Мастер класс «Физминутка на минутку, а здоровье на всю жизнь»

автор: Шелепень Ирина Геннадьевна

учитель физической культуры МБОУ “Прогимназия “Эврика”

Мастер класс «Физминутка на минутку, а здоровье на всю жизнь»

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЭВРИКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мастер класс 

«Физминутка на минутку, а  здоровье на всю жизнь»

Автор:

Шелепень И.Г.

Учитель физической культуры 

МБОУ «Прогимназия  «Эврика»

2022г.

  1. Организационно-мотивационный этап

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Здоровье детей это показатель крепкой, здоровой нации. 

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью, также как и воспитание нравственности и патриотизма, необходимо начинать с самого детства. 

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека закладывается в детские годы. 

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться, получить знания. А об укреплении  здоровья ребенка мало кто задумывается.

А может ли ребёнок хорошо учиться, если у него болит голова, организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

  1. Основная часть (погружение в тему)

 Обоснование проблемы. Упражнение  «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

– Коллеги, возьмите лист и нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 9 ценностей, настолько важных для вас, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, комфорт, любовь, семья, работа, здоровье и др.). 

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы снова подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка, и еще 3 слова. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их на доске. Если слова повторяются, то ставлю  плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например, 1 место — здоровье, 2 место — семья и т.д.)   Обсудить проблему

– Как вы считаете, без чего человек не может достичь названных вами ценностей?                 (Варианты ответов).

2.1. Обоснование проблемы.

У меня к вам вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем друг друга словом «здравствуйте»? Ответы 

– Наши предки говорили «Здравы буде», военные говорят «Здравия желаю». Наверное, потому, что здоровье для человека во все времена самая главная ценность. Без здоровья трудно достичь чего-либо в жизни. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Вопрос: – Как вы считаете, что такое здоровье?

Ответы учителей…

– «Здоровым» может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей среде. 

У меня к вам вопрос. Если наше здоровье наполовину зависит от нас самих, значит, можно что-то делать для его укрепления. 

 А что может сделать учитель во время урока для сохранения и укрепления здоровья своих учеников?

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов: Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на сохранение здоровья                       

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»

И он дает такую классификацию здоровьесберегающим технологиям:

Медико-гигиенические. Физкультурно-оздоровительные 

Образовательные. Социально-психологические

Одним из условий гармоничного развития личности учащегося является двигательная активность. 

В дошкольных учреждениях ребенок находиться в комфортных условиях здоровьясбережения: ….

Но после поступления в школу, на детский организм возрастает нагрузка, как физическая, так и психологическая.

Для усвоения школьной программы учащимся, необходима повышенная умственная работоспособность, а длительное сидение за партой, наоборот, приводят к ухудшению снабжения мозга кислородом, снижению работоспособности всего организма, замедлению процессов восстановления. Постоянное состояние умственного и физического напряжения,  может привести к ухудшению самочувствия. 

 А можно ли хорошо учиться и при этом не потерять здоровье?

Вопрос:  Коллеги, какие признаки утомления вы наблюдаете у ваших учеников? 

Ответы учителей…..  (записываю на доске)

Признаки утомления у учащихся 1-2 классов появляются через 12-15 минут.  У 3-4-х классов через 15-20 минут. 

Вот и я у вас наблюдаю признаки утомления…

Уважаемые коллеги, сядьте прямо, выпрямите спину, ноги согните в коленях. 

1.Наклоны головы

  1. Плечи
  2. Наклоны, повороты туловища
  3. Ноги

Несколько минут отдыха в середине урока помогут снять напряжение, слегка размяться, сменить вид деятельности, повысят настроение и работоспособность. 

Учителя, особенно начальных классов, прекрасно знают о важности и пользе физкультминуток, которые необходимо проводить на уроке в соответствии с требованиями САНпинов. Однако, как показывает практика, проводятся они далеко не на всех уроках, особенно в старших классах.

В зависимости от вида и типа уроков в физкультминутки можно включать: 

массаж пальцев, 

пальчиковые игры, 

упражнения для формирования осанки, 

двигательно-речевые физкультминутки, 

упражнения для глаз, 

подвижные дидактические игры, 

упражнения на реакцию, 

элементы ритмичной гимнастики и т.д. 

В течение урока можно проводить по 2-3 минутки здоровья.

Первый класс. Период обучения грамоте, письму и математике. Дети учатся читать и писать. Как важно все сделать правильно: поставить малышу руку, что бы почерк был красивым, аккуратным, четким. 

