 03.04  
12. Задаём вопросы в диалоге. 1 10.04  
13. Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. 1 17.04  
14. Учимся составлять план текста. 1 24.04  
15. Учимся пересказывать текст. 1 08.05  
16. Учимся оценивать и редактировать тексты 1 15.05  
17. Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». 1 22.05  
18. Резерв 1 29.05  

 

Рабочая программа по родному русскому языку.
Пролистать наверх