Программа «Формирование навыков ассертивного поведения у подростков» (в когнитивно-поведенческом подходе).

Автор: Сушкова Елена Владимировна

педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА»

Программа «Формирование навыков ассертивного поведения у подростков» (в когнитивно-поведенческом подходе).

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА»

ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

(в когнитивно-поведенческом подходе)

Разработана и апробирована

педагогом-психологом

ГБОУ Центра «ЛИРА»

Сушковой Еленой Владимировной

г. Георгиевск, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа занятий составлена с учетом психологических особенностей подросткового и юношеского возраста в когнитивно-поведенческом подходе. Анализ литературных источников показал, что в подростковом и юношеском возрасте использование когнитивно-поведенческой терапии позволяет подростку приобрести новые навыки, как когнитивные, так и поведенческие, равно как и изменить стиль мышления и даже улучшить познавательные и творческие процессы, поскольку в процессе терапии ослабляется ригидность мышления, что позволяет приобрести навыки разрешения проблем.

Актуальность программы. Группы тренинга уверенности в себе пользуются популярностью и вызывают живой интерес и внимание со стороны людей самого разного возраста. В отечественной психологии наиболее популярным и востребованным является «Тренинг уверенности в межличностных отношениях» В.Г. Ромек. Программа в рамках поведенческого подхода четко привязана к вполне определенной и хорошо разработанной теории уверенности в себе, достаточно последовательна и устроена так, что каждое последующее упражнение использует прогресс, достигнутый ранее. От темы к теме прослеживается внутренняя логика. Тренинги уверенности в себе в формате КПТ для подростков в отечественной психологии недостаточно разработаны, хотя регулярно поступают запросы со стороны родителей, педагогов, а также самих учащихся. Разработка и внедрение программы тренинга, формирующего навыки ассертивного поведения, поможет в работе с жертвами буллинга, так как одним из направлений работы с данной категорией учащихся является укрепление личностных позиций, изменение отношения к себе, а также повышение самооценки. 

Формат КПТ отлично подходит для программы формирования навыков, так как предполагает не только изучение техник и практик, применение в условиях созданного психологом безопасного пространства тренинга, но и в «естественной среде» – школе, дома, взаимодействии со сверстниками в обычной жизни. Программа содержит поведенческие эксперименты, экспозиции, ведение дневника.

Участники. Программа ориентирована на старших подростков, юношеский возраст.

Цель: формирование самоутверждающего (ассертивного) поведения, при котором человек добивается реализации своих прав, не нарушая прав других.

Задачи:

– развитие социального интеллекта обучающихся;

– формирование успешной социальной адаптации (профилактика буллинга);

– научить здоровым способам совладание с негативными эмоциями, так как это поможет как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;

– коррекция поведения дома, в школе и в обществе.

Новизна программы. Программа формирования навыков ассертивного поведения для данной возрастной категории может быть реализована для жертв школьного буллинга как профилактическая, так и как программа реабилитации.

Практическая значимость. Буллинг – явление глобальное и массовое, которое рассматривается в современном мире как серьёзная социально-педагогическая проблема. Он процветает в атмосфере неуверенности, скрытности, страха и по своей сущности подрывает и ослабляет качество образования, а также приводит к психологическим травмам. Предложенная программа является социально-значимой, а учитывая её краткосрочность, может быть охвачено достаточно большое количество учащихся, нуждающихся в помощи.

Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы подростки освоят навыки КПТ, которые помогут избежать таких нежелательных ситуаций, как, например, конфликты со сверстниками, перепады настроения, сильные негативные эмоции, навязчивые тревоги, импульсивное поведение, из-за которого могут возникать неприятности. Повысится уверенность в себе, самооценка.

Форма работы: групповая.

Продолжительность работы: программа состоит из 10 занятий (сессий) занятий продолжительностью 50 минут. Программа предполагает наличие домашних заданий.

Периодичность: 7 занятий (сессий) 1 раз в неделю, 3 бустерные сессии.

Количество участников: 8 человек.

Материалы: мультимедийное оборудование, ПК; листы, ручки, планшеты по числу участников; «Атлас чувств и эмоций» (Чичина А.). 

Диагностика: опросник Рейзаса, «Опросник разрешения конфликтов».

