автор: Шелепень Ирина Геннадьевна
учитель физической культуры МБОУ “Прогимназия “Эврика”
Мастер класс «Физминутка на минутку, а здоровье на всю жизнь»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЭВРИКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мастер класс
«Физминутка на минутку, а здоровье на всю жизнь»
Автор:
Шелепень И.Г.
Учитель физической культуры
МБОУ «Прогимназия «Эврика»
2022г.
- Организационно-мотивационный этап
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Здоровье детей это показатель крепкой, здоровой нации.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью, также как и воспитание нравственности и патриотизма, необходимо начинать с самого детства.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека закладывается в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться, получить знания. А об укреплении здоровья ребенка мало кто задумывается.
А может ли ребёнок хорошо учиться, если у него болит голова, организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
- Основная часть (погружение в тему)
Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
– Коллеги, возьмите лист и нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите 9 ценностей, настолько важных для вас, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, комфорт, любовь, семья, работа, здоровье и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и может упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы снова подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка, и еще 3 слова. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их на доске. Если слова повторяются, то ставлю плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место — здоровье, 2 место — семья и т.д.) Обсудить проблему
– Как вы считаете, без чего человек не может достичь названных вами ценностей? (Варианты ответов).
2.1. Обоснование проблемы.
У меня к вам вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем друг друга словом «здравствуйте»? Ответы
– Наши предки говорили «Здравы буде», военные говорят «Здравия желаю». Наверное, потому, что здоровье для человека во все времена самая главная ценность. Без здоровья трудно достичь чего-либо в жизни. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Вопрос: – Как вы считаете, что такое здоровье?
Ответы учителей…
– «Здоровым» может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей среде.
У меня к вам вопрос. Если наше здоровье наполовину зависит от нас самих, значит, можно что-то делать для его укрепления.
А что может сделать учитель во время урока для сохранения и укрепления здоровья своих учеников?
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов: Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на сохранение здоровья
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»
И он дает такую классификацию здоровьесберегающим технологиям:
Медико-гигиенические. Физкультурно-оздоровительные
Образовательные. Социально-психологические
Одним из условий гармоничного развития личности учащегося является двигательная активность.
В дошкольных учреждениях ребенок находиться в комфортных условиях здоровьясбережения: ….
Но после поступления в школу, на детский организм возрастает нагрузка, как физическая, так и психологическая.
Для усвоения школьной программы учащимся, необходима повышенная умственная работоспособность, а длительное сидение за партой, наоборот, приводят к ухудшению снабжения мозга кислородом, снижению работоспособности всего организма, замедлению процессов восстановления. Постоянное состояние умственного и физического напряжения, может привести к ухудшению самочувствия.
А можно ли хорошо учиться и при этом не потерять здоровье?
Вопрос: Коллеги, какие признаки утомления вы наблюдаете у ваших учеников?
Ответы учителей….. (записываю на доске)
Признаки утомления у учащихся 1-2 классов появляются через 12-15 минут. У 3-4-х классов через 15-20 минут.
Вот и я у вас наблюдаю признаки утомления…
Уважаемые коллеги, сядьте прямо, выпрямите спину, ноги согните в коленях.
1.Наклоны головы
- Плечи
- Наклоны, повороты туловища
- Ноги
Несколько минут отдыха в середине урока помогут снять напряжение, слегка размяться, сменить вид деятельности, повысят настроение и работоспособность.
Учителя, особенно начальных классов, прекрасно знают о важности и пользе физкультминуток, которые необходимо проводить на уроке в соответствии с требованиями САНпинов. Однако, как показывает практика, проводятся они далеко не на всех уроках, особенно в старших классах.
В зависимости от вида и типа уроков в физкультминутки можно включать:
массаж пальцев,
пальчиковые игры,
упражнения для формирования осанки,
двигательно-речевые физкультминутки,
упражнения для глаз,
подвижные дидактические игры,
упражнения на реакцию,
элементы ритмичной гимнастики и т.д.
В течение урока можно проводить по 2-3 минутки здоровья.
– Первый класс. Период обучения грамоте, письму и математике. Дети учатся читать и писать. Как важно все сделать правильно: поставить малышу руку, что бы почерк был красивым, аккуратным, четким.
