Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»»

автор: Филиппова Ирина Леонидовна

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 Фрунзенского района

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  категорий в старшей группе

для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»»

 Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:

  1. Образовательные задачи:
  2.  Закрепить знания детей о транспорте.
  3.  Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.
  4. Учить согласовывать числительные с существительными.
  5. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа, составление предложений с предлогами «в», «на» с использованием схем)
  6. Упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок при, вы, у, по, под.

6.Продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

7.Корректировать нарушения слоговой структуры слова. Развитие динамического праксиса.

  1. Развивающие задачи:
  2. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
  3. Развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, воображение.
  4. Развивать у детей смекалку, сообразительность.
  5. Развивать координацию речи с движением.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным  знаниям.

Предварительная работа:

– на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, игра «Едим -Летим-Плывём»); разучивание загадок о транспорте.

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

-наглядные (картинка с изображением транспорта, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный , воздушный , наземный );

-словесные (беседа, вопросы, загадки);

-практические (подвижные игры «Едем-Летим-Плывем», «Поезд», «Автобус», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, музыкальная игрушка крокодил Гена, модели для игры «Посчитай-ка», мяч, схемы предлогов «в», «на»; газета «Правда», письмо Гены.

 

Ход занятия

 

  • Орг. Момент.

 

1.Дети встают в круг. Игра « Назови соседа ласково»

«Встаньте , дети ,встаньте  в круг.

  Ты- мой друг, и  я –твой друг.

   Крепко за руки возьмёмся,

   И друг другу улыбнёмся»

 

2.Сюрпризный момент.

Логопед:  Ребята ,сегодня утром к нам  в детский сад приходил почтальон. Он принес вам письмо. Давайте я его вам прочитаю. 

Письмо  Крокодила Гены:«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас  на свой день рождения. Приезжайте, пожалуйста, на поезде с голубыми вагонами. С нетерпением жду, крокодил Гена»

 

  1. Беседа

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к крокодилу Гене на поезде. Откуда отправляются поезда? Дети называют, что с железнодорожного вокзала. Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

-До вокзала мы поедем на машине.

 

4.Координация речи с движением «Ехали ,мы ехали»

Ехали мы, ехали,           ( дети ходят и вращают воображаемый руль                                

К мосту подъехали.                                                              перед собой)

На мост  въехали.           ( поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали,            ( приседают)

Снова поехали .              (ходят и вращают воображаемый руль)

Ехали , ехали,

К елке подъехали,

Елку объехали                ( совершают поворот вокруг своей оси)

И на вокзал  приехали.

 

5.Прослушивание и отгадывание  звуков транспорта

 -Чтобы получить билет на поезд, вам нужно отгадать звук транспорта

Дидактическая игра «Угадай на слух транспорт»

Логопед  по очереди включает детям запись   сигналов, производимых различными видами транспорта – скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Мотивация: за правильно угаданный звук ребенок получает билет на поезд, на котором указан  номер вагона.

 

  • Основная часть.

-Ребята , наш путь будет интересен и сложен. На каждой станции вам нужно будет выполнить интересное задание.

Дети встают друг за другом «паровозиком» в соответствии с номером билета.

– Наш поезд отходит от станции и начинает набирать скорость.

Дети хлопками повторяют ритмический рисунок.

\ \\ , \\ \ , \\ \\ , \\\ , \ \\ \\\ , \\\ \\\ , \\\ \\\ \\\

Поезд трогается, набирает скорость (дети выполняют ритмический рисунок движения поезда хлопками)

 Далее дети «едут», повторяя стих «Мчится поезд»

Чух-Чух! Чух-Чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

–  Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

Первая станция “Загадай-ка”

Загадки о транспорте. Дети загадывают  друг другу разученные загадки.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька (машина)

 

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет (самолет)

 

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Носит обувь из резины.

А питается бензином (автобус)

 

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет винтокрылый … вертолет

 

Пятнадцать Братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой (поезд)

Очень рано за окном 

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорогам  

Ходят красные дома (трамвай)

 

Паровоз  без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл! (пароход)

– Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

-Мы с вами говорили, что транспорт бывает воздушный, водный, наземный. 

Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

– У вас в руках картинки, назовите, что на них  нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

 

– Мы продолжаем путешествие и следующая  станция «Угадай-ка»

ИГРА  «Угадай, что это? » 

– руль, фары, кабина, колёса  – это детали машины

– два колеса, руль, фара – это детали  мотоцикла

– крылья, хвост, корпус – это детали    самолёта

– палуба,каюта, штурвал – это детали    корабля

– рельсы, труба, кабина – это детали     паровоза.

 

А следующая станция « Помогай-ка»

Игра «Скажи  наоборот» (игра с мячом)

Я назову  предложение, а вы  скажите наоборот. 

Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала. 

Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел. 

Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд  к станции … подошел.

Мой корабль подплыл к пристани. — А мой  от пристани … отплыл. 

Мой трамвай подъехал к цирку. — А мой от цирка … отъехал

Мой  автобус заехал на мост. — А мой  съехал с моста.

– Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

– Ребята выходите из поезда поиграть .

Игра «Едим –летим—плывем» Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем. Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, вертолет, скорая помощь, троллейбус, поезд.

 

– Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

– Нужно  посчитать от 1 до 5 любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели)

Рисунок

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

 

– На пути станция «Подбирай-ка».

Игра «Кто чем управляет?»   (профессии на транспорте) 

Следующая станция «Придумай-ка»

Перед детьми на магнитной доске картинки транспорта.

Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

Сейчас мы будем составлять предложения о транспорте  ,используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети отвечают, что это схемы предлогов в и на.

Составьте предложение с предлогом  в или на 

В троллейбус сел дедушка.  В грузовике кирпичи. Я еду на легковой машине.

Молодцы! Вы  грамотно построили предложения!

                     

– Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

– Ребята, давайте я в киоске куплю газету «Правда» Пока есть время на станции, мы её и почитаем. Перед детьми газета «Правда»-свежие новости от старухи Шапокляк . Дети исправляют предложения.

  • Дом подъехал к машине.
  • К вокзалу  подплыл поезд.
  • Стемнело , и фары включили водителя.
  • У винта отвалился вертолет.
  • По лодке медленно плывет река.
  • По машине ехала дорога.
  • Пожар тушит пожарную машину.
  • Самолет управляет пилотом.

 

И последняя  станция  «Рисовал-ка» 

Дети заштриховывают голубым карандашом поезд, дарят рисунки Крокодилу Гене под мелодию «Пусть бегут неуклюже»

 

  1. Итог.

– Наше путешествие подошло к концу.  Беседа. Похвала детей, вручение медалей за старание.

 

 

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР по теме «Путешествие на голубом вагоне»»
Пролистать наверх