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Этапы реализации тренинга Основное содержание Время выполнения Ожидаемый результат
Этап 1.

Формирование мотивации.

Занятие 1.

1.Приветствие. Знакомство. Обсуждение правил групповой работы, прояснение ожиданий. 10 мин Формирование мотивационной готовности к освоению навыков тренинга, к вырабатыванию самоутверждающего поведения через информирование, беседу и обсуждение примеров моделей поведения в проблемных ситуациях, осознание основных прав и свобод, плюсов ассертивного поведения.
2.Мини-лекция «Понятие ассертивного поведения» 5 мин
3. Беседа «Билль о правах личности». 15 мин
4.Упражнение «Неуверенная, агрессивная, ассертивная модель поведения» 15 мин
5. Рефлексия. 

Д/з: замечать и фиксировать модели поведения людей. Ритуал прощания.

5 мин
Этап 2. Диагностика типов поведения.

Занятие 2.

1.Приветствие. Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания. 10 мин В процессе активного выделения параметров открытого поведения участники увидят, что параметры невербального поведения более важны, чем содержание высказываний.
2.Мини-лекция «Ситуационная и общую неуверенность, ситуационная и общая агрессивность» 5 мин
3.Упражнение «Параметры открытого поведения» (диагностика проявленного поведения). Группа активно ищет критерии, параметры, мишени психокорреции. 15 мин
4.Мини-лекция «Дифференциальные критерии неуверенного, ассертивного, агрессивнорго поведения». 5 мин
5.Упражнение «Выгоды и утраты агрессивного поведения» 10 мин
6. Рефлексия. 

Д/з: записать основные взаимодействия, протекающие за день и оценить их с точки зрения степени отклонения от самоутверждающегося поведения.

Ритуал прощания.

5 мин
Занятие 3. 1.Приветствие.Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания. 10 мин У каждого участника тренинга должен сформироваться взгляд на ассертивность как на поведение, которому можно научиться. Ассертивность – не врожденное, а приобретаемое в течение жизни поведение. Оно поддается переучиванию независимо от длительности неуверенного или агрессивного поведения. 
2.Диагностика «Опросник Рейзаса». 10 мин
3.Диагностика «Опросник разрешения конфликтов». 10 мин
4.Разыгрывание ролевых ситуаций. 15 мин
5. Рефлексия. 

Д/з: отмечать ассертивное поведение людей (поиск модели ролевого поведения).

Ритуал прощания.

5 мин
Этап 3. Постановка целей.

Занятие 4. «Овладение базовыми навыками, создающими условия для уверенного поведения».

1.Приветствие.Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания. 10 мин Участники смогут овладеть минимальным репертуаром навыков, необходимых для реализации уверенного поведения.
2.Упражнение «Умение говорить «нет». 5 мин
3.Мини-лекция «Правила, не позволяющие вовлекаться в аргументацию своего оппонента» 5 мин
4.Упражнение «Заигранная пластинка» 10 мин
5. Игра «Да-нет» 15 мин
6. Рефлексия. 

Д/з: отработать в бытовых ситуациях одно из предложенных упражнений (формируем навыки).

Ритуал прощания.

5 мин
Занятие 5.

«Приобретение навыков справляться с критикой». 

1.Приветствие.Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания. 10 мин Участники смогут почувствовать себя уверенно в ситуациях встречи с критикой, научатся справляться с ранее свойственными им состояниям тревоги и паники, прекратят самообвинения, повысят самооценку. 

Участники тренинга освоят навык противостоять критике, оставаясь стойким, независимым, не вовлекающимся в полемику.

2.Беседа «Приемы в выражении своих чувств» (вербальные и невербальные) 5 мин
3.Работа с кейсом (ситуация с зонтиком) 5 мин
4.Мини-лекция «Характер взаимодействия в ситуации критики». Разбор примеров.  10 мин
5. Упражнение «Игра в туман» 15 мин
6. Рефлексия. 

Д/з: отработать на практике в обычной жизни навык противостоять критике.

Ритуал прощания.

5 мин
Занятие 6. 

«Негативные заявления. Негативные расспросы. Овладение умением вести беседу».

