СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Автор: Шабалина Наталья Валериановна

директор ГБОУ Республики Марий Эл “Казанская школа-интернат”

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Н.В. Шабалина, 

директор ГБОУ Республики 

Марий Эл Казанская

 школа-интернат»

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования его  активной жизненной позиции.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно – социальное проектирование.

В образовательном учреждении реализуется   социально-педагогический  проект «Я, ты он, она – вместе дружная семья!». Проект         предполагает  правильно организованное  содействие  в образовательном  учреждении и других сообществах,  помогает осознанию детьми социальной значимости своей деятельности. А неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и детьми с интеллектуальными нарушениями,    ослабляют их социальную значимость, усугубляют   неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентоспособности  по сравнению с другими детьми. 

Актуальностью и позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем развития, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности педагога.  Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность. Через социальное проектирование удаётся   способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

     Свою задачу мы видим в организации  социально-педагогической   среды, включающей организованное предметно-игровое пространство, обеспечении условий для    развития всех видов деятельности.   Проект  построен    на     принципе  сотрудничества и взаимодействия, рассчитан на активное  участие  педагогов,   родителей   и сообществ  в  воспитательном процессе, имеет  возможность адаптировать традиционные формы работы                          к современным требованиям,      целям, открывает перспективы реализации новых технологий, способствующих реализации совместной работы взрослого и маленького человека. Главная проблема ребенка с интеллектуальными нарушениями состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и   взрослыми.  Поэтому в основу проекта положены следующие воспитательные методы: вовлечение в деятельность, стимулирование,  сотрудничество, доверие,  личный пример.

Целью проекта является – создание условий для социализации ребёнка с интеллектуальными нарушениями через построение социально-педагогической развивающей среды.

Предполагаемыми  результатами являются:

-для учащихся:  обретение опыта нравственного поведения и общения; расширение круга познавательных интересов и повышение качества обучения  учащихся;  снижение коммуникативных барьеров; приобретение навыков проектной деятельности; обретение школьниками опыта социальной  активной  деятельности.  

-для родителей: уменьшение факторов социально-психологической напряженности  в семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

-для педагогов: повышение познавательной  активности ребёнка с интеллектуальными нарушениями.

-для сообществ: формирование навыков общения с учащимися с ОВЗ; развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Одним из направлений реализации проекта,   можно выделить общешкольные мероприятия, целью которых является: обучение  умению общаться друг с другом,   взрослыми, обучение умению договариваться, извиняться и прощать друг  друга, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. Надеемся, что в процессе работы значительно увеличится  количество школьников, стремящихся проявить себя в добрых делах.  

Следующее направление – работа по  календарю  знаменательных дат, любимые праздники для детей. В результате участие дети обучаются  различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: умение  в приемлемых формах выражать свои эмоции,  сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях; формируется  правильная  самооценка,   происходит     коррекция и развитие  эмоциональных состояний. Школьники включены в активную   деятельность, а это помогает ребятам понять значимость своего дела.  

Участие   в  акциях,    неотъемлемая   часть   данного   проекта. Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений. Проводили акции –  «Посади дерево», «Окна победы», «Мы помним», «Георгиевская ленточка». Целью    проводимых    акций   является организация социально-значимой общественной деятельности школьников, что придает    значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг,  повышение социальной активности и гражданской ответственности через участие в  мероприятиях.

Традиционными стали тематические акции, целью которых является:  формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками, формирование представлений об окружающем мире и о себе, повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.).  Дети и педагоги  активно принимают участие в ежегодной акции «Город мастеров».  Часто это какое-то значимое событие или юбилейная дата в жизни нашего  государства.  Ребята предлагают идеи, собирают  материал  на определенную тему.  Учащиеся в таких проектах получают социальный позитивный опыт,   реализуют свой потенциал. «Каждой пичужке – наша кормушка» – ещё одна социальная акция, которую мы проводим каждую зиму.  Учащиеся поставили перед собой проблему: «Как помочь птицам выжить в зимних условиях?» Участие в данной акции формирует активную жизненную позицию в сфере экологической деятельности учащихся.

Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее положительное  эмоциональное состояние. Прием  наглядности и зрелищности   может обеспечиваться: специальной одеждой участников команды акции,  используют     плакатное, музыкальное  и иное оформление. Реализация указанных приемов  является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции. Проводимые акции, такие как «Юный эколог»,  «Берегите хлеб»   являются средством для развития.  Дети  не развиваются, будучи пассивными наблюдателями. Только через непосредственное участие они могут развивать способности и навыки, формировать стремления и достигать самоутверждения.  

Социальное воспитание  не может идти  вне жизни перемен нашего общества. Знакомим  детей  с событиями  нашей страны.   В поддержку наших олимпийцев   на   зимних    Олимпийских  играх провели акцию  «Верим в Россию. Вместе мы сила». Вместе с детьми пережили  лучшие моменты спортивных  состязаний  сборной  России и запечатлели  их в рисунках и поделках, провели  школьные  олимпийские игры с участием детей и взрослых.   

