” Подводный мир”

автор: Чуварова Екатерина Евгеньевна

Воспитатель МКДОУ “Среднеикорецкий д/с”

” Подводный мир”

Тема проекта: «Подводный мир».

 

Вид проекта:

 познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой, интегрированный.

Сроки реализации: 03. 02. 2020 г. – 14. 02.2020 г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность: На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальных и значимых проблем не только нашей страны, но и всего мира в целом. Ознакомление детей с окружающим миром необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это является необходимостью для воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения с детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Проблема: Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающем их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете, флоре и фауне морей и океанов. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Участие детей в проекте «Подводный мир» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста. 

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей; Расширить знания детей о подводном мире и его обитателях; Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира.

Задачи проекта:

Образовательные:

– Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

– Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

– Совершенствовать навыки речевого общения;

– Развивать творчество, воображение, фантазию;

– Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 

– Формировать навыки поисковой деятельности;

– Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу; 

Воспитательные:

– Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

– овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

– углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;

– стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;

– развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;

– расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;

– вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, просмотр мультимедийных презентаций, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.

 

 План работы над проектом

 

Содержание деятельности        Цель Результат
 

1 этап. Организационный.

 

1. Интегрированная НОД «Путешествие в подводный мир»

Создание проблемной ситуации: медвежонок Кеша очень хочет посмотреть и узнать, кто живет в морях и океанах. Дети проявляют желание помочь Кеше.

2. Анализ проблемы.

Беседы «Знаешь ли ты морских обитателей?», « Все о ракушках», « Все о морских растениях»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем это все узнать?

 

3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

4. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.

  • Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира;

Чтение:

С. Сахаров «Морские сказки»;

С. Воронина «Добрая раковина»;

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Сказка «По щучьему велению».

Разучивание стихов, загадок о рыбах.

 

5. Обогащение ИКТ – среды.

Мультимедийные презентации

«Мир глубин морей»

«Обитатели морей и океанов»

«Подводный мир»

«Коралловые рифы»

 

6. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок.

подвижные игры «Караси и щука», «Ручеек»

игра-моделирование «Мы — капельки», «Море волнуется»

дидактические игры «Где, чей дом», «Узнай рыбу по описанию», «Чей хвост (туловище, голова)», «Как появляется рыбка» 

7. Свободная деятельность детей вне занятий (обводили трафареты и раскрашивали самостоятельно). 

Заинтересовать детей данной темой. Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире.

 

 

Выявить у детей знания о подводном мире.

 

Учить ставить проблемные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, стремление к информационному поиску и обогащению своих знаний.

 

 

 

 

 

Дети с радостью отправились в путешествие на «подводной лодке». Узнали, кто живет на поверхности моря и в его глубинах. Слепили красивых морских звезд  и рыб в мастерской океана.

 

 

Было выявлено, что дети знают только самых популярных морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, морская звезда). Задача воспитателя, как можно больше и интересней рассказать о других необычных обитателей морей и океанов (Морской огурец, медуза португальский кораблик, рыба –еж, рыба – хирург и т.д.)

 

 

 

 

 Дети принесли из дома свои энциклопедии и журналы. Мы оформили папку -передвижку. Каждый ребенок выбрал морское животное, о котором он будет рассказывать. Мы совместно с родителями  нашли небольшие рассказы о них.

2 этап. Реализация проекта.
Организованная форма деятельности.

1. НОД 

«Путешествие в подводный мир»

2. Наблюдение:
«Кто живет в нашем аквариуме» «Как рыбы плавают и отдыхают»

 «Наведи порядок в аквариуме»

 Проведение экспериментально-исследовательской деятельности.

«Как сделать морскую воду»

«Соль – это кристаллы»

 

 

 

 

3. Просмотр мультимедийной презентации «Кораллы животные или растения?»

Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли»

 

Художественно-эстетическая деятельность:

• Рисование:

«Волшебное царство золотой рыбки» нетрадиционная техника рисования по мокрому листу

• Лепка:

Пластилинография «Коралловые фантазии»

Аппликация: «Рыбки в аквариуме»

Композиция морского дна

Взаимодействие с родителями:

Изучение энциклопедий.

Беседа с детьми о подводном мире.

Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить

образовывать притяжательные прилагательные.

Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.

 

 

 закрепить знания детей о жизнедеятельности рыб и черепах; учить детей выделять признаки сходства и различия; укрепить желание ухаживать за обитателями аквариума

 

Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети узнали о таких морских обитателях как: рыба клоун, раба – еж, разновидностях акулы (китовая, белая, 

молот) и кита (усатые, зубатые). Также узнали о растительном мире океанов и морей (ламинария, фитопланктон, морской латук, фукус и т.д.)

 

В результате наблюдений и опытов дети узнали о жизни обитателей аквариумов, чем морская вода отличается от пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять.

Узнали, что соль, как и снежинки, имеют кристаллическую форму. Рассмотрели кристаллы соли через лупу.

 

Дети с огромным интересом приступили к опыту. Сначала сделали морскую воду, затем на небольшой кусочек проволоки обмотали ниткой и опустили воду. В процессе испарения воды на проволоке «росли» кристаллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, дети.

 

   

 

 

3 этап. Презентация проекта.

 

 

  • Художественная выставка по проекту «Подводный мир»;
  • Совместная композиция «Удивительные морские глубины»;
  • Рассказы детей о морских животных;
  • Создание макета «морское дно»;
  • Изготовление коллективной  работы «рыбки в аквариуме»
 

4 этап. Анализ деятельности.

 

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного  превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации. Смогли реализовать свои творческие способности.

 

” Подводный мир”
Пролистать наверх