Автор: Сухова Елена Сергеевна
Педагог-психолог МАДОУ “Детский сад №1”
«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»
«Сохранение психического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и современных технологий»
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни.
Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка. Психологическое здоровье – важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка.
И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности.
“Забота о психологическом здоровье, – предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру,. к жизни как таковой.
Главной целью моей работы является – сохранение и укрепление психологического здоровья. Гармоничное развитие воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Совместно с педагогическим коллективом мы стремимся, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, познающим себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами и интуицией. А самое главное обеспечить детям такие условия, чтобы они полноценно развивались как личности.
Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.
Хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –
Внедрение здоровьесберегающих технологий
Цель – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Утренняя гимнастика Физкультурные занятия, Самомассаж, Активный отдых, Динамические паузы, Подвижные и спортивные игры, Релаксация, Пальчиковая гимнастика, Гимнастика для глаз, Дыхательная гимнастика, Физкультминутки.
Игровые технологии способствуют воспитанию самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности; приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
Игротренинги, ………………..
Психологические игры Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других.
Коррекционные технологии:
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы.
Цветотерапия – это корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.
Арт-терапия – является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий. (Изотерапия, песочная терапия)
Психогимнастика – представляет собой специальные занятия (этюды, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
– создания в группах детского сада уголков психологического здоровья для обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников, для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности; для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;
«Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями, подушки для битья, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика»)
– «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;
– стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;
– экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
– персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.
– «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.
Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания необходимых благоприятных условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой и укрепления его психического здоровья:
Что же это за условия:
- создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
- удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
- единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
- организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
- целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования технологий педагогами и специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.