Автор: Форманчук Галина Хусейновна
Музыкальный руководитель МАДОУ “Синеглазка”
Консультация для педагогов “Логоритмическая гимнастика”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
ул. 8 Марта, д. 7, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629805. Тел. (3496) 34-51-18, 34-51-57
ОКПО 47198908, ОГРН 1028900706174, ИНН\КПП 8905023898/890501001
E-mail: mdou_sineglazka89reg@mail.ru. URL: www.sineglazka.ukoz.ru
«Взаимосвязь музыки и логоритмики в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
Подготовила: муз.
руководитель МАДОУ «Синеглазка»
Форманчук Г.Х.
Цель: совершенствовать методику организации логоритмической гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
ЛОГОРИТМИКА: (определение из словаря Ожигова)
- одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;
- система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Лечебная ритмика нашла применение в 30-е гг. XX в, в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, (разработчики Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, девиз которого «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи». Где особое внимание уделяется развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии ритмодекламацию.
В своей практике я применяю метод использования малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток) , что способствует воспитанию детей в национальных традициях, метод усиления положительных эмоций, через концентрацию круга добрых, «волшебных» слов: «Здравствуйте ладошки», «Ключик», «Если встретил ты друзей», «Я здороваюсь везде», «Доброе утро». А народные игры сопровождаемые музыкой и словами, не что иное как логоритмика: «Гори, гори ярче». «Медведь и дети», «Найди друга» и др. Музыкальные логоритмические этюды «Буги – вуги», «Делай как я», «Не зевай», «Две руки», «Ручеек», «Лягушачья ламбада», «Дождик за окошком» и т.д.
Начинать такую работу необходимо с I й младшей группы. Для создания интереса у малышей применяю разную атрибутику: платочки, цветочки, снежинки, султанчики и музыкально шумовые инструменты: ложки, колокольчики, погремушки и т.д.
Все упражнения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Например:
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
«Я здороваюсь везде»
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй! » говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Все проснулись, потянулись.
И красиво улыбнулись!
Хлопки в ладоши.
«Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте, ладошки! – Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! – 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! – Пружинка.
Топ-топ-топ! – Топают ногами.
Здравствуйте, щечки! – Гладят ладонями щечки.
Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щечки! – Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! – Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! – 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! – Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк! – 3 раза щелкают зубками.
Здравствуй, мой носик! – Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! – Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! – Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Всем Привет! – Машут рукой.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным
направлениям.
- Развитие сенсорных и моторных функций.
- Формирование основы артикуляционных движений.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
- Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
- Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при
совместной деятельности всех педагогов МАДОУ в этом направлении. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
- Речевые игры перед едой.
- Логоритмические паузы на занятиях.
- Динамические паузы между занятиями.
- Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
- Подвижные игры с пением (на прогулке).
- Игры малой подвижности (в группе).
- Логоритмические досуги.