Методическая разработка внеклассного мероприятия “Путешествие в царство Ямал Ири” Шелепень Ирина Геннадьевна

автор: Шелепень Ирина Геннадьевна

учитель физической культуры МБОУ “Прогимназия “Эврика”, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Методическая разработка внеклассного мероприятия “Путешествие в царство Ямал Ири”

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРГОМНАЗИЯ «ЭВРИКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕТОПРЕДМЕТНОГО СПОРТИВНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ
     

«ПУТЕШЕСТВИЕ

 В ЦАРСТВО ЯМАЛ ИРИ»

 

Автор:

Шелепень Ирина Геннадьевна, 

учитель физической культуры, 

МБОУ «Прогимназия «Эврика»

ЯНАО, г.Муравленко

Актуальность. 

Воспитание любви к родному краю никогда не потеряет своей актуальности. Изучение традиций и обычаев края, где мы проживаем,  познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями,  способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к своей малой Родине, и в целом, к своей стране.

Мы живём на Ямале. В крае снега и вечной мерзлоты, в крае рек и озёр. Но здесь мы – всего лишь гости, а гости должны уважать культуру, обычаи, традиции хозяев. На многих учебных предметах в начальной школе, а также на внеклассных занятиях изучаются темы с использованием краеведческого материала. Физическая культура – не исключение. На уроках используются хантейские игр и упражнения, элементы некоторых видов северного многоборья.  

Возможно ли на уроке физической культуры познакомиться с хантейским дедом Морозом? Узнать названия рек на хантейском языке? Вспомнить животных, обитающих в тундре? Прокатиться на олене? А ещё и собрать рюкзак для путешествия? Конечно ДА. Всё возможно. Метапредметная игра «Путешествие в царство Ямал Ири» поможет вам в этом. 

Цель: создание условий для пропаганды физической культуры и спорта, как наиболее действенного фактора по укреплению здоровья в условиях проживания на Крайнем Севере; содействовать обогащению знаний детей о родном крае, повышению физических качеств.

Задачи: 

  1. развивать спортивные качества у учеников: ловкость, смелость, уверенность в себе;
  2. укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и формированию организма;
  3. воспитывать у детей положительные морально-волевые и физические качества; чувства коллективизма, дружелюбия и поддержки;
  4. способствовать расширению кругозора детей.

 

Оформление спортивного зала:

Название игры (на футбольных воротах), ёлки, еловые ветки. Рисунки с изображением Ямал Ири (деда Мороза).

Команды:

У каждой команды на груди наклеены рисунки с животными (травоядные и хищники.

Инвентарь:

  1. Рюкзак, и всё, что можно взять в поход (карта, компас, топор, крупы, спички, соль и тд. А также лишние предметы) – 2 комплекта
  2. Фитболы с ручками – 2 шт.
  3. Бревно гимнастическое напольное  – 2 шт
  4. Конусы
  5. Кольца для метания – 6 шт
  6. Доска магнитная
  7. Картинки подсказки
  8. Модули – 2 шт

 

ХОД ИГРЫ

 

ВЕДУЩИЙ:

Со всех дворов зовем гостей.

Чем больше, тем и веселей

Что у нас тут приключилось?

Вы узнаете сейчас:

Спортзал наш в тундру превратился

И позвал он в гости нас.

 

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые зрители! Добрый день, уважаемые участники! Добро пожаловать на увлекательную игру «Путешествие в царство Ямал Ири». Ребята, а кто такой Ямал Ири?

ДЕТИ: Это Дед Мороз!  

ВЕДУЩИЙ: Правильно, Ямал Ири – это Ямальский дед мороз. 

Есть такая легенда. Ямальский Дед Мороз Ямал Ири появился на свет вместе с рождением ямальской тундры и Полярного Урала. Наделен он волшебной силою, переданной ему добрыми духами Севера.

Большую часть времени Ямал Ири проводит в трудах и заботах в своей резиденции в поселке Горнокнязевск. Просыпается рано утром, умывается ледяной водой, облачается в малицу и выходит на прогулку по своим сказочным владениям.

Всегда берет собой волшебный посох, изготовленный из весла и украшенный хантейским орнаментом. Если у вас есть заветное желание, и вы прикоснетесь к этому посоху, то оно обязательно сбудется.

