Семинар для педагогов “Адаптация детей: как правильно организовать»

Автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

педагог-психолог Норильск

Семинар для педагогов “Адаптация детей: как правильно организовать»

Семинар-практикум для педагогов 

«Адаптация детей: как правильно организовать»

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи: 

  1. Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ.
  2. Рассмотреть направления работы педагогов с родителями.
  3. Обучить конструктивным способам общения с детьми.

  • ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

«Дети, какие они?». Вспомните всех детей своей группы, дайте определение: какие они? Например: веселые, смелые, любопытные и т. д. За каждое определение вы получаете жетон. Кто наберет больше всего жетонов – тот выиграл»

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно стоит в центре внимания. 

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Определение понятия адаптация.

Что же такое адаптация? (ответы педагогов)

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Выделяют два вида адаптации:

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.

Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям существования в данный момент.

Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

 

Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду.

Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению? (ответы педагогов)

Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

Отсутствие тренировки его нервной системы;

Состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям, в адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»);

Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи, если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);

Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

Не умеет занять себя на некоторое время игрой.

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Портрет ребенка, поступившего в детский сад.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность). Дети-флегматики ведут себя заторможено, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Повышение температуры тела. Снижение уровня речевой активности. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состояния здоровья, стилю воспитания в семье, родственных отношений, уровень развития в ребенка игровых способностей, его контактность, доброжелательность, эмоциональной зависимости от матери.

Упражнение «Бабочки».

Необходимо разбиться на пары, один из пары становится взрослым, второй – ребенком. 

Ситуация 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания на детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал».

Ситуация 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?

Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?

Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?

Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Вывод: Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Влияние педагога на течение адаптации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации? (ответы педагогов)

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

Использование игр на сближение детей друг с другом.

Практическое задание: Сейчас вам необходимо разделится на 2 подгруппы.

Задание педагогам (работа по подгруппам). Работа воспитателей по созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Приемы, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции детей Приемы «одомашнивания» группы
Игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

Рисование фломастерами, маркерами, красками;

Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста (любимые игрушки ребенка, принесенные из дома, альбом с фотографиями детей группы и их родителей);

наличие в группе мягкой мебели: кресло, диванчик; места, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть книжку или просто отдохнуть.

эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.  Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама). Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия.

А создать положительный эмоциональный настрой можно с помощью следующих игр: 

 

ИГРЫ: 

Упражнение «Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход игры: воспитатель показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.

Прилетела птичка,  

Синичка – невеличка.

К Лене прилетела,

На деток посмотрела,

Дальше полетела.

Сажает птичку на руку Лене

и по очереди другим детям.

 

Игра «Кто в кулачке?»

Воспитатель: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Он раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок?                          Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!                         Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

 

Упражнение «Киска»

Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак).

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

– Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)

Чтобы было веселей.

 

Игра «Веселый бубен».

Воспитатель привлекает внимание детей ярким бубном. Дает бубен малышу и говорит:

Поиграй нам, Маша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем. (Маша играет, дети хлопают в ладоши)

Поиграй нам, поиграй, Саше бубен передай. (Маша передает Саше бубен.)

Поиграй нам, Саша, в бубен,

Мы ногами топать будем. (Саша играет, дети топают одной ногой, потом другой.) Поиграй нам, поиграй, Даше бубен передай. (Саша передает бубен Даше. Игра продолжается.)

 

Игра «Разноцветные колечки» (текс В. Петровой).

Для игры нужно приготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит:

Я по комнате хожу, Всем колечки покажу.

Вот колечки хороши, посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, нечаянно роняет его.

Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки.

Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе. Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.

Игра «Шли – шли – шли, что- то нашли».

Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что – нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает:

Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит: «Пойдем гулять дальше. Топ- топ – топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, что такое мы нашли?»

Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование.

 

Игры с пластилином. Игры с песком связаны с сильной тактильной стимуляцией, что вызывает у ребенка большое удовольствие и оказывает успокаивающий эффект. 

Игра «Пластилиновые узоры». Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, – получится пластилиновая линия.

 

«Разрывание бумаги». Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.

 

«Пальчиковые игры». Помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог – ребенок» (по типу игры «Сорока – ворона кашу варила».

 

Игра «Поймаем в воде»

Налейте в большую миску воды и бросьте в нее несколько мелких предметов: игрушки, пробки и т.д. Предложите ребенку с помощью маленького ситечка с ручкой словить все эти предметы и сложить в тарелочку, которая стоит рядом с миской.

 

Игра «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Поиграйте с ребенком: дорожка должна начинаться от одного выложенного из спичек домика к другому. «Песок» нужно сыпать тремя пальчиками, не выходя за границы дорожки.

Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

 

 

 

Литература

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям вДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж “Учитель”, 2004.-236 с.
  2. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
  3. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 80 с.

 

Семинар-практикум для педагогов 

«Адаптация детей: как правильно организовать»

 

Подготовил: 

педагог-психолог Р.М. Халипаева

 

Норильск,2021

Семинар для педагогов “Адаптация детей: как правильно организовать»
Пролистать наверх