1.Приветствие.Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания. 10 мин Участники обучатся справляться с ситуациями, когда их обвиняют в ошибке. Участники начнут рассматривать ошибку как действие, которое, возможно, требует исправления, но не обязывает чувствовать себя униженным и неуверенным. Освоят навык ведения беседы.
2. Беседа «Негативные заявления. Негативные расспросы». Разбор примеров. 5 мин
3.Мини-лекция «Умение вести беседу» 5 мин
4.Упражнение «Выдели человека». 15 мин
5. Работа в парах. 10 мин
6.Рефлексия. 

Д/з: тренировать навык вести беседу.

Ритуал прощания.

5 мин
Этап 4. Завершение тренинга.

Занятие 7.

1.Приветствие.Упражнение на создание групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания.  10 мин Участники смогут оценить свое продвижение к цели, углубленно осознать причины, поддерживающие несамоутверждающее поведение. Узнают о роли позитивного подкрепления для самоутверждающего поведения. 

Участники поймут, что сами ответственны за позитивные изменения.

2. Подведение итогов тренинга. 10 мин
3. Беседа «Практика ведения дневников».

Д/з: фиксировать реальные действия, отмечать возникающие чувства, регистрировать моменты, которые остановили в самоутверждающемся поведении.

5 мин
4. Составление списка ситуаций для самостоятельной тренировки. Обсуждение. Ранжирование. 10 мин
5.Беседа «Контрольные встречи» (бустерные сессии). 5 мин
6.Беседа «Профилактика рецидивов». 5 мин
7. Рефлексия. Ритуал прощания. 5 мин

 

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Этапы реализации программы предполагают формирование мотивации, диагностику типов поведения, постановку целей. 

Формирование мотивации осуществляется с помощью: 

– информации о психологических основах тренинга. Понятие ассертивного поведения (при котором индивид осознает и принимает свои основные права, готов уважать и не ущемлять прав других, конструктивно решать общие проблемы, нести ответственность за свои решения и действия);

– беседы (где отмечается основное человеческое право индивида быть самим собой, выражать свои эмоции, мысли). На конкретных примерах показывается, как подавление этого права приводит к дискомфорту;

– обсуждения прав человека как личности, выявляющее иррациональные установки, препятствующие уверенности, и коррекция их в процессе группового обсуждения.

Диагностика типов поведения. Если индивид не обладает свободой выбора, предоставляя другим выбирать за него линию поведения, подчиняясь давлению обстоятельств, отказываясь от своих целей в угоду ожиданиям других – ассертивный тренинг целесообразен. Выделяют ситуационную и общую неуверенность и, соответственно, ситуационную или общую агрессивность. При ситуационной неуверенности клиент испытывает неуверенность, сопровождающуюся тревогой, виной только в ограниченном круге ситуации. И только в этих ситуациях он не проявляет себя, как хотел бы. При общей неуверенности этот круг ситуаций настолько широк, что можно говорить о неуверенности как о стабильной черте характера, постоянном пребывании индивида в состоянии нерешительности. Такой человек и внешне производит впечатление робкого, пассивного, подстраивающегося под других.

Ассертивный тренинг в том числе – способ овладения невербальными компонентами уверенного поведения и оценка каждым из членов группы своих взаимоотношений с точки зрения отклонения поведения от ассертивной модели может заметно повысить мотивацию участников на продолжение работы. Можно использовать самоотчеты, опросники и разыгрывание ролевых ситуаций.

Полезно так же ведение дневника в течение нескольких дней, которые представляли бы обычные взаимоотношения учащегося. Ставится задача: записать основные взаимодействия, протекавшие за день, и оценить их с точки зрения степени отклонения от самоутверждающего поведения. 

У участника может обостриться чувство разочарования в себе, эти переживания создадут еще один стимул к желанию измениться. 

Опросники используются в программе (опросник Рейзаса) для того, чтобы помочь индивиду увеличить понимание того, как он ведет себя в ситуациях, в которых желательно самоутверждающее поведение. Опросник предполагает, что сам испытуемый оценивает свое поведение в конкретной ситуации с точки зрения того, устраивает ли оно его или нет. 

Другой тип опросника – подростка просят указать, как он будет вести себя в описываемой ситуации, выбрав одну из возможных реакций («Опросник разрешения конфликтов», который измеряет способность человека отказать в ответ на неадекватные требования).

