Речедвигательные упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников

автор: Толбаева Ольга Александровна

учитель-логопед МКДОУ детский сад “Рябинка-ЦРР” г.Омутнинска

Речедвигательные упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников

 

 

 

Речедвигательные упражнения

в коррекции речевых нарушений дошкольников.

В последние годы заметно увеличилось количество детей с различными нарушениями речи. Педагоги-исследователи Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают, что дети с нарушениями речи часто имеют не только нарушенное речевое, но и психомоторное развитие. 

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. 

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,логоритмика т.д.), выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов: биоэнергопластики, Суд-Джок, речедвигательной ритмики и др. 

В комплекс речедвигательных упражнений включаются пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика, речедвигательная ритмика.Я хочу поделиться опытом проведения речедвигательной ритмики и биоэнергопластики(содружественная гимнастика).(схема

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, они проводятся в игровой форме, включая в работу различные анализаторы. Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки называется биоэнергопластикой. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной 2 кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ.(определение

По мнению И. В. Курис (2009), термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей–логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт, музыка или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.(схема

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко (1999), А.Л. Сиротюк (2001),физиолога М.М. Кольцова (2010) мною было разработано примерное планирование проведения артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, которое успешно апробируется в течение двух лет в работе с детьми среднего и старшего дошкольного школьного возраста с дизартрией, с ОНР. 

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи: (схема) 

– обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики, 

– адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и психологическим особенностям детей с дизартрией, 

– проанализировать результативность работы по формированию правильного звукопроизношения. 

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. 

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. 

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти руки; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность. (схема) 

На первых занятиях дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом (2 – 3 упражнения). Рука ребенка в упражнения не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их 3 внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти руки. 

На последующих занятиях (3 – 5-ом) у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая артикуляционно-пальчиковая гимнастика выполняется до конца года. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом логопед продолжает давать четкий образец движения обеими руками. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 

Приемыбиоэнергоплатики используются в динамических паузах на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных занятиях,на логопедическом часе воспитателями коррекционной группы для детей с ТНР, в совместной игровой деятельности педагога с детьми; они чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом с логопедом. 

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включает в себя до семи упражнений. В течение недели комплекс не меняется. Каждую неделю (или раз в две недели) одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляетсяпреемственность и постепенное усложнение работы.В зависимости от возраста детей меняются мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. 

Биоэнергопластика хорошо сочетается с речедвигательной ритмикой. 

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. 

Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией. Данную технологию использую при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательную ритмику не выделяют как самостоятельное занятие, а включают в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. 

Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком по авторской методике А.Я. Мухиной начинаю с артикуляционной гимнастики и заканчиваю автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. Каждому звуку соответствует определённое положение рук, тела. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 

Средствамиречедвигательной ритмики являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания. (схема

К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряжённое, сопряжено – отражённое и совместное выполнение движений,

 

словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения. (схема) 

Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы, подчинённые сознательной цели (на каждом этапе – своя цель). 

Основные преимущества речедвигательной ритмики: 

 речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах работы; 

 проведение нетрадиционных обучающих и развивающих заданий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию к занятиям; 

 использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т.к. направлены на становление правильного диафрагмально – рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно – кинестетической основы в составе двигательного акта; 

 широкий спектр применения технологии в разнообразных видах коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, формирование навыков звукового анализа и синтеза, лексико – грамматического строя и развития связной речи); 

 речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией; 

 

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает её применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При проведении коррекционно – логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам. 

 Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. 

 Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения. 

 Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. 

 

Заключение 

Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи 5 неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга. 

В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов, которые способствует формированию правильного звукопроизношения. 

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы (биоэнергопластики, речедвигательной ритмики) в коррекции речи детей с ОНР говорит о явных преимуществах: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. 

Поэтому большое значение уделяется развитию речедвигательного аппарата, совершенствованию методов, приемов, поиску и внедрению новых форм работы с дошкольниками. И.Я. 

Список литературы: 

  1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. 

//Дефектология. 1999. N4. 

  1. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика-2008г. 

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.-2000г. 

  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999. 
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001. 
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001. 
  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной 

деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001. 

