Автор: Супряга Анастасия Сергеевна
учитель музыки МОУ “Средняя общеобразовательная школа №2 Им. Героя Советского Союза А. П. Иванова”
“Наша Слава – Русская Держава”
Конспект к уроку музыки
Тема: «Наша слава – русская держава»
Класс: 3
Цель:
- способствовать формированию у учащихся эмоционального проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества на примерах кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» и русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
Задачи:
Образовательная:
- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины;
- знакомство с жанром кант.
Развивающая:
- развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
- развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательная:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины);
- испытывать гордость и восхищение подвигами героев, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать с небольшого видеофрагмента. Прошу вашего внимания на экран.
(слайд 1, звучит песня «Солдатушки…»)
- Формулирование темы урока.
– Как называется музыка, которую вы сейчас прослушали?
– Кого вы сразу представляете?
Правильно! Поэтому говорить сегодня мы будем о защитниках земли русской, русской державы.
– А что такое держава?
– В прослушанной песне были очень хорошие слова, которые и определят нашу тему урока. Попробуйте назвать их.
-Верно, тема урока «Наша слава – русская держава!». Запишите ее в тетрадь.
- Изучение нового материала.
– Ребята, у каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, которые, отдали все силы на служение своему народу и своей Родине. Такие имена становятся народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в сказаниях и песнях.
(слайд 2 «Александр Невский»)
– Давайте сегодня вспомним великого русского полководца и князя Александра Невского. Что вы о нем знаете? (ответы детей)
– Вклад Александра Невского в строительство Российского государства бесценен.
(слайд 3 «Памятники А. Н.»)
Он много потрудился для Русской земли и мечом, и головой. Будучи истинным патриотом своей земли, он не просто желал счастья ей и ее народу, но и все делал для этого. В нашей стране как дань памяти и уважения поставлены памятники этому человеку.
(слайд 4 «Памятники»)
До сих пор существует орден А. Н. – высокая государственная награда, которая вручается самым выдающимся полководцам.
(слайд 5 «Орден»)
– Увековечение памяти Александра Невского отразилось и в музыке. Русский композитор С. С. Прокофьев написал кантату «Александр Невский» и сейчас мы с вами прослушаем из нее номер 4 «Вставайте, люди русские!». Запишите в тетрадь.
(слайд 6 «Вставайте, люди русские!»)
– Какие чувства вызвал у вас этот номер?
– Какой номер по характеру?
– Что вы представляли себе, слушая ее?
(слайд 7 «И. С.»)
– А вот еще один герой Иван Сусанин– русский крестьянин, который погиб, но не показал дорогу на Москву врагам. Его подвиг повторяли многие люди во время разных войн. Народ помнит своих героев и прославляет их в песнях, а композиторы слагают музыку в их честь. Так, М. И. Глинка посвятил целую оперу Ивану Сусанину, которая раннее называлась «Жизнь за царя». Послушаем финальный хор «Славься!» из оперы.!»). Запишите в тетрадь.
(слайд 8 «Славься
– Какая была музыка по характеру?
– В царские времена довольно часто происходили различные войны. Во время военных походов дух солдат поднимали бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем. Это русская народная песня называется «Солдатушки, бравы ребятушки»
(пение песни)
– Итак, ребята, мы познакомились с вами с двумя историческими героями: один из них – князь и полководец, а второй – крестьянин и староста села. Несмотря на их разное происхождение и положение в обществе оба они совершали подвиги и проявляли героизм ради сохранения русской земли.
– А теперь обратимся к вашей семье. А в ней есть защитники? Как вы храните память о ваших героях?
(выступление ребят)
– Спасибо, садитесь. В годы Великой Отечественной войны особую роль играли почтальоны. Их ждали, любили и ненавидели, так как все зависело от того, что принес человек радость или горе?
- Итог урока
Я надеюсь, вам понравился урок, который у нас сегодня состоялся.
В этом году наша страна будет праздновать 75-летие Великой Победы. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из народной памяти гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.
Наш с вами долг обязывает помнить и чтить, какой ценой завоевывается счастье, мирное небо, спокойная жизнь на земле
Любите свою родину, защищайте и творите только добро.
Этому ребята, можно и нужно научиться.
И в заключении давайте напишем пожелания всему миру на вырезанных голубях, которые у вас лежат на парте, и наклеим их вокруг нашего солнышка на доске.