Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе.

Автор: Цыбульская Лариса Ивановна

учитель начальных классов МБОУ Гусинская СШ

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гусинская средняя школа  Краснинского района Смоленской области

 

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

__________(_Киргетова В.А.)

Протокол №1 от

«        »                         2021г

Согласовано

Заместитель  директора

 МБОУ Гусинской СШ

________(______________)

«        »                       2021г

Утверждено

Директор 

МБОУ Гусинской СШ

____________(Юденков И.Ю.)

Приказ  №       от

«        »                       2021г

Рабочая программа  по литературному чтению на родном русском языке  (3 «А» класс)

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Составила: Цыбульская Л. И.

                                                    учитель первой категории

д. Гусино 

2021 – 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 3 класса разработана в соответствии с:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г,
  •  ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373), учитывая все последующие изменения
  • ООП НОО МБОУ Гусинской СШ, утверждённой приказом №43 от 30.08.2016
  • УПа МБОУ Гусинской СШ на 2021-2022 учебный год.

 

 Рабочая программа разработана на основе  примерной авторской программы «Литературное чтение на родном (русском) языке Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова. Под редакцией С.И. Богданова, 2020 г.

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне Автор/Авторский коллектив Название учебника Класс Издатель учебника Нормативный документ
1.2.1.1.2.9.3 Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова. Под редакцией С.И. Богданова Литературное чтение на родном (русском) языке 3 «Русское слово»,2021. Федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию и утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 254 от 20.05.2020 г. с последующими изменениями

 

Данная рабочая программа по литературному чтению  на родном русском языке на 2021-2022 учебный год может быть реализована   в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации и последующим переводом обучения в дистанционный режим. 

 

В учебном плане МБОУ Гусинской СШ на изучение предмета «Литературное чтение на родном русском языке» в 3 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю). 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в постоянных парах (группах), работа в парах (группах) сменного состава, индивидуальная работа. 

 

 (ЭТО НЕ ИЗ ФГОСа)

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основнойобразовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 

понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; 

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

  1. познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая

нормы этики и этикета;

  1. коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  1. регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение начальными формами

познавательной и личностной рефлексии. 

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:

1) Выпускник научится:

     понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-

эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

     осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного  развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

     совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

     применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

      самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2) Выпускник получит возможность научиться:

      воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

      создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

      пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; 

      писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;       

      создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Достижение предметных результатов обучения: (ЭТО РАЗНОСИТСЯ В ТАБЛИЦУ)

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; 

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении

прослушанного/прочитанного текста, доказыватьи подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться: 

Воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

 

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном(русском) языке»

 

Третий год обучения (17ч)

3 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1 МИР ДЕТСТВА (11 ч)

Я и книги (3 ч)

Пишут не пером, а умом

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

Я взрослею (3 ч)

Жизнь дана на добрые дела

Пословицы о доброте.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Живи по совести

Пословицы о совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья (2 ч)

В дружной семье и в холод тепло

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Детские фантазии

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

Резерв на вариативную часть программы — 1 ч

 

РАЗДЕЛ 2 РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

Люди земли русской

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в

дальнюю деревню»).

От праздника к празднику (2 ч)

Всякая душа празднику рада

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

О родной природе (1 ч)

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «У реки».

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».

И. П. Токмакова. «Туман».

Промежуточная аттестация — 1ч

Тематическое планирование по литературному чтению на родном русском языке

( ТА ЖЕ ТАБЛИЦА, ЧТО И ПО ЧТЕНИЮ, только проверить

Название раздела/часы КЭС Планируемые результаты Контроль и оценка
Личностные  Метапредметные Предметные
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
Раздел 1 МИР ДЕТСТВА

Блоки:

 Я и книги

Я взрослею

Я и моя семья

Я фантазирую и мечтаю 

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

Жизнь дана на добрые дела

Пословицы о доброте.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Живи по совести

Пословицы о совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

В дружной семье и в холод тепло

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Детские фантазии

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; 

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов)

создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; 

Раздел 2 РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Блоки:

Родная страна во все времена сынами сильна

От

праздника

к празднику

О родной природе

Люди земли русской

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в

дальнюю деревню»).

Всякая душа празднику рада

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «У реки».

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».

И. П. Токмакова. «Туман».

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

– беречь и охранять природу

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;  

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства


Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс)

Блок Тема Количество

часов

Раздел 1 МИР ДЕТСТВА 22
Я и книги Пишут не пером, а умом 3
Я взрослею Жизнь дана на добрые дела 1
Живи по совести 2
Я и моя семья В дружной семье и в холод тепло

 

2
Я фантазирую и мечтаю  Детские фантазии 2
Резерв на вариативную часть программы 1
Раздел 2 РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 6
Родная страна во все времена сынами сильна

 

 

Люди земли русской 2
От

праздника

к празднику

 

Всякая душа празднику рада 2
О родной природе

 

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

 

1
Промежуточная аттестация  1

 

 

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе.
Пролистать наверх