автор: Шелепень Ирина Геннадьевна
учитель физической культуры МБОУ “Прогимназия “Эврика”, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ
Методическая разработка внеклассного мероприятия “Путешествие в царство Ямал Ири”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРГОМНАЗИЯ «ЭВРИКА» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕТОПРЕДМЕТНОГО СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ |
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЯМАЛ ИРИ» |
Автор:
Шелепень Ирина Геннадьевна,
учитель физической культуры,
МБОУ «Прогимназия «Эврика»
ЯНАО, г.Муравленко
Актуальность.
Воспитание любви к родному краю никогда не потеряет своей актуальности. Изучение традиций и обычаев края, где мы проживаем, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к своей малой Родине, и в целом, к своей стране.
Мы живём на Ямале. В крае снега и вечной мерзлоты, в крае рек и озёр. Но здесь мы – всего лишь гости, а гости должны уважать культуру, обычаи, традиции хозяев. На многих учебных предметах в начальной школе, а также на внеклассных занятиях изучаются темы с использованием краеведческого материала. Физическая культура – не исключение. На уроках используются хантейские игр и упражнения, элементы некоторых видов северного многоборья.
Возможно ли на уроке физической культуры познакомиться с хантейским дедом Морозом? Узнать названия рек на хантейском языке? Вспомнить животных, обитающих в тундре? Прокатиться на олене? А ещё и собрать рюкзак для путешествия? Конечно ДА. Всё возможно. Метапредметная игра «Путешествие в царство Ямал Ири» поможет вам в этом.
Цель: создание условий для пропаганды физической культуры и спорта, как наиболее действенного фактора по укреплению здоровья в условиях проживания на Крайнем Севере; содействовать обогащению знаний детей о родном крае, повышению физических качеств.
Задачи:
- развивать спортивные качества у учеников: ловкость, смелость, уверенность в себе;
- укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и формированию организма;
- воспитывать у детей положительные морально-волевые и физические качества; чувства коллективизма, дружелюбия и поддержки;
- способствовать расширению кругозора детей.
Оформление спортивного зала:
Название игры (на футбольных воротах), ёлки, еловые ветки. Рисунки с изображением Ямал Ири (деда Мороза).
Команды:
У каждой команды на груди наклеены рисунки с животными (травоядные и хищники.
Инвентарь:
- Рюкзак, и всё, что можно взять в поход (карта, компас, топор, крупы, спички, соль и тд. А также лишние предметы) – 2 комплекта
- Фитболы с ручками – 2 шт.
- Бревно гимнастическое напольное – 2 шт
- Конусы
- Кольца для метания – 6 шт
- Доска магнитная
- Картинки подсказки
- Модули – 2 шт
ХОД ИГРЫ
ВЕДУЩИЙ:
Со всех дворов зовем гостей.
Чем больше, тем и веселей
Что у нас тут приключилось?
Вы узнаете сейчас:
Спортзал наш в тундру превратился
И позвал он в гости нас.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые зрители! Добрый день, уважаемые участники! Добро пожаловать на увлекательную игру «Путешествие в царство Ямал Ири». Ребята, а кто такой Ямал Ири?
ДЕТИ: Это Дед Мороз!
ВЕДУЩИЙ: Правильно, Ямал Ири – это Ямальский дед мороз.
Есть такая легенда. Ямальский Дед Мороз Ямал Ири появился на свет вместе с рождением ямальской тундры и Полярного Урала. Наделен он волшебной силою, переданной ему добрыми духами Севера.
Большую часть времени Ямал Ири проводит в трудах и заботах в своей резиденции в поселке Горнокнязевск. Просыпается рано утром, умывается ледяной водой, облачается в малицу и выходит на прогулку по своим сказочным владениям.
Всегда берет собой волшебный посох, изготовленный из весла и украшенный хантейским орнаментом. Если у вас есть заветное желание, и вы прикоснетесь к этому посоху, то оно обязательно сбудется.
