Семинар-практикум «Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»

Автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

Педагог-психолог МБДОУ “ДС №46″Надежда”

Семинар-практикум «Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»

Семинар-практикум

«Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»

 

Психолог. Сегодня у нас особенная встреча: мы посвятим ее своему здоровью. Проведем нашу встречу в форме семинара-практикума, на котором, я надеюсь, вы получите полезную информацию о сохранении здоровья, сможете оценить свое состояние на предмет стрессоустойчивости, познакомитесь со способами сохранения здоровья в условиях детского сада.

Вводная часть

Разминка «Улыбнитесь»

Психолог. Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!

Основная часть

Проведение самодиагностики по определению уровня стресса педагогов.

Тест «Стирка»

Психолог. Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Варианты выбора:

  1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
  2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
  3. «Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды».
  4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку».

Если вы выбрали:

Вариант 1 – значит, по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние отрицательно не отразилось на вашем здоровье.

Вариант 2 – вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит, уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении неприятных непредвиденных ситуаций. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим с вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет.

Вариант 4 – уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в жизни, что не обращаете внимания на реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Упражнение «Шар»

Цель: разогрев, включение всех участников в работу; повышение тонуса группы.

Психолог: (все участники стоят в кругу).

Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушным шаром. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)

Упражнение «Интонация» 

Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы. 

Психолог: необходимо произнести свое имя с разными интонациями. Я раздам каждому              участнику карточки, в которых написано с какой интонацией он будет произносить свое имя (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно, с признательностью, с обидой, с восхищением, искренне, с восхищением, с осуждением, с сочувствием, радостно, доброжелательно,   учтиво, сухо, официально, с угрозой, ласково, восторженно, нежно, тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично, радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно, с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно, официально, радостно, с восторгом, с чувством страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия, весело, удивленно, зло, громко, тихо; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно). Готовы? (педагоги вытягивают листочки с заданием).

(Слайд 1) 

Психолог. Современное дошкольное учреждение насыщается различными образовательными технологиями, реализуются новые образовательные стандарты, которые, с одной стороны, помогают осуществлять обучение, и развитие личности в соответствии с современными требованиями развития общества. Но с другой стороны — с каждым годом увеличивается нагрузка на интеллектуальную, психоэмоциональную, энергетическую, информационную сферы детей, и педагогов. Поэтому педагогу необходимо повышать свою психологическую устойчивость и овладевать способами сохранения и восстановления работоспособности, что будет способствовать профилактике эмоционального выгорания.

 (Слайд 2) 

Психолог. Главная причина возникновения   синдрома эмоционального выгорания ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

(Слайд 3) 

Стадии синдрома эмоционального выгорания:

  1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
  2. Личностная отстраненность (формируется в течение 5–10 лет)
  3. Ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания (формируется в течение 10–20 лет)

(Слайд 4) 

Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

Стаж работы 0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.

Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет.

Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу ?

Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил наступает в возрасте 50-55 лет.

(Слайд 5) 

Как сохранить здоровье педагога.

(Слайд 6) 

Психологическое здоровье педагога в воспитательном процессе является центральным звеном, 

и в условиях детского сада нужно не только знать и уметь, как сохранить свое здоровье и здоровье воспитанников, но желать это сделать.

(Слайд 7) 

Упражнение.

Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.

Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.

Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.

Затем начинайте вытягивать позвоночник.

Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.

Упражнение.

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

  • Необходимое время: 3 сек.

Психолог: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Упражнения для снятия умственного напряжения

Упражнение выполняется сидя. Желательно сидеть на стуле, имеющем твердую спинку. Спину держим прямо, мышцы шеи расслаблены. Для лучшего расслабления глаза держим закрытыми. — Поднимаем руки. Располагаем пальцы на висках и находим небольшую впадину приблизительно на середине виска. Это и есть нужная точка. При надавливании на нее ощущается боль.— Массирование производится указательным пальцем, на котором прижат средний палец. Массирование производится круговыми движениями (лучше, если вы будете массировать оба виска синхронно). Сделай 20 круговых движений по направлению к лицу и 20 движений по направлению к затылку. Повторяем еще два раза.— Завершая упражнение, уменьшаем силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Завершив упражнение, сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха.

         Упражнение на подготовку к напряженной работе

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши — вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх — вниз, вперед — назад, при этом поцокайте языком 15-20 с.

        Упражнение «Калоши счастья»

         Цель: развивать позитивное мышление, навыки самопознания и эмоциональной саморегуляции.

         Допматериалы: «калоши счастья» – цветные резиновые калоши, карточки с ситуациями.

         Педагог-психолог:

    У Х. Андерсена есть сказка «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения   калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам разные ситуации, а ваша задача – в этих калошах найти их позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека, оптимиста.

Когда кто-то из педагогов затрудняется дать позитивный ответ, остальные помогают ему, предлагают свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. Пример: «На работе задержали зарплату» – «Можно сэкономить на чем-то», «Можно теперь сесть на диету».

 Упражнение «Теплое одеяло»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать ресурсное состояние.

Педагог-психолог:

Во время осенних холодов, когда идут дожди и дует холодный ветер, особенно хочется тепла. (Педагог-психолог включает запись лиричной мелодии.)

