Опыт работы: “Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста”

Автор: Султанбекова Галия Наиловна

педагог -психолог МБДОУ Детский сад №4 город Уфа, Республика Башкортостан

Опыт работы: “Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 Городского округа город Уфа  Республики Башкортостан

« Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста ». 

Подготовила: педагог – психолог

Султанбекова Г.Н.

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе. 

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы. 

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  3. От состояния здоровья;
  4. От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.

Показателем окончания периода адаптации является

  1. Глубокий сон,
  2. Хороший аппетит,
  3. Бодрое положительное эмоциональное состояние,
  4. Активное поведение.

Основная цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие. 

Для решения поставленных задач мы активно занимались самообразованием: знакомились с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимали участие в методических мероприятиях, активно сотрудничали с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. 

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работали по трём направлениям:

  1. Создание условий в группе в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Использование различных адаптационных методов и приемов.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста. В связи с этим мы учитывали социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентировались на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Во время адаптационного периода особое внимание мы уделяли созданию  эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка: создавали у детей положительную установку, формировали положительное впечатление во время пребывания в детском саду.

В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.

Предметно – пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный уголки,уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.

Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой.Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).

Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

  • Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
  • Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
  • Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
  • Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
  • Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
  • Слушание негромкой, спокойной музыки.

С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ применяли такие формы и способы адаптации детей как:

  • элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
  • элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.
  • Релаксационные игры. Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
  • Слушание музыки и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов. 
  • Игровые методы взаимодействия с ребенком. В адаптационный период отдавали предпочтение играм,направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.

Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Именно, таким образом нами создавалась возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды. 

Во время пребывания детей в детском саду наблюдали за их поведением. Данные наблюдений фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации. 

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

В связи с этим работус семьей мы строили в несколько этапов:

  • социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
  • максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:

  • Анкетирование. 
  • Рекомендации родителям. 
  • Консультации. 
  • Беседы. 
  • Папки-передвижки.
  • Родительские собрания. 

Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. 

Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

За 2 месяца, до поступления новых малышей, было проведено родительское собрание. Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения.

Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей

Нами разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей.Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры – эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия. 

Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой. Но, большую работу приходилось проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации: отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть. В этом случае советовали создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью.

«Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО

В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя.Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно – пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду.

Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада. С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

 

Опыт работы: “Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста”
Пролистать наверх