«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»

Автор: Сухова Елена Сергеевна

Педагог-психолог МАДОУ “Детский сад №1”

«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»

«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. 

Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка. Психологическое здоровье – важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка.

И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности.

“Забота о психологическом здоровье, – предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым,  к окружающему миру,. к жизни как таковой.

Главной целью моей работы является – сохранение и укрепление психологического здоровья.   Гармоничное развитие воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Совместно с педагогическим коллективом мы стремимся, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, познающим себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами и интуицией. А самое главное обеспечить детям такие условия, чтобы они полноценно развивались как личности.

Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

Хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –

Внедрение здоровьесберегающих технологий 

Цель – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

 Утренняя гимнастика Физкультурные занятия, Самомассаж, Активный отдых, Динамические паузы, Подвижные и спортивные игры, Релаксация, Пальчиковая гимнастика, Гимнастика для глаз, Дыхательная гимнастика, Физкультминутки.

Игровые технологии  способствуют воспитанию самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности; приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Игротренинги, ………………..

Психологические игры Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. 

 

Коррекционные технологии:

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы.

Цветотерапия – это корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. 

Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Арт-терапия – является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий. (Изотерапия, песочная терапия)

Психогимнастика – представляет собой специальные занятия (этюды, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми 

– создания в группах детского сада уголков психологического здоровья для обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников, для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности; для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;

 «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями, подушки для битья, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика»)

– «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня; 

– стенды «Я пришел»«День рождение»«Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;

– экраны «Герой дня»«Звезда недели»«Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

– персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы. 

«Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания необходимых благоприятных условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой и укрепления его психического здоровья:

Что же это за условия:

  • создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
  • удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
  • единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
  • организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
  • целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования технологий педагогами и специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается  самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

 

 

«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»
Пролистать наверх