Автор: Третьякова Ирина Геннадьевна
Учитель начальных классов. Руководитель ШМО МБОУ СОШ167
Мастер – класс Руководителя ШМО Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №167
Сценарный план мастер – класса.
Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка».
Подготовила: Третьякова И.Г.
Мастер – класс разработан с целью повышения знаний педагогов в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка, используя практические умения для решения важных жизненных проблем у детей.
Задачи:
- Познакомить с методами и приемами, применяемыми на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности.
- Показать на примерах игровой деятельности эффективность применения данных приемов.
- Обновить и пополнить банк методических и учебных материалов.
- Повысить компетенцию педагогов в области функциональной грамотности.
Материалы и оборудование: учебный класс, интерактивная доска, презентация по теме. Раздаточный материал для игр.
Ход мастер – класса
1.Вводный этап
Приветственное слово.
– Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса является очень актуальной для наших дней.
– «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка». Оной из важных задач современной школы – это формирование функционально грамотных людей.
– Посетив единый городской методическое день учителей начальных классов, познакомившись с методами, формами и подачей данного материала, мне захотелось напомнить и показать вам доступность и оригинальность предлагаемой темы.
Информационный этап.
– Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность –способность человека использовать то знание, которое мы получаем в течении всей жизни для решения важных жизненных проблем.
– Наталья Федоровна Виноградова охарактеризовала явление «функциональная грамотность» так: «Функциональная грамотность сегодня -это базовое образование личности».
– Вашему вниманию представлена книга для учителя «Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение». Авторы Виноградова Н.Ф, Хомякова И.С, Рыдзе О.А.
В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентов функциональной грамотности (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности.
-Какими же навыками владеют дети, изучая функциональную грамотность на уроках русского языка?
– Навыком организации своего рабочего места,
Навыком работы с учебником, со словарем;
Навыком распределения времени;
Навыком проверки работы одноклассника,
Навыком нахождения ошибки;
Навыком словесной оценки качества работы.
- Практический этап.
– Формирование функциональной грамотности школьников через организацию интеллектуальных игр соответствует следующим принципам:
-управленческие (способность к разрешению проблем, т.к. любой вопрос требует поиска нестандартного решения в экстремальной ситуации ограниченного времени).
– информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности, которая требует поиска правильного ответа с опорой на имеющиеся знания из разных областей)
– коммуникативные (способность к устной или письменной продуктивной коммуникации, что реализуется как в процессе обсуждения, так и во время формулирования и озвучивания ответа)
– социальные (способность к социальному взаимодействию в команде).
– личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению).
– Сегодня я вас познакомлю с играми, соответствующими всем данным принципам.
1 игра: Игра «Битва грамотеев».
Участники игры одевают шапочки с частями речи.
- Произносят предложение и части речи выстаиваются по порядку в предложении.
Для детей меньше возрастом.
На шапочках написаны слова. Нужно составить предложение.
– Давайте побудем в роли детей и проиграем ситуации для всех возрастов.
– Перед вами на столе лежат шапочки с частями речи. Выйдите пожалуйста те, у кого такие части речи как существительное, прилагательное и глагол.
-Задача зрителей придумать предложение с этими частями речи. А героем выстроиться в правильной последовательности.
-Выйдите пожалуйста такие части речи как предмет, признак предмета и действие предмета.
-Задача зрителей придумать предложение с этими частями речи. А героем выстроиться в правильной последовательности.
2 игра: «Составь словарные слова».
Цель: Составить из слогов словарные слова.
Участники разбиваются на группы. Ведущий раздаёт разрезные слова. Нужно составить правильно и быстро предложенные словарные слова.
Итак, составим 4 команды.
– Перед вами на столе лежат разрезные словарные слова. Нужно собрать правильно эти слова правильно и быстро. Давайте озвучим, что у нас получилось?
3 игра: «Креатив – бой». Учим мыслить смело!!
Это столкновение мнений. Выдвигаются разные мнения от команды. Анализируем и голосуем за понравившийся ответ.
- Выбирается капитан.
2.Секретарь.
- Докладчик.
– Перед вами на доске картинка и вопрос.
«Зачем ёжику яблоки?».
Думаем и выдвигаем гипотезу.
– Озвучиваются все гипотезы команд. Методом голосования выбирается лучшая гипотеза.
– После на доске появляется правильная гипотеза.
Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока облегчает эту ситуацию, дезинфицирует.
– Вашему вниманию представлена книга, в помощь учителю автор Анатолий Гин; Александр Кавтрёв; «Креатив – бой: Как его организовать и провести».
В пособии подробно рассказано, что такое “Креатив-бой” и как проводить его в рамках общеобразовательного учреждения. Приведены задачи, предлагаемые участникам этих соревнований, и критерии оценивания их решений.
4 игра: «Кто быстрее вставит пропущенную букву».
На листочках написаны слова. Команды вставляют пропущенные буквы.
Прим рение
Кр сота
К тание
Л сник
Гол довка
С сна
З рно
– Каждой команде раздаём листочки с написанными словами. Какая команда быстрее и правильнее справится с заданием поднимает руку.
– Существует пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
– Посмотрите на слайд и давайте отметим это для себя.
Критично мыслить
Развивать коммуникативные навыки
Расширять кругозор
Организовать процесс познания.
3.Заключительный этап
– На этом наш мастер- класс заканчивает свою работу. Надеюсь, что Вы приобрели новые знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.
- Рефлексия
Педагог – мастер предлагает участникам высказаться на вопросы:
ТЕХНОЛОГИЯ “ЗАВЕРШИ ФРАЗУ”
Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу, подходящую к нашему
Например:
“Я пришел сюда…”;
«Тема, которую мы изучали..”;
(Обмен мнениями)
Список используемой литературы:
1.Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. -М.: Российский учебник, 2018.
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.