Разыгрывание ролевых ситуаций – способ диагностики типа поведения. Задаются или стандартные, или специфические ролевые ситуации. 

У каждого участника тренинга должен сформироваться взгляд на ассертивность как на поведение, которому можно научиться. Ассертивность – не врожденное, а приобретаемое в течение жизни поведение. Оно поддается переучиванию независимо от длительности неуверенного или агрессивного поведения. 

Постановка целей. В дальнейшем возможны различные варианты проведения тренинга, определенные выбором одной из целей:

  1. Овладение базовыми навыками, создающими условия для уверенного поведения. 
  2. Индивидуальные запросы.
  3. Обучение умению ассертивно разрешать конфликты, осуществлять конструктивную критику. 

В предлагаемой программе акцент сделан именно на овладении минимальным репертуаром навыков, необходимых для реализации уверенного поведения. Техники и практики, используемые в тренинге, приведены в Приложении 1. 

Программа предполагает наличие домашних заданий: поведенческие эксперименты, экспозиция. Самостоятельные задания строятся по типу постепенного приближения к более трудным ситуациям. Начинать надо с безопасных ситуаций. Психолог подкрепляет только самоутверждающее поведение, а не результаты его. Однако практика в реальной жизни всегда сопровождается теми или иными позитивными подкреплениями. Человек получает то, чего он никогда не получал ранее: он достигает своих целей, реализует свои права. 

На этом этапе желательно ведение дневника, в котором фиксируют все реальные действия, отмечают возникающие чувства, регистрируют моменты, которые остановили его в самоутверждающем поведении. Цель – оценка продвижения к цели, углубленное осознание причин, поддерживающих несамоутверждающее поведение и позитивное подкрепление самоутверждающего поведения. 

В завершении программы необходима работа по профилактике рецидивов и бустерные встречи. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Двоскина Н. В. Травля в детском коллективе, или, как остановить насилие. Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября», 2017.
  2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство для подростков про буллинг: как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других. М.: Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», 2019.
  4. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллинга для школьной администрации, учителей и психологов. – М.: Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», 2019.
  5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003.
  6. Файфер Л., Краудер А., Элсенраат Т., Галл Р. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков. – СПб.: ООО «Диалектика», 2020.
  7. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008 г.
  8. Хатт, Рейчел Л. Когнитивно-поведенческая терапия для подростков. Рабочая тетерадь. Навыки и упражнения для управления настроением, повышения самооценки и совладания с тревогой. СПб: ООО «Диалектика», 2020.
  9. Чичина А. Атлас чувств и эмоций, 2020.

Приложение 1.

 

Овладение навыком говорить «нет». Настойчивость – главный навык, без которого немыслимо уверенное поведение. Оно предполагает ясное осознание своих целей, сохранение цели несмотря на возможное давление и манипулятивное поведение партнера. 

Началу разыгрывания предшествует беседа, выясняется из-за чего обычно сдается человек, когда он вначале говорит «нет», но соглашается. 

В группе можно задать конкретный вопрос: «Почему Вы соглашаетесь пойти с другом (с подругой), хотя это не входило в ваши планы/вам надо делать свое дело (например, готовиться к зачету или экзамену)?»

Резюме такого обсуждения: «Вы соглашаетесь, поскольку на все ваши “нет” у него (нее) находится больше доводов (поведенческих реакций), чем у вас. Если вы будете придерживаться своей линии поведения, своей цели, вы в конце концов исчерпаете его возможности воздействия на вас». 

Далее даются правила, не позволяющие вовлекаться в аргументацию своего оппонента: 

– постоянно повторяйте то, что вы хотите, при этом говорите это спокойным тоном. Если появилось желание сразу же отвечать на все, что предлагается вашим оппонентом, пускаясь в оправдания, испытывая вину – не отвечайте автоматически на высказывания вашего собеседника. Иначе оппонент может найти ваше «слабое место» и начать манипулировать.

– метод «Заигранная пластинка» участникам тренинга предлагается отвечать только 1-2 стандартными фразами типа: «я понимаю, о чем вы говорите» или «я вижу, что вы предлагаете», после чего возвращаться к заявлению своего желания. Упражнения выполняются в парах или в тройках. 

