Методическая разработка “Интерактивное занятие “Безопасность детей в период летних каникул”

автор: Хабдаева Раджана Владимировна

методист ГАУ ДО РБ РЦХТиТ “Созвездие”

Методическая разработка “Интерактивное занятие “Безопасность детей в период летних каникул”

Методическая разработка

методиста ГАУ ДО РБ «РЦХТТ «Созвездие» Р.В. Хабдаева

Интерактивное занятие

Тема: Безопасность детей на летних каникулах

Цель: познакомить детей с правилами безопасности в летний период

Задачи:

  • обучающие: совершенствовать знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности, дать представление о правилах безопасности на улице, дома, пляже и в других общественных  местах;
  • развивающие: развивать  внимательность, восприятие, память, способствовать развитию навыков групповой работы;
  • воспитательные:  прививать понимание важности сохранения своего здоровья, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран для презентации, листы ватмана, фломастеры.

Ход занятия

Этап Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Орг.момент Здравствуйте, ребята!

Приближается лето. Летние каникулы – долгожданная пора отдыха и развлечений для детей. Но  обязательно нужно помнить о мерах предосторожности, чтобы воспоминания о лете ничем не были омрачены. Сегодня  мы с вами познакомимся с правилами безопасного поведения на улице, на пляже и других общественных местах во избежание травм и другого ущерба для здоровья и жизни.

Занятие будет проходить в интерактивной форме, т.е. в постоянном взаимодействии, диалоге.

Работать мы будем в группах. Вам нужно  разделиться на команды по 5-6 человек. Придумайте название команды.

Дети распределяются по командам. Сообща придумывают название команды.

Основная часть Задание 2. Нарисуйте  карту воображаемого района (Детям раздаются листы ватмана и фломастеры). В нем должны быть определённые  объекты (список). Разработайте и нарисуйте маршрут от стадиона до дома в вечернее время.

Список объектов: стадион (в левом верхнем углу), пустырь, аллея, строительная площадка,  кафе, ресторан, милиция, школа, жилые дома, парк, свой дом (в правом нижнем углу).

Оценивание: маршрут должен быть проложен вдали от  безлюдных мест, потенциально опасных заведений (ресторан, кафе, пустырь, стройплощадка, аллея). Безопасный маршрут – 2 балла, проходит через   1-2 опасных объекта – 1 б., через 2-3 опасных объекта – 0 б.

Молодцы! А теперь мы с вами вспомним правила безопасности в общественных местах.

Ребята, ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ начисляется балл команде.

Вопросы:

1. Если вы опаздываете на важное мероприятие, а  маршрутного транспорта долго нет, то воспользуетесь

– попутным автомобилем;

–  будете продолжать ждать маршрутный транспорт (+).

Безопасность  на улице (слайд 1) нередко зависит от вашего поведения, а точнее – того, научились ли вы  вести себя нужным образом с незнакомыми людьми. На улице поджидает много опасностей, «плохие дяди», а часто и «тети». Нужно знать, что ни при каких обстоятельствах нельзя заговаривать с чужими людьми; что на любые предложения нужно отвечать «нет» и убегать; что нужно держаться подальше от припаркованных машин.

Послушание с незнакомыми  взрослыми не нужно, и даже может быть вредным. Ведь незнакомец может не только заманивать, но и ругать, отчитывать за вымышленные проделки: дети в такой ситуации часто теряются, чувствуют себя виноватыми и забывают о том, что ни в «милицию», ни «домой к маме» с чужим человеком идти нельзя. На провокации типа «Я думал, ты уже большой, а ты у мамы разрешения спрашиваешь» поддаваться нельзя. Дома мама говорит: не ори! А в опасной ситуации именно крик может стать спасением. Самое эффективное кричать не «Помогите!», а «Это не мой папа (или мама)!». Без  вашего разрешения никто не имеет права брать вас за руку, угощать сладостями, дарить подарки. И в опасной ситуации допустимы все методы самообороны: можно кричать, царапаться, кусаться.

Повторим правила поведения на дороге (слайд 2).

(Слайд 3) Посмотрите, пожалуйста, на «Железнодорожные знаки безопасности». Запомните как можно больше (1мин). Слайд закрываем. Сейчас вам нужно записать на листках все знаки, которые вы запомнили.

У кого больше ответов? Проверим. За каждый правильный ответ  – балл. Молодцы!

Повторим правила безопасной езды на велосипеде (слайд 4).