Все перечисленное напрямую связано с нервными окончаниями на кончиках пальцев. Здесь очень важны упражнения для укрепления рук, кисти и пальцев.
- Упражнение с массажем пальцев:
Поднимите правую руку. Массируем каждый палец. – Этот пальчик маленький. Этот пальчик слабенький. Этот пальчик средненький. Этот пальчик длинненький. Этот пальчик толстячок. А все вместе кулачок. Выполним сжимание и разжимание пальцев рук.
Тоже самое можно выполнить и на левой руке.
- Ещё одно упражнение для развития моторики руки: упражнение с мячиком (шишкой)
- Упражнения пальчиковой гимнастики со слайда
Ещё один очень важный комплекс упражнений – Гимнастика для глаз. (снимает глазное напряжение, укрепляет глазные мышцы).
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ «Весёлая неделька»
(Во время выполнения упражнений работают только глаза. Голова находится прямо и неподвижно)
Всю неделю по – порядку, Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, (поднимите глаза вверх)
Вниз посмотрят на траву (вниз) И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем.
Примером веселой физминутки для снятия общего напряжения может стать интересный видеоролик, например «Капитан Краб». Ученики 1-2 классов с большим удовольствием выполняют разминку с ним.
Второй, третий класс. Здесь уже важна концентрация для выполнения конкретной задачи.
Формировать пространственное мышление и ориентирование, работать над координацией движений и умение сфокусироваться на задании – в этом помогают физкультминутки.
С младшими школьниками все понятно. Они еще с удовольствием выполняют любые упражнения. А вот с учащимися старших классов все намного сложнее.
Вопрос: Коллеги, как вы считаете, нужны ли физкультминутки старшим школьникам?
Ответы учителей….. Нужны, но они не будут делать…
– Считаю, что для старшеклассников физкультминутки необходимы не меньше, чем младшим школьникам.
В 12-15 лет организм ребенка еще не полностью сформирован, ещё не совсем крепкие кости, мышцы. Подростки уже не дети, но ещё и не взрослые. Начинается серьезная перестройка организма.
Частые головные боли, перепады давления, усталость и многое другое. Отсюда смена настроения и нежелание что-либо делать.
У меня к вам вопрос: Какие на ваш взгляд упражнения могут заинтересовать старшеклассников?
Ответы учителей….
– Я думаю, что для учащихся среднего и старшего звена необходимы те же упражнения, что и для младших школьников:
по укреплению осанки и зрения,
отдых для позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица
дыхательная гимнастика.
Но преподнести эти упражнения нужно на их уровне: мышления, интересов, психологических характеристик возраста. Так же немаловажен психологический климат на уроке. Умение шуткой снять напряженную работу в классе. В какой-то момент включить музыку.
Один из сложный школьных предметов – это математика. Не всем учащимся она дается легко. Математика требует постоянного внимания, логического мышления, активной работы мозга.
И здесь упражнения физкультминутки можно соотнести например, с темами уроков.
Я вам приведу несколько примеров
- Так, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, для закрепления материала и проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание:
– если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо;
– если отрицательное – влево.
- Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Их можно соотнести с изучаемыми на уроках темами.
Например:
1) «Координатная плоскость» — движения глаз вверх-вниз, вправо-влево.
2) «Окружность» или «Поворот точки вокруг начала координат» — вращение глазами по часовой стрелке и против.
3) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
4) Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка» также проводятся с целью снятия зрительного напряжения.
Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞
5) Интересны для ребят старшего школьного возраста и упражнения на релаксацию. Например, упражнение «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса.
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз.
Эти упражнения для урока математики можно применять и на других уроках, адаптировав их для своего предмета. И я думаю, что старшеклассники с удовольствием выполнят и танцевальную разминку под интересную им музыку. Устройте конкурс на лучшую физкультминутку.
Уважаемые коллеги, наша задача научить ребят заботиться о своем здоровье.
Научить их делать небольшой отдых во время напряженной работы.
Ваши усилия принесут свои плоды и в качестве усвоения материала и в укрепление здоровья школьников, и сдаче ОГЭ и ЕГЭ
А сейчас еще одна веселая разминка для поднятия настроения.
Благодарю всех за плодотворное сотрудничество. Здравы буде!