Анализ диагностических методик развития связной речи посредством обучения рассказыванию по картине у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

автор: Таганова Анастасия Ивановна

учитель-логопед МАДОУ 45 г. Томск

Анализ диагностических методик развития связной речи посредством обучения рассказыванию по картине у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Анализ диагностических методик развития связной речи 

посредством обучения рассказыванию по картине

у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

 

По мнению разработчиков методики составления рассказов по картинам (В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко и др.), в основе обучения детей рассказыванию по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Любая иллюстрация может расширить и углубить детские представления об общественных и природных явлениях, воздействовать на эмоциональность детей, вызывать интерес к рассказыванию, побуждать говорить даже молчаливых и застенчивых детей. 

Е.И. Тихеева заложила основу методики обучению детей рассказыванию по картине. Опираясь на свои наблюдения, она подчеркивала, что рассматривание картин способствует наблюдательности, повышению воображения, логического мышления и в итоге развитию языка ребенка. Е.И. Тихеева писала: «Развитие речи и языка должна лежать в основе всей системы воспитания в детском саду». 

Исследования наших дней показывают, что одним из главных направлений в развитии связной речи детей является работа по составлению рассказа по картине. 

Е.А. Тихеева, О.С. Ушаков, А.М Бородич, В.А. Гербова и др. педагоги, разрабатывающие методики развития речи дошкольников, отмечают, что методы обучения рассказыванию по картине имеют свои особенности, определенную структуру занятий и методических приемов. 

Они выделили общие дидактические принципы обучения рассказыванию по картине: 

– соответствие возрастной особенности детей; 

– опора на речевой материал; 

– наглядность; 

– подбор методов и приемов с учетом поставленных задач обучения.

В методике Л.Н. Ефименковой коррекционная работа, представленная как система, условно разделена на три этапа. Работа, проводимая на каждом этапе, должна вести к развитию словаря, фразовой и связной речи. На первом этапе основная работа направлена на формирование пассивного и активного словаря. Отрабатывается простое предложение, которое включается в диалог или небольшой рассказ. Основа второго этапа составляет формирование фразовой речи. На данном этапе ведется работа по расширению словаря, охваченного тематическим единством, по грамматическому и интонационному оформлению распространенного предложения. Отработанные фразы включаются в диалоги и описательный рассказ. Л.Н. Ефименкова рекомендует всю коррекционную работу начинать с элементарных понятий о слове, о связи слов с предложением. Обучение детей с ОНР связной речи целесообразно начинать с подробного, потом выборочного творческого пересказа. Прежде чем пересказать текст, следует его проанализировать. Это помогает ребенку понять смысл произведения, выделить части, логику изложения. 

В завершении работы над развитием связной речи должно идти обучение составлению рассказа на основе личного опыта. Методика предусматривает формирование всех сторон речи на каждом этапе коррекционно-логопедической работы. [1] 

В методике В.П. Глухова система обучения рассказыванию детей разделена на этапы. Они предусматривают овладение детьми навыка рассказывания в таких формах, как:1) воспроизведение прослушанного текста (пересказ); 2) рассказывание по картине; 3) составление рассказа-описания; 4) рассказывание с элементами творчества. 

Обучение рассказыванию по картине, в свою очередь, также должно осуществляться поэтапно с усложнением содержания работы: составление высказываний по наглядному восприятию; воспроизведение прослушанного текста; составление рассказа описания; рассказывание с элементами творчества. [2] 

Т.А. Ткаченко в методику обучения детей составлению рассказов по картине включила творческое рассказывание с использованием вспомогательных средств – наглядности и моделирования как плана высказывания. 

Методика интересна тем, что коррекционная работа в ней предполагает возрастание сложности упражнений с постепенным убывание наглядности и плана высказывания. В результате определяется порядок работы: 

– пересказ рассказа по наглядному действию; 

– рассказ по наглядному действию; 

– пересказ с использованием фланелеграфа; 

– пересказ по серии сюжетных картин; 

– составление рассказа по серии сюжетных картин; 

– пересказ по сюжетной картине; 

– рассказ по сюжетной картине. 

