Разработка открытого урока литературного чтения по теме: С. Иванов «Каким бывает снег» 

автор: Тищенко Кира Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СШ №5, городского округа- город Камышин, Волгоградской области

Разработка открытого урока литературного чтения по теме: С. Иванов «Каким бывает снег»

Разработка  открытого урока  литературного чтения   по теме: «С. Иванов «Каким бывает снег» в рамках ФГОС

Класс: 2

УМК ” Начальная школа XXI века “

Предмет: литературное чтение

Тип урока: Урок открытия нового знания» (урок изучения нового материала)

Цель: знакомство учащихся с новым произведением С.Иванова 

                              «Каким бывает снег»;   формирование навыка осмысленного выразительного чтения. 

                           Задачи: – формировать   навык осознанного  чтения; 

– озаглавливать  части рассказа;

-подготовиться к пересказу текста;

-обогащать словарный запас и развивать речь учащихся;

-прививать  интерес к чтению через беседу о красоте  природы;

-пробуждать  видение  красоты природы; 

-воспитывать  интерес  к родной природе, к Родине;

-развивать личностные качества: самооценка, самостоятельность, умение   

-выслушивать товарищей.

-создать условия для развития универсальных учебных действий:

  • Личностных –развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; формирование личностного отношения к красоте зимней природы и образности авторского слова
  • Познавательных –умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах.

– развития мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы),

-способствовать развитию математической речи и интереса к поэзии .

Планируемые результаты:

– выразительное осмысленное чтение произведения;

-подготовка к пересказу произведения.

Методы работы: частично – поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная

Педагогические технологии:

технология системно – деятельностного подхода

– проблемное обучение

 игровая

Оборудование:

Для учителя: учебник Литературное чтение для 2 класса; мультимедийный проектор, компьютер, презентация, запись П.И.Чайковского «Времена года»,

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

 

Ход    урока

  1. Актуализация    знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», готовность мышления и осознание потребности нового способа действий. Обобщение знаний о временах года с целью перехода  к теме урока.

– Учитель: – Думаю выражу общее мнение- Гостям  мы всегда рады…..

– Повернитесь, поприветствуйте  гостей

– Улыбнитесь  друг другу…. –  Мне…. – Садитесь…

– Пусть  девизом нашего  урока станут слова: « МИР  УДИВИТЕЛЬНЫЙ ТАКОЙ, К НЕМУ ПРИСМАТРИВАЙСЯ  ЧАЩЕ» 

– И  задача нашего  урока – научиться  и стать ЧИТАТЕЛЕМ —ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, и  поэтому мы должны быть …………..

– Продолжите…..

Ученики: –  Внимательными  и наблюдательными!!!!!!!!!!!!

 Учитель: -Отгадайте  загадку.

Он летает белой стаей и  сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!  

– Ученики:  – Снег (  на центральной доске ) – ( заранее  4 стрелочки  вокруг снега )

Уч- ль : – Каким бывает снег, вспомните из своего опыта?

 ( –  Ответы  детей: белый, холодный, колючий, липкий, глубокий, грязный, блестящий, хлопьями, крупой)

Уч- ль : – Почему  загадку о снеге  я выбрала к уроку?

– Ученики:  – Раздел называется « Снежок порхает, кружится…» 

– Откройте  учебники на  стр. 129 и прочитайте  название ещё оного произведения, с которым  предстоит сегодня поработать.  

Уч.- Каким  бывает снег

– Кто  автор ? 

  С.  Иванов 

  1. Определение темы и цели урока (3 минуты):

– Определим  цель урока по опорам.

(на левой доске таблички – опоры: ЦЕЛЬ: ( открываю  продолжение каждой фразы )

* УЗНАТЬ: ( открываю после  ответов учеников ) 

  1. Что  такое снег? ( Это  множество мелких кристалликов льда  )
  2. Каким  бывает снег?
  3. Для чего  нужен снег? (  Снег защищает землю  от промерзания )

( Продолжите…  А так же … ) * СРАВНИТЬ   снег в разное время года 

  • Работа  над темой  урока.

1 ) –  Чтобы узнать  ответ на 1 и 3  вопросы, нам достаточно  посмотреть видеофрагмент « Почему  все снежинки разные» ( 2 мин )

– Что же такое  снег? ( открыть ответ )

– Для  чего нужен  снег? ( открыть  ответ )

2 ) А  на второй  вопрос ответил  детский писатель Сергей Анатольевич Иванов, который написал более 50 книг,  а за повесть «Зимняя девочка» ему была вручена Премия имени Г. Х. Андерсена.

(на левой доске – портрет писателя, выставка книг)

-Давайте попробуем создать модель обложки. ( у каждого на столе лежит незаполненная модель обложки) 

   (  С комментированием пишем автора, название…. )

 -С какой проблемой столкнулись? (не знаем жанр этого произведения) Вспомним, какие жанры вы уже знаете. (стихотворение, басня, сказка, рассказ, пословица, загадка) 

– Что нужно сделать, чтобы узнать жанр? Будем его читать. 

  1. Первичное знакомство с текстом.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу   

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

– Нам понадобятся  простые карандаши… – Для чего? 

–  Подчёркивать слова, значение которых не  понятно? 

1 – ая  глава – жужжащее  чтение

Бороздки – канавки, на какой-либо  поверхности, проведённые каким – либо предметом. 

Притаился – спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет.  

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми. ( прочитать  на стр. 32 ) 

Пологий склон – наклонный участок поверхности земли.

( Объясняют  ученики )

2часть.- По  цепочке ( абзацы ) – 3 чел.

