Здоровьесберегающие технологии.

Автор: Цвиренко Ирина Анатольевна

воспитатель МБДОУ детский сад №2 “Ягодка”

Здоровьесберегающие технологии.

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок начала 21 века сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, стимулирующие приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью, создании здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно – гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребёнка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. 

Роль педагога в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.   

Особое значение она имеет в ДОУ, где воспитанники имеют нарушения речи. Поэтому здесь важно использовать в работе принцип синкретичности, т.е. органического соединения оздоровительных, воспитательных, образовательных, коррекционных задач в решении проблемы социализации, что так необходимо для детей с нарушением речи.

Педагогу необходимо тщательно продумывать наглядный материал для занятий с целью включения всех каналов восприятия учебного материала для успешного усвоения новых знаний.

«Игра есть то, что задумано и сделано, т.е. что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» (П. Пидкастый, Ж. Хайдаров)

Игра создает предпосылки развития личности ребенка, его специфических психических функций (речевого, образного мышления, творческого потенциала).

Функции игры  (по С.А. Шмакову)

  • Терапевтическая функция игры.
  • Функция коррекции.

Игра используется:

    • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела программы;
    • как элемент более общей технологии (метод, прием);
    • в качестве занятия или его части;
    • как технология, которая может быть использована в организации свободной деятельности детей;
  • как средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.

Данный сборник содержит дидактические материалы, которые автор и его коллеги собрали из разных источников и используют в своей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель работы: предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды. 

Задачи: 

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  • Привитие культурно-гигиенических навыков.
  • Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные;

           технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

  валеологического просвещения родителей;

  здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

  Витаминопрофилактика  (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

  санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

закаливание КГН;

беседы по валеологии; 

спортивны праздники;

спортивные развлечения и досуги;

недели здоровья;

соревнования;

прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В своей практике я использую так же гимнастику после сна, что позволяет ребенку быстро проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног»После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.

Задачи :

  • Повысить жизненный тонус
  • Совершенствовать и развивать координацию движений;
  • Укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики последневного сна выглядит такгимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры, дыхательные упражнения.

Эффективность

Как влияет бодрящая гимнастика на здоровье детей:

  • гимнастикапробуждения поднимает настроение, укрепляет нервную систему детей с психическим нарушением
  • дыхательная гимнастикаулучшает работу дыхательной системы, уменьшает риск заболевания дыхательных путей
  • поглаживающий массаж укрепляет мышечный тонус, улучшает и усиливает физическое развитие
  • коррекционные упражнения, ходьба по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки.

Создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателями) в группе, и от состояния здоровья ребёнка.

В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят:

– обеспечить гибкий двигательный режим.

температурный режим в спальне – не менее 16-18 градусов С.

обеспечить постепенное пробуждение детей.

Детям перенесшим ОРВИ – две надели отменить хождение босиком по полу.

Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.

Цвиренко И.А.

Здоровьесберегающие технологии.
Пролистать наверх