У клиентов, проявляющих общую неуверенность, освоение данного навыка протекает трудно. Тогда повторно проводится обсуждение прав человека, в том числе права говорить «нет». 

Игра «да – нет». Участникам разрешается говорить только «да» или «нет». Запрещаются какие-либо объяснения или оправдания своего отказа. 

Данное упражнение направлено на овладение контролем над невербальными параметрами поведения. 

Приобретение навыков справляться с критикой. 

Злость, раздражение – обычные эмоции, возникающие в ответ на критику. Неуверенным в себе лицам свойственно подавлять в себе эти чувства. Беседа перед упражнением полезна, чтобы напомнить участникам, что каждый имеет право проявлять свои чувства, и несет ответственность за последствия, имеет право сам судить и оценивать свое поведение. Лица, блокирующие свои чувства, гнев, часто страдают головными болями, язвенной болезнью и другими психосоматическими заболеваниями. Поэтому овладение приемами, которые не тормозят агрессию, гнев, дают возможность индивиду быть спонтанным в выражении своих чувств и вместе с тем не наносить никому вреда, не оскорблять – элемент уверенного поведения, умения разрешать конфликты. Овладение несколькими невербальными приемами разрядки (стукнуть кулаком о собственную ладонь или по столу, топнуть ногой, совершить символический удар в воздух – приемы, которые находятся членами группы в процессе обсуждения и которые потом осваиваются). Не задевают оппонента, но дают ему информацию о чувствах. 

Овладение стандартными вербальными приемами разрядки агрессии — это высказывания, которые позволяют не накапливать эмоции в себе, выражать их быстро, без обиды и ущерба достоинству другого человека. 

Эти словесные высказывания позволяют после высказывания своего гнева начать более конструктивное разрешение проблемы. Выполняется также в стандартных ситуациях. 

Повторные проигрывания ситуации позволяют участнику овладеть и невербальными компонентами уверенного поведения. 

Цель обучения вербальным приемам – чувствовать себя уверенно в ситуациях встречи с критикой, уметь справляться с ранее свойственными ему состояниями тревоги и паники, прекратить самообвинения, повысить самооценку. 

Сначала следует информация о характере взаимодействия в ситуации критики. Показывается, что взаимосвязи критика и критикуемого непрямые, при них вместо прямого высказывания своих желаний критик использует обходные способы достижения целей. Как прием, помогающий этому, используются оценочные суждения, располагающиеся по параметру «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», но при этом остается скрытым, для кого хорошо и правильно. 

Отношения, основанные на критике, происходят по замкнутому кругу: критика – оправдания и объяснения критикуемого, новый виток критики, пока не будет достигнуто достаточное чувство вины у критикуемого. Поэтому выполняющим эти упражнения необходимо понимать следующее. 

  1. В высказываниях критика может содержаться объективная информация («правда»). Но ее не следует смешивать с оценками (правильно – неправильно), даваемыми критиком, которые исходят из его определенных целей (в данном примере – не поехать в гости). 
  2. Каждый человек обладает правом иметь определенные желания, высказывать и обсуждать их открыто, не оправдываясь, не позволять давать им оценочные суждения. Принятие права критикуемым позволяет ему чувствовать себя спокойно в ситуации. 
  3. Каждый человек имеет право совершать ошибки и получать информацию о них («правду») от окружающих, но при этом необходимо дифференцировать объективную информацию и даваемые им оценки. 

Игра в туман. Туман на море – это образ чего-то противостоящего человеку, но не дающего ответной реакции. Он не откликнется эхом, если человек начинает кричать. Он не ответит рикошетом, если в него бросить камень. Он быстро гасит все попытки, направленные на провокации. Осваивая навык противостоять критике, клиент обучается при этом оставаться стойким, независимым, не вовлекающимся в полемику. Приемы:

  1. Обвиняемый может согласиться со всей информацией («правдой»), которая содержится в высказывании критика. 
  2. Возможно согласие в принципе, когда критикуемый принимает в общем виде заявление обвинителя. 
  3. Согласие с возможной «правдой» (с вероятным развитием событий). 

