Интеллектуальная игра “Вода на Земле”

Автор: Титова Алена Петровна

учитель начальных классов МБОУ “СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов”

Интеллектуальная игра “Вода на Земле”

 Методическая разработка

Интеллектуальная игра «Вода на Земле»”

 

Автор: Титова Алена Петровна,

учитель географии,

МБОУ «Кугеевская ООШ»

 

(5-6 класс)

Цель: Привлечение внимания детей к уникальному природному ресурсу – воде; развитие экологической культуры учащихся.

Задачи:

  1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о природном объекте – воде. 
  2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации. 

3.Содействие становлению бережного отношения к природе, экологической культуры детей. 

  1. Развитие навыков работы в команде, творческой активности ребят. 

Форма проведения: познавательно-игровая программа.

Методы:

– по источникам знаний: 

  1. словесные 
  2. наглядные 
  3. практические 

– по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

– по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный

Оборудование  для игры:  физическая  карта  полушарий,  карта  России,  атласы,  дидактический  материал, проектор.

 

Ход  игры:

 

1.Оргмомент.  Деление  класса  на  две  команды ( по  рядам),  выбор  капитанов  и  названия  команды.  В  жюри  приглашаются свободные педагоги, либо два  ученика из класса.

 

А) постановка проблемы:

Все  люди  любят  путешествовать.  Это  возможно сделать в любое время  только  на  уроках  географии.  И  мы  сегодня  с  вами  отправимся  в  интеллектуальное путешествие. А в какое путешествие вы должны будете узнать сами. Для этого каждая команда получит высказывания великих людей. Прочитав высказывания вы должны узнать компонент природы, по которой мы будем путешествовать.

(Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так: 

        «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…»

      «Капля воды дороже золота» – так сказал великий русский ученый Д.Менделеев.

 – Правильно. Будем путешествовать по морям , океанам, рекам нашей планеты. Для путешествия назовите свои корабли.

I – Разминка 

Вопросы  задаются  поочерёдно  каждой  команде.  Учащиеся  отвечают  на  вопросы  и  объекты  показывают  на  карте.

  1. Какой   материк  омывается  четырьмя  океанами? (Евразия)
  2. Какой  океан  целиком  лежит  в  северном  полушарии? (Сев. Ледовитый)
  3. Как переводится на русский язык название реки – Савал?
  4. Какой  океан  самый  теплый? (Индийский)
  5. Какая  река  самая  длинная  в  мире? (Нил) 
  6. Какая река протекает недалеко от села Шоршелы?

II – Конкурс   «Логический ряд»

По логическому ряду определить географический термин (написать задание на доске)
1. Океан, корабль, лёд, гора, опасность (айсберг) 
2. Горы, высота, уступ, грохот (водопад) 

III – Конкурс Загадочный

  1. Кругом  вода,  а  с  питьём  беда.    (Море)
  2. По  морю  идёт,  идёт,  а  до  берега  дойдёт – тут  и  пропадёт.  (Волна)
  3. Не  море,  не  земля,  корабли  не  плавают,  а  ходить  нельзя.  (Болото)
  4. Чуть  дрожит  на  ветерке  лента  на  просторе,

    Узкий  кончик  в  роднике,  а  широкий – в  море.  (Река)

  1. С  горы  пришла,  в  море  ушла.  (Река)
  2. Море,  озеро  и  пруд  словом  как  одним  зовут?   (Водоём)
  3. Я  и  туча,  и  туман,  и  ручей,  и  океан,

        И  летаю,  и  бегу,  и  стеклянной  быть  могу.   (Вода)

  1. С  высоты  большой  срываясь,  грозно  он  ревёт.

       И,  о  камни  разбиваясь,  пеною  встаёт.     (Водопад)

 

Физкульминутка Игра “Вода-не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

 

IV – Географическая викторина: а теперь команды могут заработать больше баллов. Каждый вопрос имеет свой балл.(слайд)

 

V – Конкурс краеведов (Чувашская Республика)

  1. В какой крупной реке не только  республики, но и России ловят рыбу чуваши? (Волга)
  2. Какие  крупные реки протекают по территории Чувашской Республики? Назовите эти три реки. (Сура, Волга, Цивиль)

 

V1  Вода в литературе

  1. Куда затолкал хозяина его верный слуга, чтобы для начала раздобыть красивую и богатую одежду? В реку (“Кот в сапогах”)
  2. Где плавала яхта “Беда”, руководимая известным капитаном? (По земному шару совершили кругосветное плавание, отсюда по морям, заливам, проливам, океанам.)
  3. Что зажгли сестрички-лисички, воспользовшись спичками? (Море синее // К. Чуковский “Путаница”)
  4. Где находился предмет, который являлся разгадкой к большой тайне, знала ее только черепаха? В пруду (А. Толстой “Золотой ключик”)
  5. Где стоял корабль грозного капитана Джеймса Крюка? (В бухте залива.)

 

Конкурс V11.  «Охранная»

Воды на Земле много, но для питья его мало.  22марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Для вас, жителей земли царь морей Нептун написал Указ, но к сожалению часть его пропала. Подумайте, что было в конце Указа.

 

«Мои владения – океаны, моря и реки. Бережете ли вы ее? Не загрязняете ли вы ее? В реке видел я много битого стекла, бумаги, пищевых отходов. Больно мне было на это смотреть. Почему же люди так поступают? Да потому, что они не культурные и невоспитанные. Они не понимают того, что с каждым годом качество воды становится все хуже и хуже из-за их безалаберности. Поэтому я издал Указ, который все должны выполнять…..» 

(Величавы и красивы были реки, пока невежи да лихоимцы не засорили их и не погубили всех их обитателей. Посему повелеваю: 

  1. Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор. 
  2. Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг. 
  3. Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники. 
  4. Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.)

Команды работают.

Заключение. 

Такой указ подписал и наш президент В.В.Путин. Посмотрите на слайд: что вы можете сказать об этом знаке ( эмблема года экологии)

Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: загрязнение воды; уменьшение толщины озонового слоя; уничтожение зеленых насаждений; ухудшение состояния почв; повышение средних температур.

ЧТО ИЗМЕНИТ ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ?

Президент РФ четко наметил оргкомитету конкретные цели тематического года:

Привлечь внимание граждан к проблемам экологии.

Обезопасить существующие экосистемы.

Сохранить многообразие биологических видов.

Сегодня вы показали хорошие знания и нам всем бы хотелось, чтобы вы все большое внимание уделяли охране воды

 Итог:

Подводятся  итоги  игры,  награждается  команда – победитель,  активным   игрокам  выставляются  отметки  в  журнал.

 

 

 

Интеллектуальная игра “Вода на Земле”
Пролистать наверх