Урок математики. Алгоритм нахождения однозначного частного

автор: Турчанинова Ирина Теодозиевна

Учитель начальных классов СОШ №5 г. Югорск ХМАО

Урок математики. Алгоритм нахождения однозначного частного

Урок математики «Алгоритм нахождения однозначного частного»

 

Цель: Сформировать умение делить трёхзначное число на двузначное путём подбора однозначного частного.

Задачи:

-совершенствовать вычислительные навыки;

-развивать внимание, память, математическую речь;

-воспитывать стремление вести ЗОЖ.

  1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями. Желаю вам на уроке хорошего настроения и отличной работы. Пусть лучик солнышка заглянет сегодня в класс, придаст вам силу и уверенности в знаниях. Перед вами лежит оценочный лист, который вы будете заполнять на уроке, после каждого этапа урока. На доске дерево наших решений. Оно волшебное, на нём могут созреть плоды, а может не вырасти ничего. Всё зависит от вашего стремления хорошо работать на уроке.

  1. Начинаем урок как обычно с устного счёта.

а) У речки гуляли 4 утёнка и 24 весёлых гусёнка. Во сколько раз больше было гусят? (24:4=6 раз).

Ты-капитан космического корабля, который отправляется на орбиту со скоростью 28260 км/ч. Сколько лет капитану?

б) Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, положите перед собой. Внимательно посмотрите, какая задача стоит перед вами? (повторить таблицу умножения и деления).

В тетрадь записывайте только ответы в строчку, через запятую, математические выражения переписывать не надо.

9х6=54, 42:7=6, 56:8=7, 32:4=8, 9х3=27, 7х4=28, 16:4=4, 8х5=40, 72:8=9, 7х9=63, 24:3=8, 7:7=1, 8х6=48, 9х4=36, 6:1=6.

(ученики читают по цепочке ответы).

Самопроверка. Давайте согласуем критерии оценивания:

0 ошибок = 5, 1-2 ошибки = 4, 3 и более = 3.

Возьмите оценочный лист, найдите 1 этап, оцените свою работу.

Переворачиваю карточку на доске «Здоровое питание».

Какое питание считается здоровым? (разнообразное, витамины, регулярно, без спешки).

Для чего мы с вами повторяли таблицу умножения и деления? (поможет нам в вычислении).

Посмотрите на примеры на доске. Найдите лишний. 49:7, 8х100, 35х10, 45х2, 144:24. Почему? (Не можем решить). А кто умеет? Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Деление на двузначное число). Точнее: Нахождение однозначного частного. А какую задачу поставите перед собой? Научиться делить на двузначное число и находить частное.

А как называются компоненты действия деления?

Кто объяснит как разделить 144 на 24?

  1. Определим количество цифр в частном 144:24 будет 1 цифра.
  2. Начнём проверку цифр с 5 24х5=120(мало)
  3. Перебираем цифры через 1, берём 7 24х7=168 (много)

Пробуем 6 24х6=144, значит 144:24=6, нашли частное, оно равно 6.

Кто понял, как находить однозначное частное, поднимите руки. Каким способом мы будем его находить? (подбором).

3.Чтобы все ребята научились, поработаем в группах.

Ваша задача? (Помочь товарищу, научиться у него.)

Образуйте группы.

На партах лежат листы с заданием.

234:26=9; 512:64=8; 108:18=6.

Послушайте план работы:

  1. Выяснить, кто в группе не понял, как находить однозначное частное, объяснить ему ещё раз на данном примере.
  2. Составить алгоритм нахождения однозначного частного.

4.Проверка.

  Алгоритм. ( на доску вывешиваю).

  1. Определить количество цифр в частном.
  2. Находить частное способом подбора, начиная с 5.
  3. Перебирать цифры через 1.
  4. Подходящее число и есть искомое частное.

Поднимите руки, кому помогла работа в группе. Чему вы учились, работая в группе? (делить на двузначное число, слушать товарища, согласовывать свою работу). Оценочный лист заполняем.

Спасибо за работу. Переворачиваю листок «Движение это жизнь».

Почему нужно больше двигаться? (для здоровья).

Что это значит? (бегать, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой).

  1. Предлагаю отдохнуть, выполнить физминутку.

– утром рано умывались (вращаем головой)

– полотенцем растирались (ножницы)

-ногами потопали, руками похлопали, вправо-влево наклонялись и друг другу улыбались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет.

  1. Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (находить однозначное частное, решать примеры на деление), каким способом? (подбором).
  2. Предлагаю применить свои знания для выполнения самостоятельной работы.

384:48        384:48=8

651:93        651:93=7

104:13        104:13=8

396:66        396:66=6

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.

Проверяем работу товарища. Слайд с ответами перед вами.

Оцените работу. Согласуем критерии оценивания.

Верните тетради, зафиксируйте свои баллы в оценочном листе.

Переворачиваю лист «Хорошее настроение».

Почему? (быстрее справлялись с трудностями). Что может повлиять на наше настроение? (стыд, обида, плохое самочувствие).

Можно ли исправить настроение? Чем? (улыбка, хорошие мысли, уверен в себе).

Проведём итог вашей работы на уроке.

Сосчитайте свои баллы, суммируйте их и запишите в последнюю строку оценочного листа, поставьте оценку.

Кто оценил свою работу на 5?, на 4?, на 3?.

Хорошо. Вы отлично справились с работой на уроке. А чему учились? (находить однозначное частное). Каким способом? (подбором). Какой алгоритм составили? (проговорили).

А что же такое ЗОЖ? Зачем его вести? (Он укрепляет здоровье, воспитывает характер человека).

 

Д/З уч. стр.90  з.4 (2и3ст), з.5

 

Урок математики. Алгоритм нахождения однозначного частного
Пролистать наверх