2. Во время грозы  вы укроетесь

– под  кронами  деревьев;

– в низине (+).

Поведение во время грозы (слайд 5 )

Следите за тем, чтобы вы не оказались самой высокой точкой в окрестности, именно в нее чаще всего попадает молния. Не располагайтесь у металлических заборов, опор линий электропередачи и под проводами, не ходите босиком, не прячьтесь в необитаемых одиночных бараках или сараях. Прекратите спортивные игры и движение, уйдите в укрытие.

Не располагайтесь у костра: столб горячего воздуха является хорошим проводником электричества.

3.  Вы на  концерте. В зале начались беспорядки вы

– уйдете, не дожидаясь окончания концерта ( +),

– попробуете успокоить людей, помочь навести порядок.
Поведение в толпе

Если вы оказались в толпе, ни в коем случае не давайте сбить себя с ног, не позволяйте себе споткнуться  – подняться вы уже не сможете.
Старайтесь держаться в середине людского потока, не ищите защиты у стен и ограждений – вас могут сильно прижать и покалечить.
Не предпринимайте активных действий, держите руки согнутыми в локтях, оберегая грудную клетку от сдавливания, пусть толпа сама несет Вас.
Если вы упали, сгруппируйтесь, защищая голову руками.

4.  Вы катаетесь на лодках с друзьями.  Вам нужно взять вещи в другой лодке. Вы

– пересядете  в другую лодку;

– попросите передать вам вещи (+). Если вещь легкая, то можно. Если тяжелая, то не нужно рисковать – можно вывалиться за борт.

О мерах предосторожности на воде (слайд7)

Важным условием безопасности является соблюдение правил при катании на лодке. Нельзя выходить на озеро, реку на неисправной и полностью не оборудованной лодке, садиться на ее борта, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, вставать во время движения. Если не умеете плавать, необходимо иметь спасательные средства. 

Правила поведения во время купания (слайды 7-10)

– не жевать жвачку во время нахождения в воде;
– для купания лучше выбирать места, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов, нет проезжающего по воде моторного транспорта.  От переохлаждения в воде появляются опасные для жизни судороги, сводит руки и ноги. В таком случае нужно плыть на спине. Если растеряться и перестать плыть, то можно утонуть.

Одна из  главных опасностей на воде водоворот. Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в легкие, погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность.

5. Вы находитесь в лесу. На коже увидели клеща. Вы

–  сразу извлечете клеща (+);

–   оставите до приема у врача.

Как вытащить клеща (слайды 11-12)

1 способ. Извлекая клеща, следует действовать предельно осторожно и внимательно.

Для этого подойдет прочная нить, из которой следует сделать петельку и набросить ее на кровососа. Убедившись, что петля находится не на брюшке, а ближе к хоботку паразита, нужно затянуть нитку в узел и начать тихонько без усилий подтягивать ее концы вверх, перпендикулярно коже.

Если действовать аккуратно и не совершать резких движений, вполне возможно вытащить клеща ниткой, не повредив его. Тянуть нужно постепенно, без рывков и с остановками, предоставляя животному возможность отцепиться самому.

2 способ. Понадобится нож и шприц, лучше инсулиновый, но можно использовать шприц с емкостью 2 кубических сантиметра. Необходимо приготовить шприц, с которого ножом срезается часть с иглой. Место среза должно быть как можно более ровным. Полученное приспособление плотно прижимается к тому месту, где обнаружен клещ. Дальше следует откачать поршнем воздух. Создавшийся в трубке вакуум вытолкнет паразита из ранки.

После удаления клеща шприцом с тела человека на месте укуса может остаться небольшой синяк, но это не так страшно в сравнении с риском заражения опасной болезнью.

Стоит ли использовать масло для удаления клеща?

Распространенное мнение о том, что клещ отпадет самостоятельно, если его смазать маслом является необоснованным. И вот почему:

   клещ дышит задней частью, он задохнется в капле масла и останется в теле;

   испугавшись, животное выплеснет в организм хозяина все вредные вещества, которые находятся в его пищеварительной системе и возбудителей инфекционных заболеваний, если они есть.

Что делать с клещом после удаления

После извлечения клеща необходимо сохранить для исследования на зараженность клещевыми инфекциями. Такие анализы можно сделать в лаборатории при санитарно-эпидемиологической станции.