Все перечисленное напрямую связано с нервными окончаниями на кончиках пальцев. Здесь очень важны упражнения для укрепления рук, кисти и пальцев. 

  1. Упражнение с массажем пальцев: 

Поднимите правую руку. Массируем каждый палец. – Этот пальчик маленький. Этот пальчик слабенький. Этот пальчик средненький. Этот пальчик длинненький. Этот пальчик толстячок. А все вместе кулачок. Выполним сжимание и разжимание пальцев рук. 

Тоже самое можно выполнить и на левой руке. 

  1. Ещё одно упражнение для развития моторики руки: упражнение с мячиком (шишкой)
  2. Упражнения пальчиковой гимнастики со слайда

Ещё один очень важный комплекс упражнений – Гимнастика для глаз.   (снимает глазное напряжение, укрепляет глазные мышцы).

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ   «Весёлая неделька» 

(Во время выполнения упражнений работают только глаза. Голова находится прямо и неподвижно)

Всю неделю по – порядку, Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, (поднимите глаза вверх)

Вниз посмотрят на траву (вниз)  И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем.

 

Примером веселой физминутки для снятия общего напряжения может стать интересный видеоролик, например «Капитан Краб». Ученики 1-2 классов с большим удовольствием выполняют разминку с ним.

Второй, третий   класс. Здесь уже важна концентрация для выполнения конкретной задачи. 

Формировать пространственное мышление и ориентирование, работать над координацией движений и умение сфокусироваться на задании – в этом помогают физкультминутки.

С младшими школьниками все понятно. Они еще с удовольствием выполняют любые упражнения. А вот с учащимися старших классов все намного сложнее. 

Вопрос: Коллеги, как вы считаете, нужны ли физкультминутки старшим школьникам?

Ответы учителей….. Нужны, но они не будут делать…

– Считаю, что для старшеклассников физкультминутки необходимы не меньше, чем младшим школьникам. 

В 12-15 лет организм ребенка еще не полностью сформирован, ещё не совсем крепкие кости, мышцы. Подростки уже не дети, но ещё и не взрослые. Начинается серьезная перестройка организма. 

Частые головные боли, перепады давления, усталость и многое другое. Отсюда смена настроения и нежелание что-либо делать. 

У меня к вам вопрос: Какие на ваш взгляд упражнения могут заинтересовать старшеклассников?

Ответы учителей….

– Я думаю, что для учащихся среднего и старшего звена необходимы те же упражнения, что и для младших школьников:  

по укреплению осанки и зрения, 

отдых для позвоночника, 

упражнения для ног, 

релаксационные упражнения для мимики лица

дыхательная гимнастика. 

Но преподнести эти упражнения нужно на их уровне: мышления, интересов, психологических характеристик возраста. Так же немаловажен психологический климат на уроке. Умение шуткой снять  напряженную работу в классе. В какой-то момент включить музыку. 

Один из сложный школьных предметов –  это математика. Не всем учащимся она дается легко.  Математика требует постоянного внимания, логического мышления, активной работы мозга.

И здесь упражнения физкультминутки можно соотнести например, с темами уроков.

Я  вам приведу несколько примеров

  1. Так, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, для закрепления  материала и проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: 

– если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; 

– если отрицательное – влево. 

  1. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Их можно соотнести с изучаемыми на уроках темами.

Например:

1) «Координатная плоскость»  — движения глаз вверх-вниз, вправо-влево.

2) «Окружность» или «Поворот точки вокруг начала координат» — вращение глазами по часовой стрелке и против.

3) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

4) Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка» также проводятся с целью снятия зрительного напряжения. 

Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8. 

Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞

5) Интересны для ребят старшего школьного возраста и упражнения на релаксацию. Например, упражнение «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. 

          Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз. 

Эти упражнения для урока математики можно применять и на других уроках, адаптировав их для своего предмета. И я думаю, что старшеклассники с удовольствием выполнят и танцевальную разминку под интересную им музыку. Устройте конкурс на лучшую физкультминутку.

Уважаемые коллеги, наша задача научить ребят заботиться о своем здоровье. 

Научить их делать небольшой отдых во время напряженной работы. 

Ваши усилия принесут свои плоды и в качестве усвоения материала и в укрепление здоровья школьников, и сдаче ОГЭ и ЕГЭ

А сейчас еще одна веселая разминка для поднятия настроения.

Благодарю всех за плодотворное сотрудничество. Здравы буде!

Мастер класс «Физминутка на минутку, а здоровье на всю жизнь»
Пролистать наверх