Конспект «Перелётные и зимующие птицы».

автор: Файзуллина Лейля Исмагиловна

Воспитатель МАДОУ “Детский сад 397”, г.Казань

Конспект «Перелётные и зимующие птицы».

 

Конспект открытого занятия в старшей группе МАДОУ 397 по теме: «Перелётные и зимующие птицы».

Воспитатель – Файзуллина Лейля Исмагиловна

 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Время занятия: 30 минут.

 

Цель: расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи:

  1. Образовательные:

– Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

– Учить выделять характерные особенности птиц.

– Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц

  1. Коррекционно-развивающие:

– Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

  1. Воспитательные:

– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: иллюстрации птиц, аудиозапись «Пение птиц», мяч, магниты, скрепки большие.

 

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.

 

 Ход занятия

 

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать. Ребята, вы поможете мне её отгадать?

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это.. . (птица).

 

Да, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах. Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц). 

 

Воспитатель: Давайте рассмотрим и сравним двух птиц, которые изображены на рисунках. Кто это? (Ворона и воробей).

Какая ворона по размеру? (большая)

А какой по размеру воробей? (маленький).

Какого цвета ворона и какого цвета воробей?

Как кричит ворона…., как воробей?

Покажите, как ходит ворона…., как прыгает воробей?

 

Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?

Сколько у всех птиц ног? (две ноги)

Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)

Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)

С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)

Воспитатель подводит итог: У всех птиц две ноги, два крыла, у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/.

Ребята, на свете очень много птиц. И сейчас мы с вами попытаемся их узнать по картинкам. А если вдруг мы кого то не узнаем, значит, запомним (воспитатель показывает картинки с изображением птиц, дети пытаются их назвать). 

 

Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Прослушайте стихотворение – шутку «Птицы».

Задание: Надо хлопнуть в ладоши, если не птица, или такого не может быть.

«Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы

Голуби, вороны,

Галки, макароны!

Прилетели птицы

Голуби, куницы.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаечки, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки

Вот спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. 

 

– А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц? Дети: – Птенцы.

– У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

– У собаки нос, а у птиц? Дети: – Клюв.

– У человека руки, а у птиц? Дети: – Крылья.

– Заяц бегает, а птицы? Дети: – Летают.

– Корова мычит, а птицы….

Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар…и т. д.

 

Воспитатель: Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например

Гуси – гогочут. 

– Воробей?

Дети: – чирикает.

Дальше воспитатель называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогает. Со всеми детьми повторяем.

-Ворона – каркает.

– Дятел – стучит.

-Кукушка – кукует.

– Сова – ухает.

-Соловей – поет.

– Голубь – воркует.

– Журавль – курлычет. И т. д.

А теперь давайте с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движения птиц.

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

(Дети машут руками как крыльями.)

На дорожку сели,

Зёрнышки поели.

Клю, клю, клю,клю,

Клю, клю, клю,клю,

Как я зёрнышки люблю.

(Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.)

Пёрышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Ребята, руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Дети прыгают на месте).

 

Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились. 

Да, ребята мы с вами очень много знаем о птицах. И как они выглядят, и чем отличаются от людей и животных, как они разговаривают. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение (читает стихотворение А.Плещеева):

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/.

– Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

– А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Воспитатель: Почему улетают птицы? (улетающим птицам зимой есть нечего, многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края). Птицы, которые едят насекомых, называются насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты.

– Назовите каких еще перелетных птиц вы знаете? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь видел, как летят перелетные птицы? Некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, гуси, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. 

 

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

– А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются днем по солнцу, а ночью на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Хотите узнать, как это происходит?

 

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Воспитатель: Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать. У меня есть магнит. (Показываю детям)

-Представим, что наш магнит – это Земля. А скрепки – птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

– Давайте попробуем.

-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. 

 

– Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? (Дети отвечают). 

Воспитатель: Такие птицы называются зимующие. 

 

К зимующим птицам относят воробья, ворону, синицу, снегиря, голубя, сову, дятла, сороку.

 

Ребята, какая погода у нас зимой? (дают ответы). Правильно, зимой холодно, метут метели, дуют холодные ветра. 

Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется? (ответы детей)

– Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод). Зима – суровое время года. И чтобы поддержать температуру тела (а она у птиц около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вопросы:

– Как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)

– А из чего бы нам сделать кормушки, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Подойдите к столу, рассмотреть все, что лежит на столе. (ягоды рябины, кусочки сала, шишки).

– Вы догадались, для чего я вас пригласила к этому столу? (ответы детей). Правильно, ребята, основной вид зимнего корма – это несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Нельзя давать черный хлеб. Он закисает в зобу, плохо переваривается, и вызывает гибель! 

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

 

Ребята, давайте закрепим с вами знания о перелетных и зимующих птицах. И поиграем с вами в игру. 

(На ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч.

Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом.

– Почему ты положил эту птицу в этот обруч?

Воспитатель: еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы. 

Воспитатель раздает детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

 

 

Конспект «Перелётные и зимующие птицы».
Пролистать наверх