автор: Сухова Елена Сергеевна
Педагог-психолог МАДОУ “Детский сад №1”
Использование технологии ТИКО – моделирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
Использование технологии ТИКО – моделирование
в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
Как непрост, уникален и вместе с тем интересен внутренний мир каждого ребенка! Вот только далеко не всегда удается подобраться близко к этому миру, раскрыть его так, чтобы он засверкал всеми своими гранями. И, разумеется, особый, осторожный и бережный, но, в то же время, эффективный подход необходим к детям с особыми возможностями здоровья.
ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения и игры. Это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. С помощью данного конструктора можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур. С этим конструктором с удовольствием занимаются как мальчики, так и девочки, он практичен, гигиенически безопасен, разнообразен, имеет сертификат качества.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО – конструктора обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО – конструктором:
-обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;
-развитие мелкой моторики;
-развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;
-обеспечение развития детского технического творчества.
Кроме того, актуальность ТИКО – технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.
Этапы работы с конструктором ТИКО выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах,
где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.
3 этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.
Свою деятельность по реализации тико моделирование выстраиваем по следующим направлениям работы с ТИКО – конструктором
– Высшие психические функции;
– Сенсорные эталоны;
– игровая деятельность;
– коммуникация;
– моторика;
– социализация.
Первое, с чего мы начинали
– это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д.
– Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
– После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по размеру.
Используя данные упражнения и задания: на начальном этапе – знакомство с конструктором, особый упор делается на проговаривание. Выполнение заданий по образу способствует развитию произвольного внимания, процессов сравнения и анализа.
Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
Для комплексного развития познавательных процессов воспитанников, я предлагала упражнения: «Дорожка для Зайчика», «Соедини детали в ряд так, чтобы цвет деталей не повторялся», «Повтори по образцу», «Посмотри на домик для поросенка, и сделай такой же домик для его брата»
В процессе выполнения давала задания: сосчитай, сколько всего понадобится деталей, сколько квадратов, какого цвета и др).
Более сложны для детей, но очень полезны ТИКО-диктанты, основанные, вновь, на понимании и исполнении инструкции. ТИКО-диктанты по форме проведения похожи на известные всем графические диктанты, но выполнять их детям, на мой взгляд, гораздо интереснее.
На занятиях по подготовке к школе особое значение приобретает развитие способности понимать и выполнять инструкцию. Понимание инструкции также можно развивать с помощью ТИКО.
Предлагали несколько заданий на замещение геометрических фигур
- Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
- Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
- Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Данное упражнение обязательно необходимо сопровождать проговариванием, объяснением и проверкой выполнения инструкции.
Еще одним плюсом применения ТИКО-конструирования является то, что данный вид деятельности способствует социализации ребенка. В процессе освоения конструирования происходит взаимодействие со взрослым. В дальнейшем, в старших группах я практикую выполнение заданий на конструирование в парах или малых группах.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО – изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО – элементы в дидактических играх. В игровой деятельности – для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт, продукты и т. д.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО – поделка в руках детей оживает.
МЫ с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО – моделирования развивает – оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.