Автор: Уромичева Надежда Даниловна
преподаватель ДХШ г Радужный ХМАО-Югра
Программа “Одаренные дети”
Автономное учреждение «Образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа»
Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный
Программа “Одаренные дети”
Сроки реализации программы 2016-2020 гг
Основание для разработки:
Федеральная целевая программа «Дети России»
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Образовательная программа «Региональная система выявления и поддержки одаренных детей независимо от социального статуса и места проживания»
Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки
Актуальность проблемы:
Для современной России проблема работы с одаренными детьми весьма актуальна. А реализация этой проблемы предъявляет высокие требования к школе.
- Это школа, где хорошо учат.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные, интеллигентные педагоги.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним работают в учебное время, в свободное – не отказывают в помощи, совете или возможности работать дополнительно.
Основные идеи работы с одаренными детьми.
- Способны все дети, только способности эти по – разному проявляются (здесь нет стандартов)
- Очень часто одаренность сокрыта и проявиться может только при наличии раскрывающих ее условий.
- Одарен каждый ребенок, а задача педагога – выявлять и развивать эти способности.
- Развитие способностей не может происходить без развития мышления, поэтому ведущей является деятельность содержательно и организационно обеспеченная.
Цели программы:
- Создание благоприятных условий для развития одаренных детей через структуру учебно-воспитательной работы школы.
Задачи программы:
- Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их социальной поддержки.
- Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми
- Активизация различных методов работы с детьми в виде конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей. Расширение возможностей для участия одаренных детей в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней
- Поддержка одаренных обучающихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений
- Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми
- Отбор наиболее эффективных методов и приемов в системе урочной и внеурочной деятельности, которые способствуют развитию одаренных детей, закреплению их природных данных.
- Формирование морально-психологического климата в классах, школе для комфортного обучения талантливых и одаренных детей.
- Накопление и распространение передового педагогического опыта работы с одаренными детьми, педагогический рост одаренных и талантливых педагогов, закрепление их в коллективе.
Нормативно-правовая база:
- – Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- – Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
- – Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №1537 от 21.12.2012 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1572 от 27.12.2012 «Об утверждении Положения о координационном совете по поддержке одаренных детей и молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
- Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы «Одаренные дети»
- появится обновленная целостная система работы с одаренными детьми в рамках модели адаптивной школы;
- в педагогическом коллективе будут иметь приоритет творчески работающие учителя, которые станут движущей силой всего педагогического коллектива, что даст возможность существенно улучшить качество образования всех детей;
- будет создан социально-психологический климат для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- существенно расширится внеурочная деятельность, которая будет направлена на развитие способностей детей в различных сферах деятельности,
- улучшатся условия для воспитания потребностей к здоровому образу жизни.
Основные мероприятия программы:
- Укрепление учебно-материальной базы школы:
- создание библиотечного фонда, необходимого для творческой исследовательской деятельности
- хороший фонд лучших детских работ
- богатый натурфонд
- создание условий для внеурочной деятельности
- Разработка и внедрение учителями индивидуальных подпрограмм для работы с одаренными детьми.
- Сохранение и развитие сложившейся системы работы с одаренными детьми:
-
-
- интеллектуальный круг любителей истории искусств;
- факультативы для архитекторов, графиков, скульпторов, живописцев, дизайнеров (по востребованности и наличии специалистов – на уровне обсуждения)
- – мастер – классы для учащихся
- Сократовские чтения в классах (пятиминутные сообщения учащихся о событиях в культурной жизни страны и мира);
- – олимпиады по наброскам на параллелях;
- – срезы по параллелям по рисунку и живописи
- школьные олимпиады по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, ДПИ в традиционных техниках и свободной;
- чествование победителей олимпиад, конкурсов, отличников и др. победителей,
- – формирование живого стенда, где будут размещаться новости об успехах и важных событиях школы
- система поощрения детей и учителей за достижения;
- -создание системы работы с родителями одаренных детей
-
Сроки реализации программы: 2016-2020 годы.
Финансирование программы:
− бюджетные средства;
− стимулирующая часть ФОТ;
− привлечение спонсорских средств.
Обоснование программы:
Поиск и развитие одаренных и талантливых детей, работа с ними – задача каждой страны. В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа над развитием и совершенствованием одаренности и интеллектуальности детей является крайне необходимой. Она продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. В Российской Федерации давно действует Федеральная целевая программа «Дети России». Будучи президентом, Д.А. Медведев в послании «Наша новая школа» выделил как одно из ведущих направлений работу с одаренными детьми. В стране эта работа развернулась во всех регионах. В стране выходит специализированный журнал «Одаренные дети», есть проект «Национальное достояние России». В нашей школе немало учащихся и педагогов, ставших лауреатами «Новых имен», тех, чьи имена внесены в книги «Одаренные дети России», а также « Одаренные дети Уральского округа»
Наша школа всегда активно работала с одаренными детьми, принимала участие почти во всех программах «Новых имен», отправляла детей и педагогов на курсы и мастер-классы в Москву, Суздаль, Нефтеюганск, Ханты – Мансийск, Тобольск. Учителя и ученики принимали участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах в Нефтеюганске, Мегионе, Нижневартовске. Наши картины мы отправляли в самые разные уголки страны и мира, на конкурсы и выставки. И самые высокие награды и медали приходили к нам из Москвы и Греции, Армении и Польши, Германии и Японии, прибалтийских республик, Казахстана, Украины и Белоруссии, Швеции.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
∙ принцип максимального внимания к любому таланту, любой неординарной личности;
∙ принцип усиления разнообразной внеурочной работы с детьми, поиск талантов;
∙ принцип создания условий для творческой деятельности через различные формы индивидуальной работы;
∙ принцип свободы выбора вида деятельности, доступа к образовательным услугам;
∙ принцип «Каждый человек одарен»;
∙ принцип «Я готов тебе помочь в любое время»;
∙ принцип сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Терминология:
Одаренные дети
− имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, физические, музыкальные, литературные и другие способности и дарования.
− имеют доминирующую, активную, ненасыщенную познавательную потребность, высокие стремления к совершенствованию и развитию способностей и талантов
− испытывают радость от добывания знаний, умственного, интеллектуального, творческого, физического труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренности:
- дети с необыкновенно высокими интеллектуальными, музыкальными, художественными и прочими способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки;
- дети с ярко выраженными творческими способностями к искусству, спорту, науке и др.
- учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Основные формы работы с одаренными детьми:
– индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
– групповые занятия с одаренными учащимися;
– факультативы,
– конкурсы;
– фестивали;
– участие в олимпиадах
Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей:
- Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
- Разнообразные виды поддержки учащихся:
– Психолого–педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
– социальные (равные стартовые возможности в обучении);
– валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни,
переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы;
- Право свободного выбора:
– профиля интеллектуального или творческого труда;
– уровня (начального, оптимального, продвинутого);
– вида творческого или интеллектуального труда.
Использованная литература:
1.Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Астахова ТА-учитель начальных классов,Карелина ТА-методист, педагог дополнительного образования
-
- Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.-
- Власова Алевтина Олеговна -составитель «Программы работы с одаренными детьми»
- Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
- Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
- Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.
.