Доклад ” Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.

Автор: Чулкова Татьяна Александровна

воспитатель МБДОУ ” Теремок”

Доклад ” Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.

  

(слайд№1) Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи – является одной  из самых острых в современном образовании.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников.

Отсюда вытекает задача – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребёнка. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес. 

(слайд№2)Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй».

(слайд№3)Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Что же такое сторителлинг, и каким он бывает?

(слайд№4)    Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. 

(слайд№5)        Выделяют несколько видов педагогического  сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего  возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Активный сторителлинг – в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы. Например, мы говорим , к нам на занятие пришёл гном. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это активный сторителлинг,

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

(слайд№6)        В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:  

1.Вступление

  1. Развитие событий

3.Кульминация

4.Заключение.

Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из них.

1.Вступление должно быть коротким, здесь дети знакомятся с героем, где он живет, что делает? Далее  ставится проблема.   Варианты  вступления могут быть следующими:

  • Когда-то давным-давно…
  • Садитесь поближе, я вам расскажу…
  • Однажды…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Жили-были…
  • Это произошло темной и дождливой ночью…

2.Следующий элемент – Развитие события.

Эта часть дает возможность проникнуть в проблему, о котором рассказывается в вступлении. Здесь рассказывается о том, что произошло с героем.

  1. Кульминация– здесь появляется разрешение поставленной проблемы.. В конечном итоге находится решение .

4.Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков,54 картинки, которые погружают нас в мир фантазий и приключений. Оригинальные  «Кубики историй» можно сейчас заказать в сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решили разработать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей нашей группы. Наблюдая за детьми во время игры, я заметила, что детям нравится играть с кубиками. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и самостоятельной деятельности. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики, клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. 

(слайд№7)        Цель игры «Кубики историй»– обогащение устной речи, развитие у детей умения составлять рассказы.

Задачи:

  1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
  2.     Уточнять использование грамматических форм речи.
  3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Свои «Кубики историй» я поделила на группы 

(слайд№8)        Первая группа  – это набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном кубике  изображены только предметы, на другом – герои, на третьем – погодные явления и  т. д.)

Вторая группа – это тематические кубики, например, по теме «Времена года»

И третья группа – это разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.

В своей работе я использую несколько способов игры с «Кубиками историй».  Строю  работу от простого к сложному.

 (слайд№9)        1. Самый простой способ  –   использование «кубиков историй для обучения составлению фразы из 2 слов. Это можно использовать с детьми  начиная с младшего возраста.

Для этого берутся два кубика: 1 кубик – Существительное, второй – кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) или с изображением признаков предметов(красный, круглый и т. д.),Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», и  уточняем у ребенка, бывает ли такое.

(слайд№10)   2. Второй способ игры эффективен при ознакомлении детей по обучению составлению коротких рассказов (из нескольких предложений). Для этого я использую только кубики с картинками из одной категории, так чтобы на выпавших гранях мы увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Складываю отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебную коробочкук», трясём его и высыпаем кубики на стол. Затем помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. 3 способ –  Берем «волшебную коробочку» с кубиками разных категорий, хорошенько трясем его и высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используется  9 кубиков, что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Предлагаю детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминаю несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Например, «Хочу рассказать, как я…» или «Однажды….» 

Кубики историй” нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Иногда наши кубики «оживают» и начинается игра «Подвижные кубики». Детям нравится так бросать кубики, что бы они разлетались в разные стороны. Я использую этот момент и даю детям возможность подвигаться! Дети добираются до разлетевшихся кубиков разными способами допрыгивают, ползут – от одного кубика к другому и сочиняют историю!

На основе «кубиков историй» я изготовила несколько дидактических игр , в которые дети с удовольствием играют. С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю. 

(слайд№11)    Дидактическая игра «Времена года».  Игра состоит из четырёх кубов. На одном кубе , на гранях изображены четыре времени года , на трёх остальных, соответствующие картинки, для каждого времени года.  В этой игре бросается только один куб, на котором изображены времена года . Затем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба и называют время года, о котором будет рассказ. Далее дети подбирают соответствующие картинки этому времени года и составляют рассказ.

 

(слайд№12)    Дидактическая игра «Потешки на кубе»

 

На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб мы вместе с детьми рассматриваем верхнюю выпавшую сторону куба, и разучиваем соответствующую потешку. А далее дети, сами самостоятельно играют в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.

 

Техника сторителлинг широко применяется не только в развитии речи, при составлении каких либо историй или рассказов , но и  в речевой коррекции.

(слайд№13)   Дети очень любят играть в кубики  «Артикуляционная гимнастика.». Бросая кубик они выбирают упражнения для язычка, которые с удовольствием выполняют , глядя в зеркало. 

«Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков.  Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.

(слайд№14)   Взяв за основу «Кубики историй» я изготовила игру «Соты»

Цель игры:

Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова)

Ход: Выкладывается сота со схемой положения звука в слове. К ней подбираются соты с рисунком на определённый звук.

Материал:

Карточки в форме сот,на которых изображены:

Схемы месторасположения звука и различные картинки

 

Дидактическая игра «Гусеница»

 

Цель этой игры :

Упражнять в умении выделять первый и последний звуки в слове.

Гусеницу с  картинками надо выкладывать так: название изображения на круге должно начинаться с того же звука, которым заканчивается название предыдущего изображения. Например: арбуз – зонт – топор – роза и т. д.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи-  фонематический слух. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста:

 (слайд№15)   1.Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность , чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка

  1. Помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает гзапомнить материал3
  2. Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории

Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Какие же возможности дает сторителлинг?

Метод сторителлинга позволяет:

(слайд№16)   • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь дошкольников;
  • облегчить процесс запоминания сюжета.


(слайд№17)  Спасибо за внимание!  

 

Доклад ” Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.
Пролистать наверх