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Артикуляционно-пальчиковые упражнения: 

  1. «Рыбка» 

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. 

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточенно на опускании челюсти. 6 Движение кисти руки педагога: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. 

2.«Улыбка-трубочка» 

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. 

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов. Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. 

Движение кисти руки педагога: собрать пальцы в щепоть, на счет «два» пальцы врозь, веером. 

3.«Расческа» 

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем, то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. 

Кисть руки – неподвижна, ладонь вверх, двигаются только пальцы. Ладонь – вниз, двигаются только пальцы. 

4.«Качели» 

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. 

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-6 раз. 

Кисть руки-движения ладонью вверх, вниз. 

5.«Часики» 

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. 

На счет «один» острым кончиком языка коснутся внутренней стороны левой щеки, на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 5-6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак. 

6.«Вышел погулять» 

Исходное положение: см. упражнение 5. 

На счет « один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть в исходное положение. Упражнение повторить 5-6 раз. 

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы 7 распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу. 

7.«Лошадка» 

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. 

Кисть руки – большим и каждым пальцем производятся щелчки вместе с языком. 

  1. «Горизонтальная восьмерка» 

Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности. 

Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком. 

  1. Упражнение «Лошадка».(Текст, произносит взрослый) 

На лошадке ехали, 

В огород заехали. 

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи. Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад упражнение «Маляр» 

Гоп-гоп! Гоп-гоп! 

Щелчки одной рукой. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

После артикуляционно-пальчиковых упражнений выполняем речедвигательные упражнения (песенка гласных звуков с движениями), с первого занятия постепенно добавляем по одному гласному звуку: А, О, У, Э, И, Ы. 

Каждый звук поем: громко и долго, тихо (но не шепотом) и долго, громко и быстро, тихо и быстро, затем отрабатываем песенку на одном выдохе одного, двух и до 8 шести звуков: А, А-О, А-О-У, А-О-У-Э, А-О-У-Э-И, А-О-У-Э-И-Ы. Весь комплекс выполняем до конца года. 

  1. Звук А. 

 

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальца округлые. Спина прямая, ноги вместе. Вдох. 

При произнесении (А – А – А – А) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости). 

  1. Звук О. 

 

Исходное положение: руки впереди внизу округло соединены. Вдох. 

При произнесении (О – О – О – О) руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бедер (с мышечным напряжением). 

  1. Звук У. 

 

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. Вдох. 

При произнесении (У – У – У – У) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок приподнимается (динамика сильная). 

  1. Звук Э. 

 

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. Вдох. 

При произнесении (Э – Э – Э – Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце – опускается. (Э – Э – Э) произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания (в начале – незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем – полное расслабление). 

  1. Звук И. 

 

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. 

При произнесении (И – И – И) руки вывести вверх. Одновременно приподнятся на носки. 

(динамика сильная) 

  1. Звук Ы. 

 

Исходное положение: руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе. Вдох. 9 При произнесении (Ы – Ы – Ы – Ы)воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается (динамика очень сильная). 

Чистоговорка с движениями (речедвигательная ритмика).И.Я. 

Чё-чё-чё-чё – греет солнце горячо (по два раза) – скользящие хлопки

Чок-чок-чок (ногу на каблук) – где же наш домовичок? – руки в стороны

Чи-чи-чи – старичок слезай с печи — манят руками

Чок-чок-чок (ногу на каблук) – вот он наш домовичок – руки вперед (показывают). 

Речедвигательное упражнение «Веселый оркестр». 

Дети младшего дошкольного возраста проговаривают звукоподражания, дети старшего возраста – текст и звукоподражания. 

Дружно наш оркестр играет, 

Все о музыке он знает. 

Нежно скрипочка поет (показывают игру на скрипке), 

За собой она зовет – тили-тили. 

Трубы громко затрубили – ту-ру-ру(показывают игру на трубе). 

Ну и бубны в такт забили – бум-бум (хлопают). 

Следом дудочка дудит – ду-ду-ду(имитируют игру на дудочке). 

Колокольчик зазвенит – дзинь-дзинь (показывают). 

Ну, а звонкая гармошка веселила всех немножко – тра-ля-ля (имитируют игру на гармошке).

Речедвигательные упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников
Пролистать наверх