Автор: Хотько Артем Владимирович
Учитель физической культуры/преподаватель-организатор ОБЖ МОУ “СОШ № 35” с УИОП г. Воркута
Баскетбол. Обучение передачам двумя руками от груди.
- Хотько Артем Владимирович
- Класс:_______ Дата:_______ № урока по п/п:________ № урока в теме:________ № урока по расписанию:____________
- Тема урока: Баскетбол. Обучение передачам двумя руками.
- Место урока – вводный.
- Цель урока: начать формирование навыков по передаче мяча двумя руками.
- Результаты обучения
6.1. Предметные результаты обучения
- Первоначальное овладение навыками игры в баскетбол.
- Понимание техники работы с мячом на поле.
- Освоение основных тренировочных упражнений на ловкость.
6.2. Метапредметные результаты обучения
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
6.3. Личностные результаты обучения
- Личностное самоопределение
- Готовность оказать помощь одноклассникам (эмпатия)
- Тип урока – открытия новых знаний.
- Дидактическая структура урока (подразделение урока на этапы в зависимости от решаемых на уроке дидактических задач): Организационное начало урока, мотивация, актуализация знаний, постановка учебной задачи, формирование новых знаний, закрепление, рефлексия, обсуждение домашнего задания.
- План теоретического содержания нового материала: построение игроков на баскетбольном поле, выполнение ряда упражнений на формирование навыка броска.
- Учебно-методический комплекс:
– оборудование: баскетбольные мячи.
– Литература для учителя ( в т.ч сайты Интернет): Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c.
- Образовательная педагогическая технология: Технология дифференцированного обучения (выявление сильных и слабых сторон учеников, создание благоприятной атмосферы для усвоения каждым урока). Технология проблемного обучения (повышение мотивации к обучению через проблемный вопрос). Технология игровой деятельности (баскетбол воспринимается не только как спортивная игра, но и как командная деятельность, во время которой необходимо сплотиться и понять свою роль).
- Межпредметные связи: Обществознание (команда, самоопределение, роль). Биология (мышцы, скелет, связки). Русский язык и литература (домашнее задание – эссе).
- Внутрипредметные связи: Вид спорта, быстрота, ловкость, прыжок с места, спортивная игра (термины с 1 по 4 класса).
Микроструктура урока/задачи | Планируемые результаты | УМК | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (примерные УУД) | ||
предметные | метапредметные | |||||
Этап урока 1. Организованное начало урока (3 мин) | ||||||
|
Знают правила безопасности и поведения в спортивном зале. | Умеют организованно строиться в шеренгу по росту, умеют коммуницировать для достижения этой цели. Слушают учителя, соблюдают дисциплину на уроке. | – Формирует позитивный настрой на урок.
– Контролирует выполнение построения. – Производит перекличку. – Отмечает отсутствующих в журнале. |
|
||
Этап урока 2. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) | ||||||
|
Знают, что такое спортивная баскетбольная команда, каковы её цели, особенности, функции. | Умеют отвечать на вопросы учителя, строить логические цепочки, отвечать по поднятой руке. | – Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для этого в начале занятия учителем ставится проблемный вопрос: «Сможем ли мы провести занятие как настоящую тренировку американской сборной по баскетболу?»
– Актуализирует требования к ученику со стороны учебной дисциплины («надо», «могу»). |
|
||
Этап урока 3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (7 мин) | ||||||
|
Знают, что баскетбол – это игра с мячом, имеют представление о размерах мяча и площадки, о количестве игроков и пр.
Выполняют простейшие физические упражнения. |
Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. | Учитель проводит быстрый фронтальный опрос о том, что учащиеся уже знают о баскетболе.
