Методическая разработка по проведению занятия у ребенка с общим недоразвитием речи.

Автор: Трушкина Людмила Анатольевна

Учитель-логопед ЦРТДЮ г. Новошахтинска

Методическая разработка по проведению занятия у ребенка с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка по проведению индивидуального занятия у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многочисленные исследования речи дошкольников с ОНР показали, что связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи развита неоднородно, следовательно в работе с дошкольниками необходимо осуществлять дифференцированный подход с учётом выявленных особенностей недоразвития связной речи.

Рассмотрим занятия с ребенком 6 лет с ОНР.В процессе диагностики выявлено, что мальчик обладает низким словарным запасом. Нет связной речи. Отсутствие пересказа, рассказа по картинкам. Грамматические представления отсутствуют, не употребляет предлоги, глаголы, прилагательные. Речь смазана состоит из отдельных звуков, в словах присутствуют лепетные, наблюдаются эхолалии, грубо нарушена слоговая структура слова, графомоторные навыки не сформированы. Нарушен фонематический анализ и синтез, звук не выделяет в потоке других.

Цель занятий: Развитие активного словаря. Формирования чувства ритма, интонационной выразительности слова. Артикуляционная гимнастика. Постановка гласных звуков. Воспитание слухового внимания. Пальчиковые игры.

1 этап. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Приветствие. 5% от занятия

2 этап. Основная часть. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Пальчиковая гимнастика. Работа с дидактическим материалом, Ритмический ряд. Лексическая тема. 90% занятия

3 этап. Итог. Подводим итоги, узнаем у ребенка что делали на занятии, домашнее задание, мотивация (наклейки, печати, поощрения и т.д.)

Конспект одного из занятий.

Задачи:

 Коррекционно-воспитательные

Формирование и развитие положительной мотивации к учебной деятельности 

Коррекционно -развивающие.

  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие дыхания
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Изучение гласных звуков, с опорой на визуализацию буквы.
  • Развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-образовательные:

  • Развитие и актуализация словаря по теме: Игрушки
  • Воспитание интереса к изучаемой теме
  • Развитие навыка образования слов-признаков
  • Формирование предикативного словаря, учимся подбирать слова-действия.

Оборудование для занятия: Набор букв, картинки с ритмические рядами, сенсорный песок. Дидактический материал (картинки, на которых изображены, куклы, матрешки, мячики, кубики и т.д. Кукла большая и маленькая, машинка, мишка, мягкие игрушки)

 

Ход занятий. 

Приветствие педагога. 

– Сегодня изучим новый звук и разберем лексическую тему «Игрушки»

1 С помощью пальцев делаем зайку, петушка, козочку. Далее берем прищепки и делаем лучики солнышку, колючки ежику (формируем щипковый захват)

2 Для развития дыхания упражнение желобок, по которому перекатываем мячики разной формы и веса, упражнение «Фокус»

3 Артикуляционный аппарат развиваем упражнениями для гласных звуков. Упр. «Окошко», «Лягушка», «Слоник», «Заборчик», «Бублик», «Пароход» Далее упражнение для щек «Толстячок», «Худышка», «Шарики», «Паровозик», «Орешек»

Упражнения для языка «Змейка», «Лопата», «Часики», «Качели»

  1. 4. Изучаем букву И. Повторяем изученные А и У 

а) Знакомство со звуком

На лужайке перед домом гулял жеребенок, он щипал траву. Ваня вышел на лужайку, увидел жеребенка и захотел прокатиться на нем. Ваня вскочил на жеребенка, но жеребенок громко заржал «И-И-И», начал брыкаться и сбросил Ваню на землю.

-Как заржал жеребенок? (И-И-И)

б) Знакомство с артикуляцией звука

-Послушай стихотворение о язычке.

 

– И – широко мы улыбнемся,

– И – кончик языка опустим,

Им изнутри зубов коснемся

И голос петь свободно пустим.

 

Произнесем вместе ИИИИИИИ

в) Знакомство с буквой

На что похожа буква И?

 

Изгородь нам изломали

Исправлять изъян мы стали

Изгородь мы вмиг исправим:

Две доски мы рядом ставим,

Снизу вверх, меж двух досок,

Еще одна- наискосок.

Издали глядишь – стоит

В изгороди буква И

 

Давай теперь напишем нашу букву (пишем в сенсорном песочке букву И)

5Найди и прохлопай 

1)Выделение звука [И] на слух, если услышишь звук [И] хлопни в ладоши.

а) Из ряда гласных, изученных А, У, И, У, А, У, У, И, И, А

б) из слогов: ах, ух, их, им, ам, ум, им, ит

2)Сколько звуков я произнесла, какой первый, выложи мне из букв

АУИ, ИУА, АИ

 6.Далее динамическая пауза

Мы сначала будем хлопать

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся 

И все вместе улыбнемся.

Раз-два-три-четыре-пять – топаем ногами.

Раз-два-три-четыре-пять – хлопаем руками.

Раз-два-три-четыре-пять – будем собираться.

Раз-два-три-четыре-пять – сядем заниматься.

 

.

 

  1. 1. Введение в тему «Игрушки»

а) Игра, викторина

-Что мы видим на картинках, как называются эти игрушки?

-Где изготовляют игрушки? Где покупают?

-Что делают с игрушками?

_Сколько игрушек на картинке? Чем отличаются кубики. Какая матрешка больше, а какая меньше?

б) Какой мячик изображен на картинке? (большой, маленький, средний). Какого цвета мячики? (синий, красный, желтый, разноцветные) Какая форма у мячика?

Какого размера квадраты изображены на картинках (большие средние, маленькие). Какого они цвета? Какая у тебя машинка? (грузовая, легковая) Она из пластмассы значит …. (пластмассовая). Из железа значит … (железная). Кукла какая (маленькая, большая, любимая). Как назовем маленькую куклу? (Куколка)

в) Игра Подбери слова 

Что можно делать с Мишкой? (играть, катать) Что можно делать с куклой? (Купать, одевать, кормить, расчесывать) Что можно делать с матрешкой и пирамидкой? (собирать, разбирать). Что можно делать с машинкой (катать, возить, разгружать)

2.Давай поиграем. Прохлопаем или простучим ритмическую дорожку (маленькая картинка-звук короткий или низкий, большая- долгий или высокий)

 

Подведение итогов. Задание на дом для закрепления материала

 

-Молодец! Ты хорошо поработал! Вот тебе наклейка за старания!

 

Методическая разработка по проведению занятия у ребенка с общим недоразвитием речи.
Пролистать наверх