автор: Федина Юлия Николаевна
Преподаватель Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский строительный колледж им. Героя Советского Союза В.А. Беглова»
Работа с одаренными детьми в процессе преподавания дисциплины «Математика».
Работа с одаренными детьми в процессе преподавания дисциплины «Математика».
Самой распространенной формой внеклассной работы является математический кружок. Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. В работе математического кружка большое значение имеет занимательность материала и систематичность его изложения. Занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она есть везде. Систематичность изложения материала может быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание учувствовать в работе математического кружка и не редко весьма успешно занимаются там. Но не всегда такие ученики изъявляют желание посещать такие занятия. Учителю не следует препятствовать посещению таких учащихся. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким ученикам, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математики, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабоуспевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу преподавателя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых для изучения участникам кружка, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. При организации математического кружка необходимо заинтересовать студентов, показать им, что работа в кружке не является дублированием занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.
При кабинете «Математика» систематически работает кружок, в состав которого входят одарённые дети, ежегодно принимающие участие в викторинах, конкурсах проектов, в олимпиадах по математике и геометрии, занимая призовые места. Члены кружка проводят в группах тематические классные часы на основе своих исследовательских работ и проектов. Ежегодно план работы кружка рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается заместителем директора колледжа по УМК и КО.
В настоящий момент студенты трудятся над проектами по теме «Математика в годы Великой Отечественной войны» и традиционно готовятся принять участие в конкурсах проектов и олимпиадах по математике различных уровней.
При кабинете «Математика» систематически работает кружок, в состав которого входят одарённые дети, ежегодно принимающие участие в викторинах, конкурсах проектов, в олимпиадах по математике и геометрии, занимая призовые места. Члены кружка проводят в группах тематические классные часы на основе своих исследовательских работ и проектов. Ежегодно план работы кружка рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается заместителем директора колледжа по УМК и КО.
В настоящий момент студенты трудятся над проектами по теме «Математика в годы Великой Отечественной войны» и традиционно готовятся принять участие в конкурсах проектов и олимпиадах по математике различных уровней.
В 2019 – 2020 учебном году занятия кружка проводились согласно Рабочей программе кружка по дисциплине «Математика». Количество часов учебной программы – 22
Планирование проводилось на основе Рабочей программы кружка.
Реализуемые цели в ходе проведения занятий:
– привитие интереса учащимся к математике;
– углубление и расширение знаний учащихся по математике;
– развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
– воспитание настойчивости, инициативы;
– на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Частично данные цели реализовались и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносилась на внеклассные занятия, в первую очередь на занятия кружка.
Данный кружок позволял решить следующие задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование поисково-исследовательского метода.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Формируемые умения и навыки учащихся:
– навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
– составление алгоритмов решения типичных заданий;
– обучение методам исследовательской и проектной деятельности;
– решения задач различных типов.
Математический кружок — это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математический кружок по математике являлся основной формой внеклассной работы. Разработки занятий построены таким образом, что акцент в них делался на ознакомление с новыми методами решения задач, доступных для всех учащихся.
Особенностями кружковой работы было: краткость изучения материала, практическая значимость для учащихся, нетрадиционные формы изучения материала, связь содержания программы кружка с изучением программного материала, использование занимательности, использование исторического материала, решение нестандартных задач, учет желаний учащихся.
На одном из первых занятий кружка по математике (в сентябре) рассказывалось учащимся о том, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить, были предложены темы исследовательских и проектных работ.
Студенты участники кружка разрабатывали и реализовывали проект «Математики – участники Великой Отечественной войны», работали над индивидуальными исследовательскими проектами, делали презентации к ним, проводили тематические классные часы, принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня:
1.Олимпиада по математике в колледже.
- Конкурс проектов «Математики – участники Великой Отечественной войны» в колледже.
- Всероссийская интернет – олимпиада по математике на образовательном портале «Источник».
- Всероссийская олимпиада по дисциплине «Геометрия» на образовательном портале «Мир олимпиад».
- Всероссийская дистанционная олимпиада по математике на образовательном портале «Olimpik Joy».
- Олимпиада по математике проекта videouroki.net.
- Международная олимпиада по математике на портале «Онлайн – олимпиада».