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза так, словно собираетесь чуть вздремнуть, и сосредоточьтесь на своих ощущениях. (Пауза.)

Представьте, что кто-то по-настоящему добрый и очень заботливый укутывает вас теплым пушистым одеялом или пледом. Возможно, даже вы сами. Прислушайтесь к ощущениям в теле, а также к своим чувствам и желаниям. Представьте, какое оно, ваше теплое одеяло? Это может быть образ одеяла или пушистого пледа, которые и на самом деле есть у вас дома, или это любимый бабушкин клетчатый плед, или мамино одеяло из верблюжьей шерсти, или толстое ватное одеяло. Теплое одеяло, которое нужно именно сейчас.

Начинайте укутывать себя со ступней ног. При этом стопы становятся теплыми и даже немножко тяжелеют, ощущают вес одеяла. Голени… Колени… Бедра. Таз – все укутывается теплым одеялом. Ваше тело теплеет… Прислушайтесь к этому теплу, ощутите его, прочувствуйте.

Укутайте живот и поясницу. Затем спину, плечи. Накидываете одеяло на грудь. При этом можно чуть приобнять себя, чтобы «закутать» еще теплее… Можно побыть в этих теплых «объятьях» столько, сколько захочется, принять каждой клеточкой тела желанное тепло и прочувствовать – как это для вас. Если хотите, укутайте затылок, шею, голову… Если хочется, даже лицо.

И вот, все тело становится теплым. От макушки до пяток. Прислушайтесь к тому, как вы теперь дышите, обратите внимание на глубину дыхания, на тепло своих выдохов. Дышите размеренно и спокойно… Вы заботливо укрыты, защищены и согреты с головы до ног. В этом вам помогает ваше теплое одеяло. (Пауза.)

Представьте, как вы снимаете одеяло. Сбрасываете ли рывком, или снимаете его постепенно, так же, как заворачивались в него, только в обратном порядке. Или же вы чуть шевельнули плечами и позволили ему мягко соскользнуть… Почувствуйте, ощутите, каково теперь ваше самочувствие, настроение. Запомните это.

Можно мысленно дать одеялу место, где оно будет храниться до следующего раза, до момента, когда оно вновь понадобится.

Откройте глаза. Встряхните руками. Потянитесь. Мы снова рады видеть друг друга.

В течение рабочего дня при усталости, напряжении.

Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…»

Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» — эндорфин.

Улыбнитесь! Мир вокруг — зеркало нашего к нему отношения. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!

(Слайд 10) 

Техника физического расслабления

Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб). Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы. Получите от этого удовольствие.

(Слайд 11) 

Эту методику можно применять при стрессе, о котором вы вспоминаете или который произошел только что. Можно делать упражнение в течение дня или перед сном, снимая эмоциональное напряжение.

Дыхательные упражнения

Сделать вдох на 4 счета, на 4 счета задержать дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется, а настроение повышается!

Настрой-утверждение

  • Я справлюсь!
  • Я молодец!
  • Я владею ситуацией!
  • Я уже чувствую себя лучше!

При стрессе и в конце рабочего дня

Чтобы не накапливались стрессовые ситуации, можно применять следующую методику.

Лобно-затылочная позиция

Одна рука на лбу, другая — на затылке. Закрываем глаза. Дыхание не задерживаем, оно чуть глубже обычного. Продумываем негативную ситуацию до тех пор, пока мысли не будут переключаться на что- либо другое. Делаем вдох, выдох и открываем глаза.

Эту методику можно применять при стрессе, о котором вы вспоминаете или который произошел только что. Можно делать упражнение в течение дня или перед сном, снимая эмоциональное напряжение.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Психолог: для того, чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

– «Постройтесь по росту», – «По размеру обуви», – «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), – по алфавиту отчества, – по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  1. Что помогло быстрее построиться?
  2. Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят педагоги: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Тест «Вы умеете быть счастливыми?»

(Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. А.И.Андрианов.)

Психолог: у каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест. Сейчас я раздам вам тест. Ваша задача отметить один из ответов.

Заключительная часть

Упражнение «Портфель настроения»

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Психолог: пока вы выполняли тест, у нас на доске появился рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

  • Зеленый цвет – хорошее настроение
  • Голубой цвет – среднее настроение
  • Желтый цвет – плохое настроение

Психолог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня получили от встречи может помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Рекомендации. 1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 

  1. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 
  2. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Выводы:

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
  • Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
  • Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.
  • Всегда будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.

И в заключение нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам упражнение «Дружественная ладошка».

Упражнение «Дружественная ладошка»

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Я вам раздам листочки бумаги. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Когда ладошка вернется к вам, прочтите, что написали Вам ваши коллеги.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого… Спасибо за внимание

Рефлексия занятия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Психолог: сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и делиться своими впечатлениями.

  • Понравилось ли занятие?
  • Что вызывало трудности?
  • Хотели бы продолжить игры в тренинговой форме?

Рефлексия.

 Обратная связь от участников семинара-практикума.

Раздается «Памятка для педагогов по способам сохранения психологического здоровья» (см. на диске).

 

Семинар-практикум «Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»
Пролистать наверх