Использование технологии ТИКО – моделирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

автор: Сухова Елена Сергеевна

Педагог-психолог МАДОУ “Детский сад №1”

Использование технологии ТИКО – моделирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

 

 

 

Использование технологии  ТИКО – моделирование 

в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Как непрост, уникален и вместе с тем интересен внутренний мир каждого ребенка! Вот только далеко не всегда удается подобраться близко к этому миру, раскрыть его так, чтобы он засверкал всеми своими гранями. И, разумеется, особый, осторожный и бережный, но, в то же время, эффективный подход необходим к детям с особыми возможностями здоровья.

ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения и игры. Это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. С помощью данного конструктора можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур. С этим конструктором с удовольствием занимаются как мальчики, так и девочки, он практичен, гигиенически безопасен, разнообразен, имеет сертификат качества.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО – конструктора обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО – конструктором:

-обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;

-развитие мелкой моторики;

-развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

-обеспечение развития детского технического творчества.

Кроме того, актуальность ТИКО – технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

Этапы работы с конструктором ТИКО  выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.

1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.                       

Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования

 

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов.            

Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, 

где дети совместно         создают     конструкцию      или   осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.  

3 этап. Коллективное сюжетное конструирование. 

На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

Свою деятельность по реализации тико моделирование  выстраиваем по следующим направлениям работы с ТИКО – конструктором

– Высшие психические функции;

– Сенсорные эталоны;

– игровая деятельность;

– коммуникация;

– моторика;

– социализация.

Первое, с чего мы начинали 

– это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д. 

– Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.

– После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по размеру. 

Используя данные упражнения и задания: на начальном этапе – знакомство с конструктором, особый упор делается на проговаривание. Выполнение заданий по образу способствует развитию произвольного внимания, процессов сравнения и анализа.

Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.

Для комплексного развития познавательных процессов воспитанников, я предлагала упражнения: «Дорожка для Зайчика», «Соедини детали в ряд так, чтобы цвет деталей не повторялся», «Повтори по образцу», «Посмотри на домик для поросенка, и сделай такой же домик для его брата» 

В процессе выполнения давала задания: сосчитай, сколько всего понадобится деталей, сколько квадратов, какого цвета и др). 

Более сложны для детей, но очень полезны ТИКО-диктанты, основанные, вновь, на понимании и исполнении инструкции. ТИКО-диктанты по форме проведения похожи на известные всем графические диктанты, но выполнять их детям, на мой взгляд, гораздо интереснее.

На занятиях по подготовке к школе особое значение приобретает развитие способности понимать и выполнять инструкцию. Понимание инструкции также можно развивать с помощью ТИКО.

Предлагали несколько заданий на замещение геометрических фигур

  1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
  2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
  3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Данное упражнение обязательно необходимо сопровождать проговариванием, объяснением и проверкой выполнения инструкции.

Еще одним плюсом применения ТИКО-конструирования является то, что данный вид деятельности способствует социализации ребенка. В процессе освоения конструирования происходит взаимодействие со взрослым. В дальнейшем, в старших группах я практикую выполнение заданий на конструирование в парах или малых группах. 

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО – изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО – элементы в дидактических играх. В игровой деятельности – для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт, продукты и т. д. 

Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО – поделка в руках детей оживает.

МЫ с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО – моделирования развивает – оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

 

Использование технологии ТИКО – моделирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
Пролистать наверх