Мастер – класс Руководителя ШМО Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».

Автор: Третьякова Ирина Геннадьевна

Учитель начальных классов. Руководитель ШМО МБОУ СОШ167

Мастер – класс Руководителя ШМО Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №167

Сценарный план мастер – класса.

Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».

Подготовила: Третьякова И.Г.

Мастер – класс разработан с целью повышения знаний педагогов в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка, используя практические умения для решения важных жизненных проблем у детей. 

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами, применяемыми на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности.
  2. Показать на примерах игровой деятельности эффективность применения данных приемов.
  3. Обновить и пополнить банк методических и учебных материалов.
  4. Повысить компетенцию педагогов в области функциональной грамотности.

Материалы и оборудование: учебный класс, интерактивная доска, презентация по теме. Раздаточный материал для игр.

                                                       Ход мастер – класса

1.Вводный этап

Приветственное слово.

– Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса является очень актуальной для наших дней. 

– «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка». Оной из важных задач современной школы – это формирование функционально грамотных людей.

– Посетив единый городской методическое день учителей начальных классов, познакомившись с методами, формами и подачей данного материала, мне захотелось напомнить и показать вам доступность и оригинальность предлагаемой темы.

Информационный этап.

Что такое функциональная грамотность?

 

Функциональная грамотность –способность человека использовать то знание, которое мы получаем в течении всей жизни для решения важных жизненных проблем.

Наталья Федоровна Виноградова охарактеризовала явление «функциональная грамотность» так: «Функциональная грамотность сегодня -это базовое образование личности».

– Вашему вниманию представлена книга для учителя «Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение». Авторы Виноградова Н.Ф, Хомякова И.С, Рыдзе О.А.

В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентов функциональной грамотности (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности.

-Какими же навыками владеют дети, изучая функциональную грамотность на уроках русского языка?

Навыком организации своего рабочего места,
Навыком работы с учебником, со словарем;
Навыком распределения времени; 

Навыком проверки работы одноклассника,
Навыком нахождения ошибки;
Навыком словесной оценки качества работы.

  1. Практический этап.

– Формирование функциональной грамотности школьников через организацию интеллектуальных игр соответствует следующим принципам:

 -управленческие (способность к разрешению проблем, т.к. любой вопрос требует поиска нестандартного решения в экстремальной ситуации ограниченного времени).

– информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности, которая требует поиска правильного ответа с опорой на имеющиеся знания из разных областей)

– коммуникативные (способность к устной или письменной продуктивной коммуникации, что реализуется как в процессе обсуждения, так и во время формулирования и озвучивания ответа)

– социальные (способность к социальному взаимодействию в команде).

– личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению).

– Сегодня я вас познакомлю с играми, соответствующими всем данным принципам.

1 игра: Игра «Битва грамотеев».

Участники игры одевают шапочки с частями речи.

  1. Произносят предложение и части речи выстаиваются по порядку в предложении.

Для детей меньше возрастом.

На шапочках написаны слова. Нужно составить предложение.

– Давайте побудем в роли детей и проиграем ситуации для всех возрастов.

– Перед вами на столе лежат шапочки с частями речи. Выйдите пожалуйста те, у кого такие части речи как существительное, прилагательное и глагол.

-Задача зрителей придумать предложение с этими частями речи. А героем выстроиться в правильной последовательности.

-Выйдите пожалуйста такие части речи как предмет, признак предмета и действие предмета.

-Задача зрителей придумать предложение с этими частями речи. А героем выстроиться в правильной последовательности.

2 игра: «Составь словарные слова».

Цель: Составить из слогов словарные слова.

Участники разбиваются на группы. Ведущий раздаёт разрезные слова. Нужно составить правильно и быстро предложенные словарные слова.

Итак, составим 4 команды.

– Перед вами на столе лежат разрезные словарные слова. Нужно собрать правильно эти слова правильно и быстро. Давайте озвучим, что у нас получилось?

3 игра: «Креатив – бой». Учим мыслить смело!!

Это столкновение мнений. Выдвигаются разные мнения от команды. Анализируем и голосуем за понравившийся ответ.

  1. Выбирается капитан.

2.Секретарь.

  1. Докладчик.

– Перед вами на доске картинка и вопрос. 

«Зачем ёжику яблоки?».
Думаем и выдвигаем гипотезу.

– Озвучиваются все гипотезы команд. Методом голосования выбирается лучшая гипотеза.

– После на доске появляется правильная гипотеза.

Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока облегчает эту ситуацию, дезинфицирует.

– Вашему вниманию представлена книга, в помощь учителю автор Анатолий Гин; Александр Кавтрёв; «Креатив – бой: Как его организовать и провести».

В пособии подробно рассказано, что такое “Креатив-бой” и как проводить его в рамках общеобразовательного учреждения. Приведены задачи, предлагаемые участникам этих соревнований, и критерии оценивания их решений.

4 игра: «Кто быстрее вставит пропущенную букву».

На листочках написаны слова. Команды вставляют пропущенные буквы.

Прим рение

Кр сота

К тание

Л сник

Гол довка

С сна

З рно

– Каждой команде раздаём листочки с написанными словами.  Какая команда быстрее и правильнее справится с заданием поднимает руку.

– Существует пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

– Посмотрите на слайд и давайте отметим это для себя.

Критично мыслить

Развивать коммуникативные навыки

Расширять кругозор

Организовать процесс познания.

3.Заключительный этап

– На этом наш мастер- класс заканчивает свою работу. Надеюсь, что Вы приобрели новые знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.

  1. Рефлексия

Педагог – мастер предлагает участникам высказаться на вопросы:

ТЕХНОЛОГИЯ “ЗАВЕРШИ ФРАЗУ”

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу, подходящую к нашему

Например:

“Я пришел сюда…”;

«Тема, которую мы изучали..”;

 (Обмен мнениями)

Список используемой литературы:

1.Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. -М.: Российский учебник, 2018.

  1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

 

 

Мастер – класс Руководителя ШМО Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».
Пролистать наверх