В рамках месячника гражданско-патриотического воспитания «Мое отечество»  прошла акция «Армейский чемоданчик».  Совместно с детьми и работниками школы была  организована   выставка   из  экспонатов   армейских будней;  выставка художественной литературы;  прошли классные часы по данному направлению. В память о погибших в блокадном Ленинграде  прошла акция «Свеча в окне»,  приняли  онлайн  участие и родители детей.

Акции относятся к технологиям непрямого воздействия, когда учащиеся и педагоги  участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания,  делают выводы, осваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность. Таким мероприятием является  ежегодная  традиционная   акция  «Вам, любимые!», целью является воспитание культуры поздравления,  осознание ценности семейных отношений.    В акции «Все вместе – взрослые и дети» реализуется принцип командности.    Акция – командная деятельность.   Усилиями одного человека ее реализовать невозможно.    В рамках данной акции проводились спортивные веселые эстафеты «Делай как я!», где каждый член команды   мог оказать поддержку другим участникам.  С целью знакомства с традициями русского народа проводились  мероприятия  «Веселая масленица». Каждый класс готовил информационную страничку о значении дней недели.  Элементы данных мероприятий дети в дальнейшем могут реализовать и в своей семье.   Важно  осознание детьми момент своего участия  и  его результат.  Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.   В рамках проведения  акции «Крымская весна» учащиеся  и  педагоги  школы  провели  флешмоб  «За Россию».  Детям всегда были и будут интересны мероприятия,   где взрослый участвует с ним на равных.
                Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.    Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – проходит через участие в конкретных разнообразных видах деятельности не только внутри учреждения,  но  и в  совместных мероприятиях с  учащимися   средней школы,   которые   стали   традиционными,   дружескими.

   Важное место в образовательном и воспитательном процессе  школы занимает библиотека. Детская библиотека является исключительно адаптивным социокультурным институтом. Библиотека связана с общекультурными и просветительскими традициями России.  Основная идея данных мероприятий  – интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение,   приобщение детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям,  привлечение школьников к социально-активной жизни.  Наши дети посещают не только библиотеку школы,   но и являются активными  участниками   совместных  мероприятий  в сельской библиотеке.

Дети нуждаются в социальном  пространстве   вне школы,  которое они могут воспринимать как свое собственное детское. На территории поселения находится КДЦ,  где   создана  социально-педагогическая  развивающая среда,   включающая  организованное предметно-игровое пространство,   отвечающее   социокультурным и индивидуальным   особенностям   детей  с особенностями развития и детей с нормой развития.  Совместные мероприятия учат детей быть толерантными друг к другу,  развиваются навыки коммуникации.   

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей.  В образовательном учреждении есть возможность, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через   организацию   встреч с интересными людьми нашей республики  –  интересно прошла встреча   и проведен мастер-класс по  скандинавской ходьбе.  Работники   передвижного  Планетария провели  заочную экскурсию     в звездное небо.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться.  Мы всегда говорим,  что у нас,  как  у  открытой школы, есть   круг взаимодействия.  Это   образовательные  и социальные   организации, волонтеры,   частные предприниматели   села,  района, республики,   которым    интересна жизнь наших детей.  Образовательное учреждение должно стать открытой системой.  Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность  деятельности; на совпадение интересов,          идей,  целей.  Частые встречи в школе  с представителями  полиции,   КПДН. Дети не опасаются людей в форме, прислушиваются к ним.  Такое  доверительное  общение поможет выстроить линию поведения в старшем возрасте.  Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность  за их обучение и воспитание. 

Цель работы современного педагога –  развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника,  а  также создание оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности школьника как гражданина и патриота России, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Сегодня  школьник погружен во взаимодействие,   взаимозависимость  процесса воспитания с социальной средой,    которые  находят свое отражение     на  уроках   и  занятиях  коррекционной  направленности   и  мероприятиях программы воспитания.  

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.       Используем следующие  методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации;   включение родителей в совместную деятельность дома;    практические консультации, направленные на социальное развитие  детей.   Работа с родителями осуществляется через проведение собраний, индивидуальных встреч, консультаций посредством сети Интернет.  

Работая  над проектом  можно сделать вывод, что реализация данных направлений развивает  следующие  умения     обучающихся:

– вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме, 

– позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, 

– повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, поселка, района.

Данный  проект  способствует вовлечению детей в полезную общественную  деятельность, накоплению   конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит социально-приемлемыми способами выражать своё отношение к окружающему.

 

 Литература:

1.Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 108 с.

  1. Галакова О. В. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2012. – №4. – С. 175-177.

3.Ивлякова Т. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика в России. — 2010. — № 4. — С. 48- 50.

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Пролистать наверх