Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по теме: «Парад Победы».

Автор: Хохлова Дарья Андреевна

учитель-логопед МАДОУ Детский сад №79 город Тюмень

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по теме: «Парад Победы».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79» г. Тюмени

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по теме: «Парад Победы»

Подготовил учитель-логопед:
Хохлова Д.А.

Тюмень, 2020

Тема занятия: «Парад Победы»
Цель: Закрепление навыка словообразования и словоизменения, расширение словаря по теме занятия.
Форма проведения: групповая
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные мн. числа, существительные в родительном падеже.
Закреплять навык образовывать прилагательные, однокоренные слова.
Расширить словарь по теме «День Победы», «Военные профессии».
Закреплять навык отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие
Совершенствовать навыки фонематического восприятия.
Совершенствовать умение составлять стихотворения с помощью синквейн-технологии.
Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к ветеранам; патриотическое отношение к своей стране.
Оборудование: презентация «Парад победы» в программе Power Point, красные звезды из цветной бумаги.
Используемая литература:
1. Новикова О.А. “Логопедическая грамматика для детей 6-7 лет”, М: Корона-ПРИНТ, 2019;
2.Кылысова Л.Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста», М: Учитель, 2020.

Ход занятия
Организационный момент (Слайд 1)
Логопед: Приближается великий праздник «День Победы». 75 лет назад 9 мая 1945 года наша страна одержала победу в Великой Отечественной Войне. Почему войну называют Отечественной? (ответы воспитанников). Войну называют отечественной, потому что все люди встали на защиту Родины, своего Отечество. Как отмечают День Победы в нашей стране? (ответы воспитанников)
Каждый год устраивают парад Победы. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в организации парада.
Образование прилагательных. (Слайд 2)
Логопед: Перед парадом нужно украсить улицы города. У каждого из вас на столе лежит красная звезда, мы будет соединять их в гирлянду. Я называю важное для солдата качество, а вы говорите, какой солдат. Например, смелость. Солдат какой? Смелый солдат. И прикрепляете звезду на доску.
Логопед: Ловкость. Солдат какой?
Воспитанники: Ловкий солдат.
Логопед: Ум. Солдат какой?
Воспитанники: Умный солдат.
Логопед: Быстрота. Солдат какой?
Воспитанники: Быстрый солдат.
Логопед: Храбрость. Солдат какой?
Воспитанники: Храбрый солдат.
Логопед: Быстрота. Солдат какой?
Воспитанники: Солдат быстрый.
Логопед: Находчивость. Солдат какой?
Воспитанники: Солдат находчивый. (Слайд 3)

Склонение существительных.
Логопед: Отлично. Улицы города готовы к параду Победы. Нужно подготовить военную технику, помогите разместить технику на площади города. На слайде будет появляться военная техника, а вы ее называть (это танк – это танки, (танки проехали) нет танков ).
Воспитанники:
Танк -танки – нет танков. (Слайд 4)
Пулемет – пулеметы- нет пулеметов. (Слайд 5)
Вертолет-вертолеты- нет вертолетов. (Слайд 6)
Самолет – самолеты – нет самолетов. (Слайд 7)
Ракетная установка – ракетные установки – нет ракетных установок. (Слайд 8)
Солдаты (образование названий военных профессий).
Логопед: Без военной техники невозможно было одержать победу в сложных сражениях ВОВ. Но кто же управлял этой техникой? (солдаты)
Солдаты вели очень тяжелые бои. Но несмотря ни на что, сохраняли мужество и веру в победу. Много военных профессий, которые были в годы ВОВ, есть в нашей армии и сейчас.
Перед парадом солдаты проводят тренировку.
Развитие мелкой моторики
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать
их в кулак
Приподнять два больших пальца, другие крепко
прижать к столу.
Приподнять указательные пальцы, другие крепко
прижать к столу.
Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать
к столу.
Приподнять безымянные пальцы, другие крепко
прижать к столу.
Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

На площади появились первые роты солдат, догадайтесь как называют эти военные профессии? (Слайд 4)
Логопед: Как назывались те, кто служил в пехоте?
Воспитанники: Пехотинцы.
Логопед: Кто охранял границы нашей Родины?
Воспитанники: Пограничники.
Логопед: Кто служил в ракетных войсках?
Воспитанники: Ракетчики.
Логопед: Кто служил в танковых войсках?
Воспитанники: Танкисты.
Логопед: Кто обеспечивал связь?
Воспитанники: Военные связисты.
Логопед: Кто служил на море, на корабле?
Воспитанники: Военные моряки.
Логопед: Кто служил в разведке?
Воспитанники: Разведчики.
Логопед: А на подводной лодке?
Воспитанники: Подводники.
Логопед: Кто служил в артиллерии?
Воспитанники: Артиллеристы.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние .Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар.

Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы полным предложением. (Слайд 10)
Логопед : На параде очень много людей, но самые важные гости парада- это ветераны ВОВ. Эти смелые люди прошли всю войну. Все они занимались разными военными профессиями на войне.
Ребята подумайте, что на войне делали летчики?
Что на войне делали врачи?
Что на войне делали медсёстры?
А какую важную работу выполняли партизаны на войне?
Почему в войне участвовали разведчики?
МЫ все очень благодарны ветеранам за победу, за нашу мирную жизнь. Напишем для ветеранов стихотворение о Дне Победы с помощью «синквейн-елочки». (Слайд 11)
(Стихотворение, придуманное воспитанниками с помощью синквейн-технологии)
День Победы.
Грустный, важный.
Погибли, воевали, победили.
Он для нас дорог.
9 мая!
Упражнение на развитие речевого слуха. (Слайд 12)
Логопед: Парад подходит к концу. А чем заканчивается Парад Победы? (салютом).
Чтобы сделать салют красивым, нужно быть очень внимательным и ничего не перепутать. Потренируемся, найдем лишнее слово.
1. Воин, воинский, воет, война.
2. Рана, раненый, охрана, ранение.
3. Генерал, майор, автомат, полковник.
4.Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Итог занятия (Слайд 13)
Парад подошел к концу. Говорят, День Победы – это «праздник со слезами на глазах». Как вы можете объяснить эти слова?
Верно. В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость от победы, скорбь и печаль от воспоминаний о тех, кто остался на полях сражений и не вернулся домой.
Что бы вы хотели сказать ветеранам в День Победы?

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по теме: «Парад Победы».
Пролистать наверх