– А  теперь  помогите  мне истолковать  значение слов: 

гнёт-  тяжесть, груз

бездонноне имеющее дна 

Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм ) 

( Проверка- с обратной  стороны )- на доску 

3 часть. – Читаем  буксиром :  – Что  это значит? ( Ответ: – Один читает быстро, остальные тихо  за ним повторяют ) 

–  Кирилл – буксир,  а вы кораблики,  старайтесь успевать за  ним- тихо повторять )

(  напоминаю, подчёркиваем  слова, с непонятным значением )

–   Продолжаем  работать на  значением слов:

–  Поработайте  в парах и попробуйте  объяснить значение слов…..  

Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо. 

Нахлобучив – надвинув низко на лоб. 

Лютует – злится

( Хлопок, по  хлопку- заканчивают… )

– Есть  пары, которые  объяснят значение  всех слов…..

4 часть. (  – Читаем про  себя )  

– Назовите непонятные слова….

Проталина-место, где стоял снег и открылась земля.  ( ответ ученика… )

Оспинки – неровности в виде маленьких углублений. (  Обратимся к толковому словарю Ожегова )- Читает  Горбуля.

– Почему  произведение  состоит из 4- х  частей ? (  Снег  описывают  в октябре, январе, феврале и апреле)

ВЫВОД: – Одинаково ли автор описывает снег в октябре, январе, феврале и апреле? 

– Ответьте  более грамотно….

( – Автор по разному  описывает снег ) 

Вывод ( вернуться  к цели: снег  в разное  время года неодинаковый – закрепить   на доске   )

– Мы  читали  и устали, дружно  все мы тихо встали…

– Немного  отдохнём…

  1. Физкультминутка 

– Я  называю  слова, а вы  отвечаете действием….

– Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся.

– Что  общего между  словами, которые  я называла….?

– Докажите….. ( Похожи  по смыслу, одинаковый корень )

  1. Работа с текстом  после чтения ( Работ  в группах )

ЛУУД: проявляет познавательную  инициативу в оказании помощи товарищам

 ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию, формировать вывод на основе анализа 

КУУД: учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся 

РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы без помощи учителя.

**********************************************************

– Автор разделил текст  на четыре части…

– По  команде, делимся на 4 группы  и продолжаем работать в группах..

– Через три  минуты каждая  группа должна   предоставить ответы  на данные вопросы, работая  с указанной частью.

– О  чём должны  помнить, работая  в группах

  • Слушай, что говорят другие.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  • Помогай товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполняй возложенную на тебя обязанность

Роли  в группах.

Книгочей (читает  памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)

Координатор (распределяет роли , определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)

Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)

Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы, следит за чистотой)

Секретарь  (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)

–  Каждая  группа имеет  такой план работы ( открыть, показать )

– Отвечает  на вопросы, работая  с первой частью, со второй , с третьей  и соответственно с четвертой ( 3 мин )

– Через три  минуты каждая  группа должна   предоставить ответы  на данные вопросы, работая  с указанной частью.

План работы в группах:

  1. О каком снеге идет речь? ____________________________________________________
  2. Как автор говорит о снеге? Найдите ответы в тексте. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Как бы вы  озаглавили эту  часть? __________________________

 

Проверка  работы в группах:****************

( вешать  ответы на  доску )

1.- О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском). 

– Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты) 

– Как бы вы назвали первую часть. (октябрьский снег) 

2.- О каком снеге рассказал  С. Иванов во второй части? (О январском) 

– Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий) 

– Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте) 

-Как бы вы озаглавили вторую часть? (январский  снег)

  1. -Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский) 

– Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С.  Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун) 

– Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову) 

– Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами характера: лупит, злиться.

-Как озаглавили третью часть? (февральский снег)

4.- О каком снеге вы прочитали  в четвёртой части ? (Об апрельском) 

– Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый) 

– Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега) 

– Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)

– Прочитайте последнее предложение.

 – Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег) 

– Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский  снег )- ОТКРЫТЬ….

– Назовите  жанр данного  произведения

– ( Рассказ )

– О  ЧЁМ ЭТОТ  РАССКАЗ?

–  О зимней  природе…

–  Продолжите предложение…. В данном  тексте никаких событий не описывается, а  сообщаются …. ФАКТЫ.

Это научно – познавательный рассказ. –  Дополните  модель обложки ( указать на доске,  дети у себя на листочке ) НА ЗЕЛЁНОМ  ФОНЕ ДОПИСЫВАЮТ

  1. Итог  урока. ( СЛАЙД )

– Что  узнали нового  на уроке?

– Чему  учились на уроке?

 – Мне  было трудно…

 – Мне  было легко…

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

*************************************

– Откройте дневники..

– Каждого  из вас ждёт  сюрприз в виде  снежинок…

– И  соответствующей  снежинкой оцените  свою работу…

– Если  всё удалось  на уроке . –  большая снежинка

–  Испытывал  трудности… –  средняя…

–  Было  сложно и  многое непонятно –  маленькая снежинка…

ВЫВАД: Много  удалось, но есть средние  снежинки…, А ЭТО ЗНАЧИТ НАМ ЕСТЬ НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ..

–  Как  думаете, над  чем следует продолжить  работать…

Домашнее  задание.

Запишите дом. задание. – уч. стр.132 вопрос 4.

ПО  ЖЕЛАНИЮ: 

  1. Проиллюстрировать  обложку 
  2.  Сочинить  свой  рассказ  на тему « Каким  бывает снег »
Разработка открытого урока литературного чтения по теме: С. Иванов «Каким бывает снег» 
Пролистать наверх