Еще одним сказочным атрибутом Дедушки Севера является волшебный бубен. Бубен для Ямал Ири – это голос из волшебного мира. Бубен помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых – добрее.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите, а в каком регионе мы с вами живем?
ДЕТИ: на севере, на Ямале.
ВЕДУЩИЙ: Правильно, мы живем на Ямале. Нас окружает тундра, тайга.
ВЕДУЩИЙ: А какие коренные жители населяют наш край?
ДЕТИ: ханты, ненцы.
ВЕДУЩИЙ: Какие вы молодцы, все знаете! А какие животные живут в тундре?
ДЕТИ: …перечисляют.
ВЕДУЩИЙ: А как вы думает, мы можем их назвать такими словами: Хищники и Травоядные?
ДЕТИ: Да!
ВЕДУЩИЙ: Здорово! Тогда сегодня вы соревнуетесь двумя командами, это Хищники и Травоядные. Согласны?
ДЕТИ: Да!
ВЕДУЩИЙ: Ну вот, мы и узнаем, кто же сильный в тундре, Хищники или Травоядные?!
ВЕДУЩИЙ: Итак, все гости собрались,
Спортсмены заждались.
Наш праздник начинается, команды представляются.
Приветствие команды «Травоядные»
Мы – команда «Травоядных»,
Все красивы и стройны.
Ну а шансы на победу
У нас сегодня велики!
Приветствие команды «Хищники»
Хоть с виду мы и грозные,
В душе мы очень добрые.
Травоядным всем привет,
Не уйти нам без побед!
ВЕДУЩИЙ: Как же много у нас в тундре живет зверей!
Здесь и Заяц, и Лисица, и Куница, и Олень,
Белка, Лось, и Волк, и мишки, Белый, Бурый, Горностай,
и Бобёр, и Росомаха, Лемминг, Соболь, и Ондатра,
и конечно Бурундук.
Да, зверей не мало тут.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а что едят хищники?… А что травоядные? … Итак, та команда, которая выполняет задание правильно и быстро, получает … яблоко или кость!
ВЕДУЩИЙ: Ну что, вы готовы начать наше путешествие?
ДЕТИ: Да!
ВЕДУЩИЙ: Тогда в путь! Сегодня мы с вами отправимся в поход, за сокровищами, и нам предстоит пройти много испытаний. Но, перед тем как отправиться в путешествие, что мы должны с вами сделать? Собрать…
ДЕТИ: Рюкзаки!
ПЕРВОЕ испытание
ВЕДУЩИЙ. Ну конечно, собрать рюкзаки! Какой же поход без рюкзака! И положить в него нужно самое необходимое, то, что нам может пригодиться в путешествии. Итак, первое испытание – «Укладка рюкзака».
Ваша задача: каждый участник с рюкзаком на плечах подбегает к обручу, где лежит множество предметов, выбирает самый на его взгляд необходимый в походе предмет, кладёт его в рюкзак и передаёт следующему участнику своей команды.
Итак, раз, два, три, начни!
Инвентарь: 2 обруча, 2 рюкзака, 2 компаса, 2 карты, 2 бинта, 2 коробка спичек, 2 мотка верёвки, 2 консервы, 2 топора, 2 кружки, 2 доширака, 2 мешочка конфет, 2 пачки чипсов, 2 игрушки.
ВЕДУЩИЙ: Так, посмотрим, что взяли «Травоядные»….
А что же взяли с собой в поход «Хищники»!…
ВЕДУЩИЙ: Ну что, в этом конкурсе победили… Ловите…
А …, не расстраивайтесь, наше путешествие только начинается!
ВТОРОЕ испытание «Оленьи бега»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите, а как ханты, ненцы передвигаются по тундре?
ДЕТИ: на оленях!
ВЕДУЩИЙ: Правильно, на оленях, на оленьих упряжках. Итак, наше второе испытание называется «Оленьи бега». Вам надо допрыгать на мяче до конуса, катнуть мяч обратно к команде и ждать всю команду у конуса.
Итак, раз, два, три, начни!
