Коллективное творческое дело «Мы – юные казачата»

автор: Чайкина Наталья Дмитриевна

учитель начальных классов МКОУ “Новомаксимовская СОШ” Суровикинский район Волгоградская область

Коллективное творческое дело «Мы – юные казачата»

 

 

    Коллективное  творческое дело

 «Мы – юные казачата»

Возраст участников: учащиеся  9-10 лет из неблагополучных семей

Актуальность КТД

Близко и дорого каждому из нас, то место, где мы родились, выросли, сделали первые шаги в большую жизнь, где наш дом, родные, близкие, друзья.   Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не можем правильно оценить ее настоящее. История  казачества – это частица славной истории  нашего края.  Любая семья  должна бережно хранить и исполнять  унаследованные от предков заветы. Поэтому  необходимо  изучать  и восстанавливать традиции казачества.    Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей Родины — большой и маленькой.

Тип проекта: коллективный,  информационно-творческий.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Направление: художественно-эстетическое.

Постановка цели и задач КТД

Цель:  Создать условия для формирования реальных представлений у детей  о жизни донских казаков. 

Задачи: 

  • Содействовать знакомству и изучению всех имеющихся источников знаний   

о культуре и быте своего народа. 

  • Способствовать воспитанию любви к родному краю, к казачьим традициям.
  • Содействовать развитию познавательного интереса к истории своего народа.

Ожидаемый результат:

  • У детей сформированы знания об истории, традициях, нравах и обычаях казаков.
  • Совместно с родителями собран исторический материал о казаках, казачьи сказки, пословицы, поговорки, иллюстрации, организовано посещение музеев.
  • Изготовлены дидактические игры.
  • Разучены с детьми подвижные игры.
  • Изготовлены папки – передвижки, проведены консультации с родителями.

Методы, приемы воспитания, используемые при организации КТД на всех этапах:

1.Познавательно – игровые занятия,

2.Народные детские игры

3.Наблюдения,

4.Беседы,

5.Праздники, развлечения

6.Выставки детского творчества.

 

План реализации КТД:

  1. Предварительная работа.

включает в себя  смысловое погружение в проблему. Для  этого необходимо создание специальных ситуаций,   при которых дети заинтересуются этой проблемой, захотят узнать много нового и интересного.   

Это может быть проведено в различных формах:

  1.Сказ о земле казачьей.
От моря до моря через леса дремучие, через степи раздольные через горы высокие тянулись рубежи земли рода светлого. Давно, место, где мы с вами живем, наша Волгоградская область, называлось Диким полем. Сюда, спасаясь от преследования хозяев, бежали крепостные люди и селились на берегах реки Дон и Волга. Называли этих людей казаками, что означало «вольные люди». По этому безбрежному простору дошли до нас от  стародавних времён живучие народные сказания про землю русскую, про казаков донских, про  их удаль молодецкую, про дружбу крепкую, про веру светлую,  да про любовь безбрежную.    

Кто такие казаки? (просмотр видеофрагмента)

Какие  ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «казак»? 

Предлагаю  разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству.

  1. Экскурсия (очная, заочная) в музей культуры и быта казачества. 

Иловлинский музей. Небольшой музей в Волгоградской области располагается в усадьбе казака-середняка конца XIX — начала XX века. Среди реконструированных построек — традиционный казачий дом — курень, летняя кухня, конюшни, гончарная мастерская и хозяйственные помещения. В музее можно продегустировать традиционные казачьи блюда и напитки — густой рыбный суп щербу, пирог каныш, похлебку ушник, сладкую кашу кулагу, медовуху и взвар.

3.Встреча  со  старейшинами Казачества, либо с  курсантами кадетских казачьих корпусов.  Казаки расскажут об истории возникновения казачества и традициях казаков, их заповедях, о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину.  

 

  1. Организация подготовки дела.

На данном этапе идёт накопление информации по теме проекта:

  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей. 
  • Подбор методической литературы для реализации проекта;
  • Подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев  данной тематики;
  • Составление конкурсов  игр для праздника;
  • Написание сценариев «Традиции казаков»», «Масленица Казачья», «Сказки Бабуни Груни», «Донскому казачеству посвящается», «Игры и забавы казачат» и др.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Организация предметно – развивающей среды.

 

3.Отбор идей.

 (Создание  групп для   обсуждения вопросов, которые заинтересовали  обучающихся  по данной тематике КТД)  Ребята разбиваются на творческие  группы, которые их наиболее заинтересовали:

– Кто такие казаки?

-Быт казаков. Старинная  одежда донских казаков и казачек.

– Конь для казака – первый друг, товарищ.

– Главное оружие донского казака.

Каждая группа  готовит информацию  по своему направлению. Им   будут помогать  воспитатель, социальный педагог, родители. 

  1. Совместное планирование дела.

(Совместная деятельность детей с педагогами, родителями)

Беседы.

  1. «Женщина – казачка»
  2. «Курень»
  3. «Заповеди казаков»
  4. «Игры казачат»
  5. «Конь казаку первый друг»

Чтение художественной литературы. 

Казачьи народные сказки: «Бисеринка», «Танюша и мачеха», «Змея и рыбак», «Кочеток и охотник», «Как звери спасли охотника, «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй казак бесстрашный», «Рябая баба и чертенок», «Про сына купца и дочь сапожника».

Казачьи пословицы и поговорки.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Тот не казак кто боится собак.

Терпи казак – атаманом будешь.

Где враг там и казак.

Казак сам себя веселит.

Казак сам себя веселит.

Правды и пули боится.

Где казак, там и слава.

Разучивание песен. «Мы – казачата», «Марш казачат»

Подвижные игры. «Перетяжка», «Кузнец», «Кружева», Иголка, нитка, узелок», «Ляпка», «Ловишки в кругу».

Дидактические игры. «Собери костюм» (разрезные картинки, «Чей костюм?», «Что носили казаки?»

Художественное творчество. Рисование «Казачка», лепка «Казак на коне»

Экскурсии. Посещение школьного музея, мини – музея в саду и посещение музея с родителями.

Консультации. «Без прошлого нет будущего», «Православные казачьи праздники».

Папки – передвижки. «Казачьему роду нет переводу».

Сбор материала о казаках.

Выставка детских работ.

  1. Подведение итогов.

 Анализ и подведение итогов КТД, соотнесение результатов с поставленными целями.

 Проведение  итогового  мероприятия, подготовленного совместно с родителями и  педагогами.

 

6.Совместное обсуждение.

Обсуждение проведенного мероприятия со школьниками, где они могут высказать свое мнение. Что понравилось, что нет. Какие бы были дальнейшие пожелания.

 

Коллективное творческое дело «Мы – юные казачата»
Пролистать наверх