Автор: Уткина Марина Анатольевна
Музыкальный руководитель МДОУ № 6 детский сад “Светлячок”
Конспект НОД по музыкальному воспитанию “Осенние листочки”
Конспект музыкального занятия «Осенние листочки» в средней группе составила музыкальный руководитель МДОУ №6 детского сада «Светлячок» г. Углича Уткина М. А.
Доминирующая образовательная область – художественно- эстетическое развитие.
Виды деятельности детей: игровая, познавательная, музыкально-художественная; восприятие художественной литературы, изобразительного искусства, классической музыки; двигательная.
Тема образовательной деятельности: «Осенние листочки».
Методы и приемы содержания реализации музыкального занятия: практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки), словесные (чтение стихотворения, рассказ о профессии композитора), наглядные (исполнение песни, демонстрация иллюстрации, показ движений).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие: дети знакомятся с русскими произведениями искусства, закрепляют термин «композитор», рассуждают о разнообразии осенней природы.
Музыкальное развитие: развитие музыкальных способностей через пение, музыкально-ритмические движения, игру.
Познавательное развитие: ознакомление с новым произведением классической музыки. Показ иллюстрации, чтение стихотворения.
Речевое развитие: расширение активного словаря (термины «композитор», «художник», «поэт».
Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцах и играх .
Возрастная группа: средняя.
Цель: Формирование патриотического чувства к родной природе, к национальным произведениям искусства.
Задачи:
– воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
– развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
– поддерживать интерес к таким видам музыкальной деятельности, как восприятие музыки, пение, музыкально- ритмические движения.
Планируемые результаты:
– сформированы представления о способах изображения осенней природы,
– узнавание портрета композитора Чайковского;
– желание воспринимать классическую музыку;
– потребность в участии в музыкальной деятельности.
Организация среды для проведения занятия: разноцветные осенние листочки, иллюстрация И. Левитана «Поздняя осень», фортепиано, музыкальный центр, стихотворение А. Толстого «Осень»
Подготовка к образовательной деятельности: знакомство с разной формой листьев у различных деревьев на прогулке, с их разнообразной окраской в осенний период на занятиях по изобразительному творчеству, знакомство с картинами природы в различных видах искусства ранее на музыкальных занятиях и в группе.
Конспект музыкального занятия:
Под минусовку песенки «Дождик» М. Парцхаладзе дети входят в музыкальный зал, выстраиваются в круг.(1 мин.)
Фонограмма останавливается, музыкальный руководитель поет под собственный аккомпанемент:
– Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)
Дети отвечают:
-Здравствуйте! (соль-соль-до)
Раздаются листочки, и дети выполняют музыкально-ритмические движения по показу музыкального руководителя на песенку Железновых «Листочки красивые в руки возьмем…» (2 мин.)
(У ДЕТЕЙ ЛИСТОЧКИ В ОБЕИХ РУКАХ, ХОДЯТ ВРАССЫПНУЮ)
1. Листочки красивые в руки возьмем,
По мокрым дорожкам гулять мы пойдем.
И справа, и слева листочки в руках.
И вдруг полетели, как бабочки, ах!
(БЕГУТ НА НОСОЧКАХ)
2. То к тучке навстречу листочки летят,
То вниз, на дорожку – лежат и блестят.
Совсем уж промокли, пора отдыхать,
Но хочется листикам снова летать!
(ПОДНИМАЮТ И ОПУСКАЮТ В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ)
3. Сложу я листочки и буду качать,
Тепло им под щечкой в ладошке лежать.
Не страшен им дождик в ладошке моей,
Усни, мой листочек, усни поскорей.
(КАЧАЮТ ПОД ЩЕЧКОЙ)
4. И снова листочки мы в руки возьмем,
По мокрым дорожкам гулять мы пойдем.
И справа, и слева листочки в руках.
И снова летают, как бабочки, ах!
(БЕГУТ НА НОСОЧКАХ).
Во время звучания последнего куплета листочки собираются, и дети рассаживаются на стульчики.
Муз. руководитель рассказывает им о том, что осень не всегда бывает такой яркой, разноцветной, пышной; о том, что есть у осени и унылая пора, когда наступают холода, солнышко не светит, идет дождь. И тогда человек грустит…
Музыкальный руководитель показывает детям иллюстрацию картины И. Левитана «Поздняя осень» и читает стихотворение А. Толстого «Осень». (2 мин)
После чтения стихотворения педагог исполняет 1ю часть фортепианной пьесы Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».(1 мин)
С помощью музыкального руководителя дети характеризуют прослушанный музыкальный отрывок, вспоминают фамилию композитора.
Затем педагог демонстрирует портрет Чайковского. После этого уточняется, как называются профессии автора стихов и картины об осени.(3 мин.)
Затем проводится пальчиковая игра «Осень»:
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, – трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам. (1 мин)
Далее музыкальный руководитель полностью исполняет песенку «Дождик» (муз. М. Парцхаладзе на стихи Н. Соловьевой) и дети приступают к самостоятельной музыкальной деятельности – пению. Попутно педагог напоминает о том, что песня состоит из куплетов, а куплет – из запева и припева.
(Разучивается 1й куплет. Когда дети запомнят слова, можно добавить движения).
1.Кап, кап, тук, тук, тук! –
По стеклу раздался стук.
(Дети «стучат» кулачками как бы по стеклу)
Это дождик поутру
(Развести руки в стороны)
Разбудил всю детвору.
(Руки- на пояс). (5 мин)
На последующих занятиях при разучивании остальных слов песенки можно добавить такие движения:
2.Кап, кап, дон-дон дон!
Капли начали трезвон.
(Кисти рук опущены на уровне груди и качаются, как колокольчики)
Если выйдете гулять,
(Развести руки в стороны)
Не забудьте зонтик взять.
(Руки- на пояс).
3.Кап-кап, кап-кап-кап,
У дождя весёлый нрав.
(Стучат пальчиком по ладошке)
Завтра утром мы опять
(Развести руки в стороны)
Под дождём пойдём гулять.
(Руки – на пояс).
Во время проигрыша (также на последующих занятиях)прохлопать следующий ритмический рисунок:
I I П I II П I I I П I I I I
В заключительной части занятия музыкальный руководитель предлагает вспомнить, музыку какого композитора слушали сегодня на занятии.
После этого идет дальнейшая разработка темы: ребята встают в кружок и по показу музыкального руководителя танцуют.
(«Песню осени споем» – муз. Ю. Селиверстовой, сл. и Сиротиной ) (3 мин)
Танец по показу плавно переходит в игру Юлии Бауэр «Вот бегут, бегут по кругу…» (1 мин)
(Ребята бегут по кругу, на слова «Выбирай скорее друга!» ищут себе пару и прыгают).
В конце занятия прощание.
Музыкальный руководитель:
– До свидания, ребята! (соль, соль, соль, фа, ми, ре , до, до)
Дети:
– До свидания! (соль, соль, соль, соль, до)
Под минусовку песенки «Дождик» ребята уходят из зала(1 мин)