Еще одним сказочным атрибутом Дедушки Севера является волшебный бубен. Бубен для Ямал Ири – это голос из волшебного мира. Бубен помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых – добрее.

 

ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите, а в каком регионе мы с вами живем?

ДЕТИ: на севере, на Ямале.

ВЕДУЩИЙ: Правильно, мы живем на Ямале. Нас окружает тундра, тайга.

ВЕДУЩИЙ: А какие коренные жители населяют наш край?

ДЕТИ: ханты, ненцы.

ВЕДУЩИЙ: Какие вы молодцы, все знаете! А какие животные живут в  тундре?

ДЕТИ: …перечисляют.

ВЕДУЩИЙ: А как вы думает, мы можем их назвать такими словами: Хищники и Травоядные?

ДЕТИ: Да!

ВЕДУЩИЙ: Здорово! Тогда сегодня вы соревнуетесь двумя командами, это Хищники и Травоядные. Согласны? 

ДЕТИ: Да!

ВЕДУЩИЙ: Ну вот, мы и узнаем, кто же сильный в тундре, Хищники или Травоядные?!

ВЕДУЩИЙ:  Итак, все гости собрались,

                        Спортсмены заждались.

                        Наш праздник начинается, команды представляются.

 

Приветствие команды «Травоядные»

Мы – команда «Травоядных»,

Все красивы и стройны.

Ну а шансы на победу

У нас сегодня велики!

 

Приветствие команды «Хищники»

Хоть с виду мы и грозные,  

В душе мы очень добрые.

Травоядным всем привет,  

Не уйти нам без побед!

 

ВЕДУЩИЙ: Как же много у нас в тундре живет зверей!

Здесь и Заяц, и Лисица, и Куница, и Олень, 

Белка, Лось, и Волк, и мишки, Белый, Бурый, Горностай,  

и Бобёр, и Росомаха, Лемминг, Соболь, и Ондатра,  

и конечно Бурундук. 

Да, зверей не мало тут.

 

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а что едят хищники?…  А что травоядные? … Итак,  та команда, которая выполняет задание правильно и быстро, получает … яблоко или кость!

 

ВЕДУЩИЙ: Ну что, вы готовы начать наше путешествие? 

ДЕТИ: Да!

ВЕДУЩИЙ: Тогда в путь! Сегодня мы с вами отправимся в поход, за  сокровищами, и нам предстоит пройти много испытаний. Но, перед тем как отправиться в путешествие, что мы должны с вами сделать? Собрать…

ДЕТИ: Рюкзаки!

 

ПЕРВОЕ испытание

ВЕДУЩИЙ. Ну конечно, собрать рюкзаки! Какой же поход без рюкзака! И положить в него нужно самое необходимое, то, что нам может пригодиться в путешествии. Итак, первое испытание – «Укладка рюкзака». 

Ваша задача:  каждый участник с рюкзаком на плечах подбегает к обручу, где лежит множество предметов, выбирает самый на его взгляд необходимый в походе предмет, кладёт его в рюкзак и передаёт следующему участнику своей команды.

Итак, раз, два, три, начни!

Инвентарь: 2 обруча, 2 рюкзака, 2 компаса, 2 карты, 2 бинта, 2 коробка спичек, 2 мотка верёвки, 2 консервы, 2 топора, 2 кружки, 2 доширака, 2 мешочка конфет, 2 пачки чипсов, 2 игрушки.

ВЕДУЩИЙ: Так, посмотрим, что взяли «Травоядные»….

                      А что же взяли с собой в поход «Хищники»!…

ВЕДУЩИЙ: Ну что, в этом конкурсе победили… Ловите…

А …, не расстраивайтесь, наше путешествие только начинается! 

 

ВТОРОЕ испытание «Оленьи бега»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите, а как ханты,  ненцы  передвигаются по тундре?

ДЕТИ: на оленях!

ВЕДУЩИЙ: Правильно, на оленях, на оленьих упряжках.  Итак, наше второе испытание  называется «Оленьи бега». Вам надо допрыгать на мяче до конуса, катнуть мяч обратно к команде и ждать всю команду у конуса.

Итак, раз, два, три, начни!