Автор предлагает следующие этапы обучения рассказывания по картине: 

– анализ содержания картины; 

– активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания; 

– составление исходного рассказа по картине; 

– планирование творческого рассказа; 

– составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств; 

– анализ и оценка творческого рассказа. 

Автор отмечает, что данная система работы многократно проверена практикой. Последовательная реализация всех этапов положительно сказывается на обучении составлению сюжетных рассказов даже у тех детей, которые не владели развернутым смысловым высказыванием. 

Этапная система упражнений в обучении связной речи по этой методике позволяет эффективно совершенствовать связную речь при обучении рассказыванию по картине. [3] 

По мнению Р.И. Лалаевой, важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. В процессе формирования монологической речи дети должны научиться слушать и понимать поставленные вопросы, сами их задавать и выражать максимально точно мысль в ответах на них. 

Автор называет основные приемы диалогической речи – беседа и театрализация. 

По методике Р.И. Лалаевой развитие навыков рассказывания по картине проводится по двум направлениям: 

– развитие смыслового программирования текста; 

– овладение языковыми средствами оформления рассказа. При этом опережающее развитие отводится работе над смысловой стороной картины.[4] 

В методике развития связной речи, предложенной В.К. Воробьевой, отмечается, что умения и навыки рассказывания будут сформированы тогда, когда дети научатся правильно строить связное высказывание с опорой на картину. Тем самым, данная методика перекликается с методикой обучения Р.И. Лалаевой. 

Весь процесс обучения по В.К. Воробьевой состоит из 2 стадий: 

1)предварительное усвоение системы ориентиров; 2)стадии активных действий на основе усвоенных ориентиров. 

Автор методики выделила в системе обучения 4 раздела, которые связаны между собой: 

  1. Формирование ориентировочной основы действий по восприятию сюжета и узнаванию изображенных действий. 
  2. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации рассказа. 
  3. Закрепление правил смысловой и языковой организации пересказа. 
  4. Переход к самостоятельному рассказу с опорой на правила смысловой и языковой организации общения.[5] 

На основании анализа нескольких методик развития связной речи и, в частности, обучения дошкольников рассказыванию по картине, можно выделить несколько задач по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня: 

– формирование навыков восприятия плоскостных изображений; 

– обучение логико-смысловому пониманию картин (действие отдельных персонажей, целостной картины); 

– развитие навыков смыслового планирования, контроля и самоконтроля за построением рассказа по картине и серии картин; 

– формирование у детей навыков построения различных видов высказывания, отвечающего требованиям речевой коммуникации; 

– развитие у детей лексико-грамматического строя речи, связной фразовой речи и ее структурного оформления; 

– целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов, тесно связанных с формированием навыков связного сообщения. 

Проанализировав диагностические и коррекционно-логопедические методики выявления и развития связной речи детей с ОНР III уровня, можно сделать выводы о том, что результаты обследования являются важными для выбора коррекционно-логопедического воздействия.

Авторы отмечают, что коррекционно-логопедическая работа должна строиться по принципу «от простого к сложному». Одним из самых сложных направлений логопедической работы с детьми с ОНР является обучению составлению связных рассказов. Поскольку дети с ОНР решают мыслительные задачи с помощью внешних средств, наглядный материал в виде картин поможет им в усвоении и развитии связной речи.

Список литературы

 

  1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда 2-е изд., перераб. -Москва: Просвещение. – 1985. – С. 112.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Москва: АРКТИ. – 2004. – С. 217.
  3. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет /Под редакцией Т. А. Ткаченко. – Москва: Аркти.- 2010. – С. 35.
  4. Лалаева, Р.И. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/Р.И. Лалаева. – Санкт-Петербург: Союз. – 2010. – С. 160. 
  5. Воробьева, В. К., Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – Москва: Астрель. – 2006. – С. 105. 
Анализ диагностических методик развития связной речи посредством обучения рассказыванию по картине у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Пролистать наверх