Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития.

Автор: Суханина Галина Львовна

учитель-логопед ТОГАОУ “Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития.

Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития

Суханина Г.Л.

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»,

galinasuhanina@yandex.ru     

      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяет сохранение здоровья, как основополагающий компонент жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ. Поэтому создание единой здоровьесберегающей и обучающей среды в коррекционно-образовательном процессе является актуальной задачей обучения и воспитания детей с детским церебральным параличем (ДЦП).

      Обучающиеся с ДЦП имеют психофизические нарушения различной этиологии и нуждаются в создании специальных условий для обучения, сохранения и укрепления здоровья, а также системные речевые нарушения, что требует комплексный нестандартный подход в традиционной коррекционной работе учителя-логопеда, а именно использование компьютерных технологий, одной из которых является метод биологической обратной связи (БОС).

       Работа по данной теме актуальна, так как у первоклассников с ДЦП, имеющих ЗПР, на момент поступления в школу не сформированы школьно-значимые психофизиологические функции и познавательная деятельность, в результате этого они испытывают трудности при формировании учебных навыков, в том числе, чтения.

      Для формирования навыка чтения и улучшения функционального состояния обучающихся с ДЦП и ЗПР по методу БОС надо было решить следующие задачи:

– изучить теоретические положения и практический опыт по проблеме,

– изучить причины трудностей формирования навыка чтения с разных точек зрения у детей сДЦП, имеющих ЗПР,

– составить коррекционную программу  занятий,

– составить схему взаимодействия участников образовательного процесса,

– провести обследование развития ВПФ, состояния здоровья обучающихся. 

     В результате   использования компьютерной технологии БОС для коррекции нарушений высших психических функций, познавательной деятельности, повышения мотивации обучения чтению данной категории обучающихся, создания единой здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной логопедической работе (оздоровление в процессе обучения) планировали получить:

– формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);

– улучшение соматического здоровья и снижение пропусков занятий;

– положительную динамику в развитии высших психических функций, школьно-значимых функций, физиологического состояния школьников;

– освоение навыка чтения первоклассниками;

– расширение валеологических знаний родителей и детей.

     На начальном этапе велась работа по изучению теоретического материала и практического опыта по проблеме, разработке плана мероприятий, оснащению кабинета БОС, написанию рабочей программы, подготовке диагностического инструментария, проведению первичной диагностики, выявлению медицинских противопоказаний у обучающихся к занятиям, а также информирование родителей, разработка информационных буклетов для родителей и педагогов о методе БОС. Знакомство родителей с сущностью метода БОС, приборами, сигналами и их согласие на работу с ребёнком – обязательное условие.

     После теоретической подготовки перешли к практическим занятиям  по обучению  школьников навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД). Как только дети освоили начальное умение «дышать животом», перешли к занятиям на тренажере.

       В основу методики положен эффект дыхательной аритмии сердца (ДАС), который заключается в колебаниях частоты сердечных сокращений в период равный периоду дыхания. 

      Практические занятия на тренажере строятся на принципе от простого к сложному. Начинаем с безречевых сюжетов «Столбик», «Забор», «Анимация». С помощью этих сюжетов происходит не только формирование навыка ДРД по методу ДАС-БОС, но и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, зрительно-пространственных ориентировок, процессов саморегуляции, познавательного интереса, мотивации к обучению. Рабочий безречевой сюжет «Полосы» подготавливает глазодвигательную мышцу к чтению, так как картинка открывается горизонтально.

Следующий сюжет речевой – «Открывание». На этом этапе продолжается совершенствование навыка ДРД с максимальной ДАС и начинается изучение букв. Компьютерная программа построена так, что учитывает многократное и продолжительное появление на экране изучаемой буквы, достаточное время для чтения её детей с ДЦП, которые могут иметь замедленный, скандированный темп речи и короткий речевой выдых. На речевом сюжете «Открывание» закрепляются выученные буквы, формируется навык складывания их в слоги, чтение слогов и слов с разной слоговой структурой на плавном удлиненном выдохе, что особенно необходимо обучающимся с ДЦП. При необходимости можно вносить свои изменения в речевой материал компьютерной программы.

Данная программа увлекательна, похожа на компьютерную игру, во время которой дети расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас и знакомятся с окружающим миром.

        Надо сказать, что компьютерная программа содержит большой банк тематических картинок для периодов работы и для периодов отдыха. 

Использование методики БОС на этапе формирования навыка чтения показало ряд преимуществ:

– обеспечение высокого уровня мотивации обучающихся в процессе работы,

– активное участие младших школьников в процессе обучения, саморегуляция,

– наглядный объективный контроль физиологических показателей функций организма, 

– большая база систематизированного наглядного и речевого материала,

– возможность учителю-логопеду самому составлять учебный речевой материал по теме занятия,

– сочетание со всеми традиционными видами работ,

– возможность составления индивидуального сеанса занятий (шаблона) на тренажере с учетом возможностей каждого ребенка.

В результате использования на логопедических занятиях технологии БОС в комплексе с традиционными коррекционными мероприятиями удалось улучшить функциональное состояние младших школьников с ДЦП и сформировать у них устойчивый навык чтения. 

Литература:

  1. Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину. – Спб:ЗАО «Биосвязь», 2007. – 159с.
  2. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+. – СПб:ЗАО «Биосвязь», 2007. – 160с.
  3. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в школьно-дошкольных учреждениях». – Спб: «Питер», 2003. – 68с.
  4. Сметанкин А.А. Учебник здоровья для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ЗАО «Белл», 2006. –28с.
Применение технологии БОС в комплексной коррекционно-логопедической работе при формировании предпосылок чтения у первоклассников с ДЦП, имеющих задержку психического развития.
Пролистать наверх