Формы и методы работы с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста

автор: Филиппова Ирина Вячеславовна

старший воспитатель МБДОУ “Детский сад №163” г. Чебоксары

Формы и методы работы с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста

Формы и методы работы с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые связывают этот факт с экологическими проблемами, различными отрицательными бытовыми факторами, химическими добавками в продуктах питания, некачественной водой и другими факторами. 

В силу этих причин проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. 

Важно начинать работу по оздоровлению детей уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья. Поэтому основными задачами педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников является способствование благоприятной адаптации малышей в детском саду и создание условий для формирования здоровья и приобщения их к здоровому образу жизни.

По мнению педиатров, здоровый ребенок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. 

Однако, результаты множества статистических исследований позволяют утверждать, что состояние здоровья детей дошкольного возраста с каждым днем ухудшаются. В связи с этим основной задачей дошкольных образовательных учреждений является организация мероприятий по оздоровлению детей, особенно младшего дошкольного возраста. 

В большинстве случаев в дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот момент, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. 

Поэтому, качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для здорового развития дошкольника имеет большое значение. Основой здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении является создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе. 

Видов оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста множество – закаливание, массаж, плавание, физические упражнения различной направленности, подвижные игры. Важным аспектом в этом вопросе является комплексный подход – применение педагогами широкого арсенала средств, методов и форм обучения и воспитания, взаимосвязь валеологического воспитания с физическим, музыкальным, художественным и другими видами деятельности, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста, проводимая педагогами в дошкольных учреждениях, не даст своих результатов, если в ней не будут участвовать родители воспитанников, и работа не будет вестись в семье. 

Как показал анализ литературы, взаимодействие ДОУ и родителей по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста осуществляется по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия ДОУ и родителей условно разделяют на традиционные и нетрадиционные. 

Традиционные формы взаимодействия, в свою очередь, подразделяются на информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставка детских работ, фотовыставки), индивидуальные (беседа, консультация, посещение семьи) и коллективные (родительские собрания, конференции, «круглые столы», тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни включают в себя следующие мероприятия: 1) познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, устный педагогический журнал, педагогический брифинг и др.); 2) информационно-аналитические (анкетирование, социологические опросы, «телефон доверия», «горячая линия», «почтовый ящик» и др.); 3) досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, экскурсиях и др.); 4) наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты, мини-библиотека и др.).

Опыт использования индивидуальных форм работы может быть представлен беседами для родителей часто болеющих детей на такие темы, как «Предупреждение простудных заболеваний у детей», «Осуществление закаливания часто болеющего ребенка», «Оздоровление часто болеющего ребенка», беседами и консультациями для родителей детей, имеющих отклонения в осанке, например, на тему «Как заниматься с ребенком, имеющим нарушения в опорно-двигательном аппарате», консультациями о том, как можно дома создать оптимальные условия для повышения двигательной активности ребенка, в какие игры с ним можно поиграть организацией консультационной службы «Семья», систематическими консультациями по вопросам оздоровления детей. К индивидуальным формам  взаимодействия относят также разработку программ совместных действий ДОУ и семьи по оздоровлению, использование видеозаписи наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проживания в условиях ДОУ и представление родителям для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу по инициативе либо родителей, либо педагогов.

Коллективные формы работы с родителями предусматривают собрания с молодыми родителями, чьи дети только начали или готовятся посещать ДОУ диспуты и собрания, пропагандирующие здоровый образ жизни, лектории, конференции, родительские собрания и др.

Познавательные формы взаимодействия ДОУ и семьи могут быть реализованы посредством издания настольной газеты «Питание малыша», «Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ», организацией «Школы молодой матери», школы педагогического мастерства «Всей семьей на старт!», школы для родителей «Малая школа здоровья» , семейного клуба «День здоровья», ознакомление родителей с оздоровительными упражнениями; упражнениями, содержащими элементы акробатики; подвижными играми; музыкально-ритмическими упражнениями.

Основными  целями клубной работы является привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу; пробуждение интереса к организации жизнедеятельности детей в ДОУ; активизация участия родителей в различных мероприятиях; формирование знаний родителей для воспитания у детей младшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; повышение роли семьи в физическом воспитании и развитии ребенка. В ходе игр-занятий в клубах у родителей появляется реальная возможность обмениваться друг с другом опытом организации двигательных занятий с детьми дома, способами оздоровления и закаливания дошкольников и тем самым пропагандировать наиболее действенные средства и методы семейного воспитания.

Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями подразумевают проведение анкетирования, совместное оформление стенгазеты.

Досуговые формы работы могут быть представлены Днями здоровья, где родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети, созданием игровой комнаты для детей и родителей «Будь здоров, малыш!», проведением конкурса «Семейные традиции», игр-тренингов «Родители-дети», «Дети-родители», игровых программ «Папа, мама, я – дружная семья», физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», проведением конкурсов рисунков и поделок по темам «Любимый вид спорта» и «Если хочешь быть здоров», проведением летнего спортивного праздника, организацией совместной двигательно-игровой деятельности на физкультурных занятиях «Навстречу друг другу».

Досуговые формы призваны устанавливать неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе и родители становятся более открытыми для общения. 

Наглядно-информационные формы работы представляют собой такие мероприятия, как показ и разучивание комплекса корригирующих упражнений для профилактики нарушений осанки, показ приемов закаливания, организацию видеотеки для родителей, проведение практических занятий по умению оказать первую доврачебную помощь при несчастных случаях или внезапных заболеваниях, показ открытых оздоровительных мероприятий, защита проекта «Семейный кодекс здоровья», день открытых дверей, обучение родителей принципам оздоровительных технологий, участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей, обучение родителей методам оздоравливания , проведение открытых физкультурных занятий.

Практическая реализация описанных выше многочисленных форм взаимодействия с родителями, с точки зрения исследователей, позволяет добиться определенных результатов: в подавляющем большинстве дети нормально развиваются физически, уровень их владения основными движениями соответствует возрастным нормативам, снижается уровень заболеваемости ОРЗ, гриппом, ангиной, прослеживается динамика темпов роста физических качеств детей, становится реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, у детей появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.

Таким образом, взаимодействие ДОУ с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста должно предусматривать следующие направления работы: 1) создание условий для развития и оздоровления ребенка; 2) разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье; 3) осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

Таким образом, рассмотренные формы и методы работы с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста вполне применимы в любом дошкольном образовательном учреждении и могут оказать существенную помощь педагогам и родителям в вопросах приобщения воспитанников к здоровому образу жизни и укрепления их здоровья.

Формы и методы работы с родителями в процессе оздоровления детей младшего дошкольного возраста
Пролистать наверх