Инвентарь: 2 фитбола, 4 конуса
ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите…
ТРЕТЬЕ испытание «Переправа через реку Пякупур»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а вы знаете, сколько у нас на Ямале озёр и рек? Всего на территории округа насчитывают около 300 тысяч озер и 48 тысяч рек. Самые большие из них Обь, Пур, Таз, Надым. А сколько болот?.. Тоже очень много!… Вот и на нашем пути встретилось топкое болото и холодная северная река Пякупур. Реку мы можем преодолеть по бревну, а через болото пройдем по кочкам.
ВЕДУЩИЙ: Вам необходимо пройти по бревну и не упасть в холодную реку, прыгать по кочкам, и не попасть в трясину!
Итак, раз, два, три, начни!
Инвентарь: 2 бревна, 8 гимнастических матов, 2 ленты-кочки.
ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите…
ЧЕТВЁРТОЕ испытание «Поймай оленя» (конкурс капитанов)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто-нибудь из вас видел соревнования хантов на дне оленеводов? Здорово! А как они соревновались?
ВЕДУЩИЙ: А сейчас у нас конкурс капитанов! Вот мы и посмотрим, у какой команды самый ловкий капитан. Ваша задача – поймать оленя! Вот вам «олень» (конус с палкой), а вам лассо (кольцо). Необходимо вначале перепрыгнуть через нарты (это модули), и набросить кольца на палку
Итак, раз, два, три, начни!
. У вас три попытки. Не торопитесь, вам обязательно надо поймать оленя!
Инвентарь: 4 прямоугольных модуля, 2 конуса с палкой, 6 колец.
ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки самый ловкий оказался капитан команды…. Ловите…
ПЯТОЕ испытание «Загадки дедушки Ямал Ири»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, наш ямальский дед мороз, Ямал Ири, он такой выдумщик. Он попросил меня загадать вам загадки. Но загадки не простые, они хантейские! Все они связаны с природой нашего северного края. Загадки сложные, поэтому слушайте внимательно. Но я вам немного помогу. На доске есть подсказки.
-
- На тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится. (Летнее солнце)
- С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)
- Белые олени без рогов и копыт по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака)
- От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – плачут и растут. (Сосульки)
- Мягок, а не пух. Зелен, а не трава (Мох)
- Днем и ночью дрожит, всего боится (Заяц)
- Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (Гриб)
- Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит (Лёд)
Инвентарь: доска маркерная, картинки с ответами, магниты, маркеры
ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но больше загадок отгадала команда… Ловите…
ШЕСТОЕ испытание «Сказочный лабиринт»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, на нашем пути снова возникло препятствие! Но вы такие смелые, сильные и ловкие, вы его быстро преодолеете!
Участники каждый по очереди проходят лабиринт, встают у конуса. Кто быстрее – тот и выиграл.
Итак, раз, два, три, начни!
Инвентарь: 4 прямоугольных модуля, 2 лабиринта, маты, 2 скамьи
ВЕДУЩИЙ: Вы такие молодцы! Но все таки быстрее были… Ловите…
СЕДЬМОЕ испытание «Ямал Ири» (без учета результатов)
ВЕДУЩИЙ: Ребята, нам с вами выпало столько испытаний, и вы их все преодолели. Но Ямал Ири, он же выдумщик, вы помните? И чтобы получить сокровище, надо сделать маленькую поделку. Перед вами лежат заготовки, вам необходимо их склеить. И вы увидите, что получилось.
Пока жюри подводит итоги, дети делают фигурку Ямал Ири на память.
Инвентарь: клей 16 шт., 16 файлов, 16 заготовок, 2 больших, готовых Ямал Ири для примера, 2 скамейки.
ВЕДУЩИЙ. Вот и подошло к концу наше путешествие за сокровищем в северном царстве Ямал Ири. Кто-то победил, кто-то проиграл. Но мы все оказались в выигрыше, потому что каждый из нас нашел свою частичку добра, укрепил свою дружбу, испытал себя на прочность. И каждый из Нас приобрёл профессию путешественника и кладоискателя. МОЛОДЦЫ! До новых встреч!