Методическая разработка на тему “Реализация метапредметности на уроках английского языка с УМК “Английский в фокусе”

Автор: Суркова Татьяна Вячеславовна

Учитель английского языка ГОУ “Свердловский лицей № 1”

Методическая разработка на тему “Реализация метапредметности на уроках английского языка с УМК “Английский в фокусе”

Суркова Татьяна Вячеславовна

учитель английского языка

ГОУ “Свердловский лицей № 1”  

   Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

   На уроках английского языка,  в процессе работы над текстом и упражнениями, уч-ся приобретают и активируют знания не только по англ. языку, но и по другим предметам.

   Так, изучая количественные и порядковые числительные, мы решаем на английском примеры и задачи, совершенствуя математические навыки и умения.

   Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории, географии, и, даже, биологии. В процессе работы с соответствующими текстами, ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают много новой информации.

   В 5 классе, при изучении темы «В мире животных» и работая над текстом «The Animals of India», мы разбираем, где находится Индия, с какими странами граничит, какие животные живут в Индии и каковы их особенности.

   Также, выполняя лексико-грамматические упражнения в рабочей тетради по этой же теме, дети открывают для себя много интересных фактов о животном мире:

– у бабочек вкусовые рецепторы находятся на передних лапках;

– лягушки живут на всех континентах, кроме Антарктиды;

– дельфины спят с одним открытым глазом.

   При изучении темы «Страны и национальности» в 5 классе, мы начинаем изучать англоговорящие страны, их историю, традиции и обычаи. Работаем с картой, отрабатываем навыки и умения по географии.

   Школьная программа составлена так, что на уроках английского доминирует принцип опережения, и многие ключевые вещи дети впервые узнают именно на наших уроках, а не на уроках базовых дисциплин.

   Например, когда мы начинаем уже в 5 классе изучать тему «Великобритания», многие уч-ся думают, что Англия и Америка – это одно и тоже, а Лондон – это столица США.

   Поэтому на наших уроках мы работаем с картой, изучаем материки и приходим к пониманию, что США расположены в Северной Америке, а Великобритания – это практически остров, так как расположена на Британских островах и соединяется с Европой Английским Ла-Маншем.

   Также на уроках английского дети впервые узнают, что же такое аббревиатура UK, – Соединенное Королевство, которое состоит из Великобритании и Северной Ирландии, а Великобритания состоит из Англии, Шотландии и Уэльса.

   Почему Соединенное Королевство – это монархия и там до сих пор правит королева? Почему Англия и США, – две столь отдаленные друг от друга страны, –  имеют один язык, одну культуру, обычаи и праздники? Здесь уже нам не обойтись без исторического экскурса.

  На уроках английского дети впервые узнают о путешествиях и открытиях Колумба и Магеллана, как была открыта Америка, как зарождалась американская нация, кто были коренными американцами, и что первые 13 штатов изначально были колониями Великобритании, которая, в свое время, была крупнейшей мировой империей и только в результате победы в восьмилетней войне за независимость, Соединенные Штаты в 1783 году были провозглашены как самостоятельное союзное государство.

   Выполняя письменные задания и упражнения по английскому языку, уч-ся также используют умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Мы обращаем внимание на элементы, свойственные как русскому, так и английскому языку. Стараемся найти сходства и отличия. В частности, это главные и второстепенные члены предложения, временные формы глагола, придаточные, условные предложения; наличие синонимов, омонимов и антонимов; использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов. 

   Часто дети выводят свои правила, которые помогают им лучше понять и освоить грамматику английского языка.

   Дисциплина «Английский язык», – это также благодатная почва для изучения мировой литературы.

Так, в качестве домашнего чтения

– в 5 классе мы читаем английскую народную сказку «Джек и бобовое зернышко»;

– в 6 классе – произведение английского писателя Льюис Кэрролла «Алиса в стане чудес»;

– в 7 классе – «Питер Пен» Джеймса Мэтью Барри;

– в 8 классе – «Кентервильское приведение» Оскара Уальда»;

– в 9 классе – «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу;

– в 10 и 11 классах читаем бессмертные произведения Вильяма Шекспира «Венецианский купец» и «Гамлет».

   И, хотя, произведения великих классиков мы, пока еще, читаем адаптированные, УМК «Spotlight» предоставляет нам и аутентичные ресурсы, в частности, аудио материалы. Дети могут не только прочитать, но и прослушать любимые эпизоды, начитанные носителями языка с яркой эмоциональной окраской, особенно, если это диалог, и с музыкальным сопровождением.

   Дети с удовольствием подражают, читают по ролям, принимают участие в инсценировке любимых драматических произведений.

   Таким образом, можно сказать, что на своих уроках, мы воспитываем и потенциально будущих театралов и музыкантов.

   Ведь в качестве физкультминутки или релаксации мы поем песни, которые имеют лексическую и грамматическую наполняемость по данной теме и также и имеют воспитательный характер. Мы поем о любви к семье и родному дому, о любви к животным и природе, о любви к себе, о том, как важно иметь собственную идентичность и самоуважение.

   В более старших классах мы поем мировые хиты, песни, которые на слуху у всех: «Битлз», Фредди Меркьюри и другие.

  Еще одна прекрасная возможность для формирования метапредметных связей – это использование проектной деятельности.

  Метод проектов на уроках английского – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, конечным продуктом в виде плаката, коллажа, рисунка, иллюстрированного сочинения, песни, викторины, командной работы, драматизации или видео презентации.

   Вот некоторые темы проектов, которые дети готовили самостоятельно, фронтально и в группах:

– Мое любимое животное / Мой петомец;

– День матери;

– Вредная и полезная еда /Национальная еда;

– Достопримечательности англоговорящих стран;

– Вредные и полезные привычки;

– Охрана окружающей среды.

   22 апреля, в Международный день Земли, учителя нашей кафедры в рамках недели английского языка подготовили мероприятия, приуроченные к данному дню.

   Мы с уч-ся 9-в класса подготовили проекты: дети готовили презентации, постеры, писали сочинения о том, как важно заботиться о природе и не загрязнять окружающую среду, что мы должны и не должны делать, чтобы сохранить нашу планету в безопасности, и о том, как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье, что мы сможем сделать, чтобы предотвратить глобальные катастрофы. 

   Изучение иностранного языка направлено на развитие коммуникативных и социокультурных компетенций. 

   Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, аудирования, умения вести диалог, социокультурные знания обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие или по работе за границу или будет общаться с гостями из других стран.

   И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельность не просто развивает универсальные учебные действия, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

 

Методическая разработка на тему “Реализация метапредметности на уроках английского языка с УМК “Английский в фокусе”
Пролистать наверх