Осваиваемые приемы позволяют критикуемому не вовлечься в полемику или оправдания, и совсем не означают, что обвиняемый не примет ту информацию. Упражнения выполняются в парах. Один играет роль критика, второй пытается использовать вышеописанные приемы. Критик делает негативные замечания по поводу одежды, внешнего вида, особенностей поведения, интересов, в ситуации «здесь и сейчас». 

Игра позволяет клиентам тренировать и другие навыки общения, требует быть внимательным к информации, оставаться на ее уровне, не уходя в собственные домыслы, интерпретации того, что подразумевал критик. Обучает тренирующегося мыслить в категориях вероятности, осознавать, что он может сам давать оценки собственному поведению, а не пассивно принимать их со стороны. 

Негативные заявления. Негативные расспросы. Обучает справиться с ситуациями, когда их обвиняют в ошибке (при этом не предполагаемой, а стопроцентной) и используют эту ситуацию для вызова и усиления чувства вины с целью манипуляции. Участники усваивают право на ошибку на уровне действия. Участники начинают рассматривать ошибку как действие, которое, возможно, требует исправления, но не обязывает чувствовать себя униженным и неуверенным. 

Негативное заявление – участник прямо признает совершенную ошибку или что-то негативное в себе. При выполнении методики «негативные расспросы» он сам активно предлагает обвинителю рассказать, что было отрицательного в его действиях, по мере прояснения информации беседа концентрируется все больше на неконструктивных, непродуктивных аспектах поведения, уходя все дальше от оценочных суждений. 

Овладение умением вести беседу. Даже приобретение навыков настойчивости, противостояния критике не гарантирует успехов в общении. А успешное общение – это та обратная связь, без которой невозможно укрепить позитивную самооценку и уверенность в себе. 

Умение начинать беседу сводится к двум основным навыкам: 

– различать условия, благоприятные для начала разговора, 

– владеть приемами, помогающими завязать разговор. 

Первая группа навыков осваивается в процессе ролевых игр. 

«Выдели человека». Группа разбивается на несколько подгрупп (обязательно выделение из группы 2-3 изолированных индивидов). Задача водящего состоит в том, чтобы выделить из группы одного участника, наиболее расположенного к началу контакта, и начать с ним разговор. 

Дается обратная связь от участников, обсуждаются критерии, выбора. 

Освоение приемов завязывания беседы:

  1. Предоставление информации о себе: «Здравствуйте, меня зовут…», даются некоторые сведения о себе, откуда вы, что здесь делаете и т. д. 
  2. Просьба о помощи. Описание своих затруднений с обращением к незнакомому с просьбой о помощи (Я не могу найти нужный адрес. Не могли бы Вы помочь мне?)
  3. Комплимент, касающийся действий, предметов, одежды партнера. 
  4. Использование светского такта. (Позвольте, я помогу Вам).
  5. Банальные приемы (Какой великолепный вид. Вам нравится?).

Умение вести разговор предполагает освоение двух базовых навыков:

– умение выявлять свободную информацию в высказываниях собеседника и использовать ее для общения. 

– умение давать свободную информацию о себе, то есть самораскрытие. 

Вначале проводится обсуждение: если человек, отвечая на вопросы, говорит больше, чем да или нет, он дает информацию о себе, о своих интересах, желаниях, и эта информация может стать той темой, вокруг которой в дальнейшем будет строиться беседа. Далее открытыми вопросами способствовать ее развитию. 

Беседа развивается плавно, когда на свободную информацию одного идет самораскрытие другого, то есть возникает определенное равновесие. В противном случае разговор приобретает характер допроса. 

Открытые вопросы, начинающиеся со слов что, какой, как и дают возможность свободно представлять сведения о себе и событиях. Закрытые, наоборот, предполагают получение вполне определенной информации. 

Далее выполняются упражнения в парах.

1 задание. Одному из пары развивает свободную информацию, предоставляемую другим. Ему запрещается проводить самораскрытие. Задача упражнения – обучить занимающихся выделять свободную информацию в высказываниях собеседника и следовать ей, задавая вопросы. 

2 задание. Задача – научить участников проводить собственное сбалансированное самораскрытие в ответ на предоставление свободной информации партнером. 

 

Программа «Формирование навыков ассертивного поведения у подростков» (в когнитивно-поведенческом подходе).
Пролистать наверх