Инвентарь: 2 фитбола, 4 конуса

 

ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите… 

 

ТРЕТЬЕ испытание «Переправа через реку Пякупур»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а вы знаете, сколько у нас на Ямале озёр и рек?  Всего на территории округа насчитывают около 300 тысяч озер и 48 тысяч рек. Самые большие из них Обь, Пур, Таз, Надым. А сколько болот?.. Тоже очень много!… Вот и на нашем пути встретилось топкое болото и холодная северная река Пякупур. Реку мы можем преодолеть по бревну, а через болото пройдем по кочкам.

ВЕДУЩИЙ: Вам необходимо пройти по бревну и не упасть в холодную реку, прыгать по кочкам, и не попасть в трясину! 

Итак, раз, два, три, начни!

 

Инвентарь: 2 бревна, 8 гимнастических матов, 2 ленты-кочки.

ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите… 

 

ЧЕТВЁРТОЕ испытание «Поймай оленя» (конкурс капитанов)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто-нибудь из вас видел соревнования хантов на дне оленеводов? Здорово! А как они соревновались?

ВЕДУЩИЙ: А сейчас у нас конкурс капитанов! Вот мы и посмотрим, у какой команды самый ловкий капитан. Ваша задача – поймать оленя! Вот вам «олень» (конус с палкой), а вам лассо (кольцо). Необходимо вначале перепрыгнуть через нарты (это модули), и набросить кольца на палку 

Итак, раз, два, три, начни!

. У вас три попытки. Не торопитесь, вам обязательно надо поймать оленя!

Инвентарь:  4 прямоугольных модуля, 2 конуса с палкой, 6 колец.

ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки самый ловкий оказался капитан команды…. Ловите… 

 

ПЯТОЕ испытание «Загадки дедушки Ямал Ири»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, наш ямальский дед мороз, Ямал Ири, он такой выдумщик. Он попросил меня загадать вам загадки. Но загадки не простые, они хантейские! Все они связаны с природой нашего северного края. Загадки сложные, поэтому слушайте внимательно. Но я  вам немного помогу. На доске есть подсказки. 

    1. На тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится. (Летнее солнце)
    2. С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)
    3. Белые олени без рогов и копыт по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака)
    4. От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – плачут и растут. (Сосульки)
    5. Мягок, а не пух. Зелен, а не трава (Мох)
    6. Днем и ночью дрожит, всего боится (Заяц)
    7. Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (Гриб) 
  •  Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит (Лёд)

Инвентарь:  доска маркерная, картинки с ответами, магниты, маркеры

ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но больше загадок отгадала команда… Ловите… 

 

ШЕСТОЕ испытание «Сказочный лабиринт»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, на нашем пути снова возникло препятствие! Но вы такие смелые, сильные и ловкие, вы его быстро преодолеете! 

Участники каждый по очереди проходят лабиринт, встают у конуса. Кто быстрее – тот и выиграл. 

Итак, раз, два, три, начни!

Инвентарь: 4 прямоугольных модуля, 2 лабиринта, маты, 2 скамьи

ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите… 

 

СЕДЬМОЕ испытание «Ямал Ири» (без учета результатов)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, нам с вами выпало столько испытаний, и вы их все преодолели.  Но Ямал Ири, он же выдумщик, вы помните? И чтобы получить сокровище, надо сделать маленькую поделку. Перед вами лежат заготовки, вам необходимо их склеить. И вы увидите, что получилось.

Пока жюри подводит итоги, дети делают фигурку Ямал Ири на память.

Инвентарь: клей 16 шт., 16 файлов, 16 заготовок, 2 больших, готовых Ямал Ири для примера, 2 скамейки.

 

ВЕДУЩИЙ. Вот и подошло к концу наше путешествие за сокровищем в северном царстве Ямал Ири. Кто-то победил, кто-то проиграл. Но мы все оказались в выигрыше, потому что каждый из нас нашел свою частичку добра, укрепил свою дружбу, испытал себя на прочность. И каждый из Нас приобрёл профессию путешественника и кладоискателя. МОЛОДЦЫ! До новых встреч!

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия “Путешествие в царство Ямал Ири” Шелепень Ирина Геннадьевна
Пролистать наверх