Мотивирует учащихся к пробному учебному действию – просить повторить упражнения, изученные на предыдущем уроке и в течение прошлых лет. Это упражнения на ведение мяча. Например: 1. Обычное ведение. Перед тренировкой, когда организм еще не разогрет, можно поработать над дриблингом с бегом. 2. Ведение двумя мячами. Это очень полезное упражнение, но для получения максимального эффекта следует чередовать способ ведения: то с одновременным отскоком двух мячей, то с переменным. 3. Ведение мяча задом и боком. Поводить мяч и совершать при этом челночный бег по площадке, либо горизонтальные перемещения. 4. Постоянное ведение мяча. Даже за пределами баскетбольного зала или площадки ведите мяч. В первую очередь акцентируйте внимание на том, чтобы в процессе ведения всегда держать руку над мячом (а не под ним) и активно работать кистью с использованием подушечек пальцев (а не всей ладони). Всегда ведите мяч дальней от противника рукой, а второй – в прямом смысле слова – блокируйте его (ее) руку от попыток выбить мяч. |
|
||
Этап урока 4. Постановка учебной задачи. (7 мин) | ||||||
|
Знают технику безопасности при выполнений простейших физических упражнений. | Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. | Создает условия для выявления обучающимися места и причины затруднения, постановки цели урока – для этого учитель подводит учащихся к идее о том, что баскетбольная команда обладает набором конкретных тренировок для тренировки броска. Наводящие вопросы:
|
|
||
Этап урока 5. Формирование новых знаний. (10 мин) | ||||||
|
Знают технику безопасности при выполнений простейших физических упражнений, обладают знаниями о передаче мяча в рамках игры | Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. | Создает условия для построения обучающимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Выполнение следующих упражнений: Упражнение в кругу, или «Бык на ринге». Выполнение: а) пять игроков, образуют круг, шестой располагается в центре круга; б) мяч передается мимо, вокруг или над шестым игроком, в то время как он каждый раз пытается помешать или перехватить передачу; в) передающий не имеет права посылать мяч соседу справа или слева, он должен передавать мяч через круг партнерам, стоящим напротив; г) если игрок, стоящий в кругу, сумеет перехватить мяч или помешать передаче, передающий меняется с ним местами. Упражнение в двух колоннах. Выполнение: а) две колонны игроков выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии трех метров; б) защитник занимает место между колоннами лицом. К игроку с мячом; в) игрок с мячом посылает мяч направляющему другой колонны, обводя передачей защитника; г) независимо от того, успешна передача или нет, передающий занимает место защитника. Защитник уходит в конец колонны, а игрок, получивший мяч, пытается обвести передачей нового защитника. Упражнение продолжается в том же порядке. Следуй за лидером. Это упражнение позволяет совершенствовать разные виды передач в простом построении. Оно создает тренеру максимум удобств для исправления ошибок. Выполнение: а) все игроки выстраиваются в одну колонну. Первый игрок получает мяч; б) игрок с мячом выполняет короткое ведение, поворачивается и передает мяч очередному игроку, используя передачу крюком, от груди, отскоком от пола или любую другую по своему усмотрению; в) каждый очередной игрок должен повторить его действия, используя тот же вид передачи; г) когда первый игрок снова станет направляющим в колонне, он может выбрать другой вид передачи. Передачи в квадрате. Выполнение: а) Игроки делятся на четыре группы и располагаются в каждом из углов на половине площадки лицом к линии штрафного броска; б) направляющий первой колонны начинает упражнение, выполняя длинную передачу первому игроку второй колонны; в) игрок, получивший мяч, немедленно возвращает его первому игроку, который быстро выходит к мячу; г) как только первый игрок получит мяч обратно, он делает короткую остановку и быстро передает мяч направляющему второй колонны, выполняющему прорыв в направлении третьей колонны; д) направляющий второй колонны и первый игрок третьей колонны выполняют ту же процедуру. Затем взаимодействие повторяют игроки третьей и четвертой колонн. После того как игроки освоят упражнение, можно ввести второй мяч. Некоторые команды могут успешно выполнять это упражнение с четырьмя мячами. Передачи из рук в руки на высокой скорости. Выполнение: а) команда делится на несколько групп, в каждой из которых может быть по три человека; б) направляющие в каждой колонне выполняют передачу первому игроку противоположной колонны и быстро выходят вперед, останавливаясь на полпути между колоннами. Игрок, получивший мяч, передает его обратно вышедшему партнеру и быстро проходит мимо него для получения мяча из рук в руки. Игрок, получивший мяч из рук в руки, немедленно передает его второму игроку первой колонны; в) игроки меняются колоннами после каждого взаимодействия. При желании можно увеличить скорость выполнения упражнения, расположив шесть колонн попарно на расстоянии трех метров и лицом друг к другу в паре. |
|
||
Этап урока 6. Закрепление (10 минут) | ||||||
|
Знают, как располагаются игроки на баскетбольной площадке, знают их функции и обязанности. | Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять. | В качестве закрепления учитель проводит пробную игру, в ходе которой медленно и постепенно учащиеся отрабатывают свои роли на площадке, тренируя броски. |
|
||
Этап урока 7. Рефлексия. (2 мин) | ||||||
|
Знают о своих сильных сторонах в организации игры в баскетбол, представляют себе все этапы организации игры. | Умеют отвечать по поднятой руке, соблюдают дисциплину, внимательно слушают инструкции учителя и могут организованно их выполнять.
Умеют анализировать и рефлексировать над своими успехами. |
Учитель задаёт вопросы об эффективности проведения урока.
Должны быть решены проблемные вопросы: «У нас получилось стать настоящей командой за один урок?» В качестве выяснения эффективности урока детям предлагается подбросить мяч столько раз, насколько они оценили урок. 1 – мне было сложно и неинтересно. 2 – в целом понравилось, но было сложно 3 – Мне всё понравилось и я со всем справился(лась) |
|
||
Этап урока 8. Организация домашней работы. (1 мин)
Чтение и короткая аннотация одной статьи о баскетбольной команде по выбору участника (по желанию 2-5 ученикам на дополнительную отметку). |