Описанные выше способы удаления клеща в домашних условиях при правильном исполнении гарантируют, что насекомое останется живим. Только в таком случае его примут на анализ на бореллиоз – самую распространенную инфекцию, переносимую этим членистоногим. Чтобы доставить клещ в назначенное место в целости, его необходимо поместить в баночку на влажную ватку или кусочек ткани.

Правила поведения в лесу (слайд 13)

– не ходить в лес од                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ному; нужно пользоваться компасом, не ходить в дождливую или пасмурную погоду; надевать резиновую обувь, брюки или спортивные штаны, заправив их в сапоги, от укусов змей и насекомых;
– надевать головной убор, закрывать шею и руки, от попадания клещей;
– пробираться через кусты и заросли осторожно, плавно раздвигая ветки и плавно опуская их; не курить и не разжигать костры, во избежание пожара; не мусорить, пустые бутылки и осколки могут привести к возникновению пожара (стекло действует как линза).  

– в лес возьмите с собой всё необходимое: компас, навигатор, небольшую аптечку (бинт, вата, перекись водорода), нож, полиэтиленовый дождевик. Всегда запоминайте местность, в которой вы находитесь. А если вы всё-таки заблудились, старайтесь делать зарубки на деревьях, чтобы не ходить по кругу.

Одежду лучше выбирать скользкую, чтобы насекомым сложнее было ползти по ней, и светлую, благодаря чему их будет легче заметить. Средства от комаров и клещей обязательны! А после леса полностью и тщательно проверяйтесь.

В лесу могут быть опасными не только животные и растения. Болото в лесу также представляет опасность. Так что, увидев в лесу местность, заросшую камышами, не подходите к ней. А почувствовав воду под ногами, идите назад. Ведь если вы окажетесь в трясине в одиночку, шансы на спасение будут равны практически нулю.

6. Если загорелся электроприбор или провода, нужно

– залить очаг водой;

– засыпать землей из цветочного горшка (+)

7. Если в сковороде загорелось масло

– нужно накрыть посуду крышкой (+);

– залить огонь водой.

Инструкция по действию при пожаре

(слайд 14)

при появлении запаха гари в квартире, немедленно и как можно скорее найдите его возможный источник;

по пути закрывайте все окна и двери, чтобы огонь не распространился;

внимательно проверьте комнаты, балкон, выгляните на всякий случай на лестничную площадку. Лучше быть уверенным в своей безопасности, чем пропустить начало возгорания;

если в доме что-то загорелось, но потушить самостоятельно не получается, стоит немедленно покинуть квартиру. Запомните: ядовитый дым намного опаснее огня. Нос и рот накройте влажным полотенцем или тряпкой. Если дыма много, передвигайтесь на четвереньках к выходу; на площадке срочно вызовите пожарных по телефону 01 или 112.

Команды по очереди называют  возможные риски. Балл начисляется той команде, которая назвала больше.

Дети разрабатывают карту местности и прокладывают безопасный маршрут.

Дети записывают.

Подведение итогов Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. (Выставляются баллы командам).

Какие же правила поведения нужно соблюдать

  • на улице;
  • при купании в воде, катании на плавсредствах;
  • в лесу, во время грозы;
  • в толпе;
  • при укусе клеща;
  • при пожаре?

Итак,  наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за активное участие!

Будьте здоровы!

Ответы детей

 

Литература

  1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением.– М., 2001.
  2. Правила безопасности для взрослых и детей. /Рыхнов А.Г.- Библиотечка «Военные знания».- М., 2000.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности./Учебное пособие для 5- 11 классов//Под ред. Полишко В.В. – Смоленск, 1995.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: Пробный учебник для общеобразовательных учреждений/ Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. –М.: Изд-во АСТ, 1997.
  5. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков. – М.: Владос, 2003.
  6. Инструкция по действию детей при  пожаре https://protivpozhara.com/bezopasnost/dlja-detej/instrukcija-dejstvij-pri-pozhare
  7. Как не попасть в воронку, купаясь в море http://1news.az/news/kak-ne-popast-v-voronku-kupayas-v-more—foto
  8. Рекомендации для родителей. Безопасность детей в летний период https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/10/02/rekomendatsii-dlya-roditeley-bezopasnost-detey-v-letniy
  9. Рекомендации на лето для родителей http://petergof10.caduk.ru/p9aa1.html

 

Методическая разработка “Интерактивное занятие “Безопасность детей в период летних каникул”
Пролистать наверх